ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Евгения Лысова
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
преподобничество и мученичество (новомученица Церкви Русской, или Российская)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Московская область: г. Егорьевск и Егорьевский район - село Никиткино; Рязанская область; Средняя Азия
ДНИ ПАМЯТИ
17 ноября (4 ноября ст. ст.) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских)
ЖИЗНЬ
Лысова Евдокия родилась в 1892 году в селе Никиткино Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье владельца бакалейной лавки. Образование получила в церковноприходской школе.
В 1916 году скончались родители, обе ее сестры к этому времени вышли замуж и жили отдельно, и воспитанная в благочестии Евдокия решила посвятить свою жизнь служению Господу. Она продала домашнюю скотину, а доставшийся ей от родителей дом отдала сестре, получив от нее взамен небольшой домик, в котором она и устроила себе келью. Окормлялась у одного из монахов в Богословском монастыре в Рязанской области.
В 1926 году пострижена в монашество с именем Евгения.
Когда монастырь был закрыт, она вернулась в родное село Никиткино и стала прислуживать здесь при Покровской церкви.
В 1931 году были арестованы сестры Колычевского Казанского монастыря и заключены в тюрьму в Егорьевске. Сразу после их ареста верующими и монахинями закрытых монастырей, которых тогда много поселилось в Егорьевске, была организована им помощь продуктовыми передачами и вещами. С десяток монахинь круглосуточно дежурили неподалеку от тюрьмы, чтобы в тот момент, когда арестованных будут вести из тюрьмы на вокзал, успеть попрощаться с исповедницами. В конце концов, стало известно, что сестер Казанской обители будут перегонять этапом 12 июня. В этот день у ворот тюрьмы стали собираться монахини, духовенство и верующие. Собралось всего около ста человек. Впоследствии один из свидетелей показал, что священники и монахини «повели агитацию среди городского населения о том, что советская власть повела политику окончательного уничтожения религии. Судят и высылают неповинных людей. Дня за три до отправки… монахинь организовали ночное дежурство у домзака, возле них группировались городские жители… среди которых монахини со слезами агитировали — надо терпеть, их угонят, нас скоро заберут».
Перед тем, как вывести из тюрьмы монахинь, когда на площади было уже довольно верующих, появились милиционеры, которые стали арестовывать собравшихся, толпа разбежалась. В последующие дни также были проведены аресты среди монахинь и верующих в Егорьевске и в ближайших селах. Всего по этому делу было арестовано восемнадцать человек.
Монахиня Евгения была арестована 25 июня 1931 года и препровождена в тюрьму в Егорьевске. Отвечая на вопросы следователя, она сказала: «После смерти родителей… стала вести монашескую жизнь, ходила и сейчас хожу в церковь, служу вместе со священником… и этой жизни держусь…»
16 июля 1931 года тройка при ПП ОГПУ Московской области приговорила монахиню Евгению к трем годам ссылки в Казахстан, причем срок ссылки ей было отмерен с 12 июня, когда были арестованы на площади монахини.
В 1934 году по окончании срока ссылки монахиня Евгения вернулась на родину и поселилась в Егорьевске, куда вернулись из ссылок другие монахини и духовенство. Евгения стала помогать при храме святого благоверного князя Александра Невского. Монахини, послушницы и благочестивые женщины стали совершать уставные службы в домах; и в городах и по деревням стали образовываться небольшие монашеские общины. Многие тогда боялись собираться в домах для молитвы, но Евгения, возражая на эти страхования, говорила: «Я была в ссылке, мне не страшно».
В апреле 1935 года монахиня Евгения была арестована в числе других членов общины.
– Скажите, где и когда вы принимали участие в тайных молениях на квартирах верующих? – спросил ее следователь.
– На тайных молениях я никогда не присутствовала; возможно, они где и были в Егорьевске, но мне неизвестно.
– Признаете вы себя виновной в предъявленном вам обвинении?
– Виновной в предъявленном мне обвинении не признаю.
14 июня 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило ее к 5 годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена в лагерь под Ташкентом.
Из лагеря она писала родственникам, чтобы прислали ей сухариков; через некоторое время, получив их, отписала, чтобы больше ничего не посылали, так как их лагерь переводят на другое место и когда прибудут, она сообщит новый адрес. Но условия этого этапа оказались столь тяжелы, что она не выдержала их.
Скончалась в заключении 17 ноября 1935 года.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Место захоронения ныне неизвестно.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских 15 апреля 2008 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставила.
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянута.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
1. Игумен Дамаскин (Орловский). Московские Епархиальные Ведомости. № 5-6 за 2008 год;
2. База данных ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века".
Состояние на 16.11.2016
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий