ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Александр Державин
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик, новомученик Церкви Русской, или Российский)
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик, новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
ГЕОГРАФИЯ
Московская область: Клинский район - село Зеленцино, Одинцовский район - села Александрово, Троицкое и город Кубинка; город Архангельск и Архангельская область
ДНИ ПАМЯТИ
ДНИ ПАМЯТИ
25 марта (12 марта ст. ст.) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских)
ЖИЗНЬ
ЖИЗНЬ
Рождение. Будущему мученику Христову - Александру - суждено было родиться в Клинском крае - далеко от Москвы, но всё же в ее области - в 1864 году в селе Зеленцино, которое далеко не на всякой карте отыщешь. В такой географической глуши родился яркий светильник Божий, просиявший воочию в наших пределах, много добра сотворивший в жизни своей перед Господом и ближними своими.
Учеба. Чтобы лучше, во всеоружии, подготовиться к будущему великому своему служению в храме Божием, познать в полноте закон Христов, Александр после школы поступил в духовную семинарию, которую окончил в 23 года.
Учеба. Чтобы лучше, во всеоружии, подготовиться к будущему великому своему служению в храме Божием, познать в полноте закон Христов, Александр после школы поступил в духовную семинарию, которую окончил в 23 года.
Священнослужение в храмах Московской области. После рукоположения стал служить священником в храме Рождества Богородицы села Александрова Звенигородского уезда. И здесь, вдохновляемый Божественной благодатью, просиял многими подвигами, добродетелями, любовью, с каждым годом всё более прочно укореняясь в своем небесном уповании.
В 1897 году отца Александра перевели в находящийся в этой же местности Троицкий храм села Троицкое. Здесь он прослужил еще 30 с небольшим лет своей земной жизни. За эти годы в стране произошло много событий, главным из которых стало возобновление гонений на христиан, которые устроила новая большевисткая власть после революции 1917 года. Тогда многие христиане просияли исповедничеством и мученичеством. Одержали победу - настоящую - над внешним, но в особенности внутренним врагом нашим - сатаной. Тогда отчетливо выявилось, кто есть служитель Божий на деле.
Арест, тюрьма, допрос и приговор. Среди Божиих людей был и отец Александр, который в 1930 году, в год, когда его арестовали и отвезли с ближней станции Кубинка Смоленской железной дороги на Лубянку, начал свой многотрудный страдальческий, но и победный в итоге путь на свою Голгофу. Во время следствия в Лубянской тюрьме его допросили, обвиненили в антисоветской агитации и в участии в выдуманном восстании в Звенигороде. Обвинения он отверг. Тогда его перевели в Бутырскую тюрьму и обвинили в том, что совместно с активом церкви он вел злостную антисоветскую агитацию, направленную против проводимых советской властью мероприятий в деревне. Отец Александр виновным себя не признал. Но был приговорен к 3 годам высылки в Северный край.
В ссылке. После приговора отец Александр месяц просидел в тюрьме, а затем был отправлен в Архангельск на 5 суток. Потом его доставили в деревню Кондратьево. Он по возрасту не мог выполнять тяжелую физическую работу, а другой работы для ссыльных не было. Пришлось жить только посылками и деньгами, которые присылали дети. А глушь эта настоящая - посылки приходили нерегулярно, да еще и по дороге разворовывались. Приходилось голодать. И в этой тяжелейшей ситуации отец Александр поступал, как истинный христианин - делился тем, что получал от своих детей со своим ссыльным собратом, отцом Феодором Воскресенским, который практически ни от кого не получал помощи.
Летом в 1932 году они прибыли в Архангельск, где прожили 14 дней, а потом их отвезли в Усть-Цильму. Здесь был храм ("Слава Богу, что есть где помолиться, легче душе"), но жить пришлось в тесном "клоповнике". Потом отца Александра вместе с 20 нетрудоспособными священниками перевели в еще более далекую деревню, где жили старообрядцы беглопоповского толка. По дороге отец Александр застудил ноги. Потом его вновь отвезли в Усть-Цильму. Но из-за дороговизны квартир, сдаваемым в наем, пришлось поселиться в 4-х километрах от Усть-Цильмы в селении Коровий Ручей. И здесь недолго он пробыл - через некоторое время ОГПУ отправило священника в местечко Зигрнь. Несмотря на то, что срок наказания истек 2 января 1933 года, власти не разрешили отцу Александру уехать к сыну, как тот просил.
В 1897 году отца Александра перевели в находящийся в этой же местности Троицкий храм села Троицкое. Здесь он прослужил еще 30 с небольшим лет своей земной жизни. За эти годы в стране произошло много событий, главным из которых стало возобновление гонений на христиан, которые устроила новая большевисткая власть после революции 1917 года. Тогда многие христиане просияли исповедничеством и мученичеством. Одержали победу - настоящую - над внешним, но в особенности внутренним врагом нашим - сатаной. Тогда отчетливо выявилось, кто есть служитель Божий на деле.
Арест, тюрьма, допрос и приговор. Среди Божиих людей был и отец Александр, который в 1930 году, в год, когда его арестовали и отвезли с ближней станции Кубинка Смоленской железной дороги на Лубянку, начал свой многотрудный страдальческий, но и победный в итоге путь на свою Голгофу. Во время следствия в Лубянской тюрьме его допросили, обвиненили в антисоветской агитации и в участии в выдуманном восстании в Звенигороде. Обвинения он отверг. Тогда его перевели в Бутырскую тюрьму и обвинили в том, что совместно с активом церкви он вел злостную антисоветскую агитацию, направленную против проводимых советской властью мероприятий в деревне. Отец Александр виновным себя не признал. Но был приговорен к 3 годам высылки в Северный край.
В ссылке. После приговора отец Александр месяц просидел в тюрьме, а затем был отправлен в Архангельск на 5 суток. Потом его доставили в деревню Кондратьево. Он по возрасту не мог выполнять тяжелую физическую работу, а другой работы для ссыльных не было. Пришлось жить только посылками и деньгами, которые присылали дети. А глушь эта настоящая - посылки приходили нерегулярно, да еще и по дороге разворовывались. Приходилось голодать. И в этой тяжелейшей ситуации отец Александр поступал, как истинный христианин - делился тем, что получал от своих детей со своим ссыльным собратом, отцом Феодором Воскресенским, который практически ни от кого не получал помощи.
Летом в 1932 году они прибыли в Архангельск, где прожили 14 дней, а потом их отвезли в Усть-Цильму. Здесь был храм ("Слава Богу, что есть где помолиться, легче душе"), но жить пришлось в тесном "клоповнике". Потом отца Александра вместе с 20 нетрудоспособными священниками перевели в еще более далекую деревню, где жили старообрядцы беглопоповского толка. По дороге отец Александр застудил ноги. Потом его вновь отвезли в Усть-Цильму. Но из-за дороговизны квартир, сдаваемым в наем, пришлось поселиться в 4-х километрах от Усть-Цильмы в селении Коровий Ручей. И здесь недолго он пробыл - через некоторое время ОГПУ отправило священника в местечко Зигрнь. Несмотря на то, что срок наказания истек 2 января 1933 года, власти не разрешили отцу Александру уехать к сыну, как тот просил.
Кончина. Незадолго до смерти отец Александр причастился Святых Христовых Таин. Видимо он надорвался, или от переохлаждения, у него начались сильные боли в животе, которые с каждым днем усиливались. 25 марта 1933 года священник Александр Державин умер от неизвестной болезни и общего изнурения. Ушел с земли - но державно воссияла его звезда на небе. И ее свет доходит до нас и сегодня, ибо звезды духовного небосклона - все святые - никогда не гаснут. Потому что не умирают уже вечно и погаснуть не могут, отражая сладостно-блаженный свет Божий и разделяя Его любовь - через свою - со всеми, кто его любит и к нему во Христе в сердечных молитвах обращается.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Священник Александр Державин был похоронен, вероятно, в селе Зигрнь, но точное место его могилы ныне неизвестно.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
12 марта 2002 года постановлением Священного Синода священник Александр Державин причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящено.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века";
Выписка из журнала N 3 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 г.;
Московские Епархиальные Ведомости. 2002. N№ 5-6;
База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ "Мемориал". М.:Звенья, 2004;
Помнить поименно: Книга памяти жертв политических репрессий жителей Московской области. М.: ООО "ФЭРИ-В", 2002;
Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том I. Тверь: Булат, 2005.
Московские Епархиальные Ведомости. 2002. N№ 5-6;
База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ "Мемориал". М.:Звенья, 2004;
Помнить поименно: Книга памяти жертв политических репрессий жителей Московской области. М.: ООО "ФЭРИ-В", 2002;
Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том I. Тверь: Булат, 2005.
Состояние на 1.02.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий