ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Антоний Медведев
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Радонежский
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
Антоний Медведев
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Радонежский
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
преподобничество
ВРЕМЯ
18-19 века
ГЕОГРАФИЯ
Нижегородская область; г. Москва и Московская область: г. Сергиев Посад
ДНИ ПАМЯТИ
ВРЕМЯ
18-19 века
ГЕОГРАФИЯ
Нижегородская область; г. Москва и Московская область: г. Сергиев Посад
ДНИ ПАМЯТИ
25 мая (12 мая ст. ст.), 16 октября (3 октября ст. ст.) и в Соборе Радонежских святых
ЖИЗНЬ
ЖИЗНЬ
Рождение и детство. Родился в 1792 году в семье вольноотпущенного крестьянина графини Е. Головиной, служившего поваром у князя Е. Грузинского в селе Лыскове (Нижегородская область). Был наречен в крещении Андреем. Отец умер, когда ему было 4 года, в семье осталось 4 детей. Мать дала мальчику христианское воспитание, он обучился грамоте и стал учеником аптекаря при больнице в Лыскове.
Юность и работа в больнице. Князь Грузинский поручил ему заведование больницей. Обладая прекрасным голосом, Андрей пел в церковном хоре. В 1812 году из-за недостатка врачей прикомандированный к Нижегородскому ополчению Андрей Медведев получил официальное разрешение на врачебную практику.
Уход в монастырь и принятие монашества. Под влиянием настоятельницы Арзамасской Алексеевской женской общины игумении Олимпиады Стригалевой Андрей решил принять монашество. По указанию явившегося ему во сне преподобного Андрея Критского, его небесного покровителя, в 1818 году он стал послушником в Сарове. Пробыв около 1, 5 лет в Саровской пустыни, он вернулся в Арзамас и поступил в Высокогорскую пустынь. В 1822 году он принял монашество с наречением в честь преподобного Антония Печерского. Вскоре был рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха. Игумения Олимпиада оставалась духовной наставницей Антония до своей кончины в 1828 году.
Строитель Выскогорской пустыни. В 1826 году епископом Нижегородским Мефодием Антоний был определен строителем Высокогорской пустыни. Благодаря усердным трудам нового строителя пустынь вскоре стала процветающей. Личность настоятеля, его служение и дар слова
привлекали из Арзамаса и окрестностей многих богомольцев, которые обращались к нему с просьбой быть их духовным отцом. При вступлении Антония в должность строителя пустыни в ней было 20 человек братии, при переходе его в Троице-Сергиеву Лавру - 90 человек. Антоний неоднократно ездил в Саров для беседы со старцами, особенно с преподобным Серафимом.
Назначение наместником Троице-Сергиевой Лавры. Посещение Москвы. В 1831 году скончался наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Афанасий Федоров. Вскоре митрополит Московский святитель Филарет предложил Антонию принять это служение. В марте Антоний прибыл в Москву, где был возведен в сан архимандрита в церкви преподобного Сергия Радонежского на Троицком Сухаревском подворье в Москве. Вскоре он уехал в Троице-Сергиеву Лавру.
Управление Троице-Сергиевой Лаврой. При Антонии в Лавре был основан Гефсиманский мужской скит, из холодных храмов стали отапливаемыми Троицкий собор, Никоновская, Духовская, Смоленская церкви, была построена Варваринская церковь и отремонтирована крепостная стена. В 1832 году из братских келий в Варваринском корпусе была организована странноприимная мужская больница, за стенами Лавры - женская больница и богадельня. В 1838 году на месте сгоревшей гостиницы был создан дом призрения, где разместились богадельня, больница и домовая церковь. В Пятницкой башне организовано училище и приют для сирот на 100 человек, которые жили и учились на полном содержании монастыря, еще 100 учеников приходили учиться и обедать; организовано питание для странников. В 1861 году училище и приют были переведены в дом призрения, мальчики-сироты обучались ремеслам, из способных к пению был организован хор. Архимандрит Антоний устроил в Лавре иконописную мастерскую, школу иконописания, литографическую мастерскую.
Исключительное внимание наместник уделял заключенным в сергиево-посадской пересыльной тюрьме. В 1871-1873 годах было построено новое тюремное здание, более половины суммы на строительство пожертвовали духовные дети Антония. На средства Лавры в тюрьме была устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», богослужения в которой совершали лаврские монахи; Лавра помогала в обеспечении заключенных продовольствием.
Антоний покровительствовал также частным лицам, назначая из средств, вверенных ему благотворителями, пособия нуждающимся. Так же святой Антоний написал много монастырских писем разным людям.
Антоний проявлял большую заботу о духовной жизни иноков, был духовником многих мирян; даром слова он снискал любовь богомольцев. Он собирал переводы аскетических сочинений преподобного Паисия Величковского, помогал оптинским монахам в издании книг, с большим вниманием относился к лаврским старцам. Своими трудами на благо Лавры и духовной мудростью Антоний расположил к себе святителя митрополита Филарета, который избрал его духовным отцом и посылал к нему людей, нуждавшихся в назидании или утешении. С одобрения митрополита были напечатаны отдельной брошюрой «Монастырские письма», в которых Антоний описал разные случаи особого проявления благодати Божией и явлений из мира духовного.
После кончины преподобного Серафима Антоний взял на себя заботы о Дивеевской общине. Благодаря совместным трудам Антония и митрополита Филарета в 1841 году было напечатано составленное архимандритом Сергием первое житие преподобного Серафима.
В 1873 у Антония был легкий инсульт, после которого он оставался прикованным к постели. Святитель Иннокентий благословил устроить домовую церковь при кельях архимандрита, где он изредка совершал литургию. Управление Лаврой было передано духовному собору, к Антонию обращались за советом лишь в наиболее важных делах.
В 1876 году, после начала войны с Турцией, Антоний при мощах преподобного Сергия Радонежского благословил великого князя Николая Николаевича, командовавшего русскими войсками, а в январе 1877 года, собрав последние силы, приветствовал императора Александра II и его семью.
Кончина. Антоний скончался 12 мая 1877 года, попрощавшись с братией, напутствованный Таинствами Елеосвящения и Причащения.
Юность и работа в больнице. Князь Грузинский поручил ему заведование больницей. Обладая прекрасным голосом, Андрей пел в церковном хоре. В 1812 году из-за недостатка врачей прикомандированный к Нижегородскому ополчению Андрей Медведев получил официальное разрешение на врачебную практику.
Уход в монастырь и принятие монашества. Под влиянием настоятельницы Арзамасской Алексеевской женской общины игумении Олимпиады Стригалевой Андрей решил принять монашество. По указанию явившегося ему во сне преподобного Андрея Критского, его небесного покровителя, в 1818 году он стал послушником в Сарове. Пробыв около 1, 5 лет в Саровской пустыни, он вернулся в Арзамас и поступил в Высокогорскую пустынь. В 1822 году он принял монашество с наречением в честь преподобного Антония Печерского. Вскоре был рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха. Игумения Олимпиада оставалась духовной наставницей Антония до своей кончины в 1828 году.
Строитель Выскогорской пустыни. В 1826 году епископом Нижегородским Мефодием Антоний был определен строителем Высокогорской пустыни. Благодаря усердным трудам нового строителя пустынь вскоре стала процветающей. Личность настоятеля, его служение и дар слова
привлекали из Арзамаса и окрестностей многих богомольцев, которые обращались к нему с просьбой быть их духовным отцом. При вступлении Антония в должность строителя пустыни в ней было 20 человек братии, при переходе его в Троице-Сергиеву Лавру - 90 человек. Антоний неоднократно ездил в Саров для беседы со старцами, особенно с преподобным Серафимом.
Назначение наместником Троице-Сергиевой Лавры. Посещение Москвы. В 1831 году скончался наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Афанасий Федоров. Вскоре митрополит Московский святитель Филарет предложил Антонию принять это служение. В марте Антоний прибыл в Москву, где был возведен в сан архимандрита в церкви преподобного Сергия Радонежского на Троицком Сухаревском подворье в Москве. Вскоре он уехал в Троице-Сергиеву Лавру.
Управление Троице-Сергиевой Лаврой. При Антонии в Лавре был основан Гефсиманский мужской скит, из холодных храмов стали отапливаемыми Троицкий собор, Никоновская, Духовская, Смоленская церкви, была построена Варваринская церковь и отремонтирована крепостная стена. В 1832 году из братских келий в Варваринском корпусе была организована странноприимная мужская больница, за стенами Лавры - женская больница и богадельня. В 1838 году на месте сгоревшей гостиницы был создан дом призрения, где разместились богадельня, больница и домовая церковь. В Пятницкой башне организовано училище и приют для сирот на 100 человек, которые жили и учились на полном содержании монастыря, еще 100 учеников приходили учиться и обедать; организовано питание для странников. В 1861 году училище и приют были переведены в дом призрения, мальчики-сироты обучались ремеслам, из способных к пению был организован хор. Архимандрит Антоний устроил в Лавре иконописную мастерскую, школу иконописания, литографическую мастерскую.
Исключительное внимание наместник уделял заключенным в сергиево-посадской пересыльной тюрьме. В 1871-1873 годах было построено новое тюремное здание, более половины суммы на строительство пожертвовали духовные дети Антония. На средства Лавры в тюрьме была устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», богослужения в которой совершали лаврские монахи; Лавра помогала в обеспечении заключенных продовольствием.
Антоний покровительствовал также частным лицам, назначая из средств, вверенных ему благотворителями, пособия нуждающимся. Так же святой Антоний написал много монастырских писем разным людям.
Антоний проявлял большую заботу о духовной жизни иноков, был духовником многих мирян; даром слова он снискал любовь богомольцев. Он собирал переводы аскетических сочинений преподобного Паисия Величковского, помогал оптинским монахам в издании книг, с большим вниманием относился к лаврским старцам. Своими трудами на благо Лавры и духовной мудростью Антоний расположил к себе святителя митрополита Филарета, который избрал его духовным отцом и посылал к нему людей, нуждавшихся в назидании или утешении. С одобрения митрополита были напечатаны отдельной брошюрой «Монастырские письма», в которых Антоний описал разные случаи особого проявления благодати Божией и явлений из мира духовного.
После кончины преподобного Серафима Антоний взял на себя заботы о Дивеевской общине. Благодаря совместным трудам Антония и митрополита Филарета в 1841 году было напечатано составленное архимандритом Сергием первое житие преподобного Серафима.
В 1873 у Антония был легкий инсульт, после которого он оставался прикованным к постели. Святитель Иннокентий благословил устроить домовую церковь при кельях архимандрита, где он изредка совершал литургию. Управление Лаврой было передано духовному собору, к Антонию обращались за советом лишь в наиболее важных делах.
В 1876 году, после начала войны с Турцией, Антоний при мощах преподобного Сергия Радонежского благословил великого князя Николая Николаевича, командовавшего русскими войсками, а в январе 1877 года, собрав последние силы, приветствовал императора Александра II и его семью.
Кончина. Антоний скончался 12 мая 1877 года, попрощавшись с братией, напутствованный Таинствами Елеосвящения и Причащения.
МОЩИ
Отпевание Антония совершили епископ Иоанн Митропольский и епископ Можайский, викарий Московской епархии Игнатий в сослужении более 60 священнослужителей при огромном стечении народа. Архимандрит Антоний был погребен с восточной стороны Свято-Духовского собора Троице-Сергиевой Лавры.
В 1994 году останки Антония были обретены и помещены в Духовском соборе.
В 1994 году останки Антония были обретены и помещены в Духовском соборе.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Почитание архимандрита Антония особо выразилось в обязательном и усердном поминовении его в Троице-Сергиевой Лавре на всех заупокойных ектениях. Преподобный Антоний был прославлен как местночтимый святой 16 октября 1998 года по благословению патриарха Алексия II, который сам возглавил торжество прославления.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Предвестие о дне кончины митр. Московского Филарета, ДЧ, 1867, ч. 3
Письмо проф. С. К. Смирнову [23 мая 1863 г.], БВ, 1915, № 10/12
Письма к духовной дочери Е. И. М. [Серг. П.], 1990р
Доброе слово новоначальному послушнику, [Серг. П.], 1996п.
Монастырские письма, Серг. П., 1996п.
АФОРИЗМЫ
Письмо проф. С. К. Смирнову [23 мая 1863 г.], БВ, 1915, № 10/12
Письма к духовной дочери Е. И. М. [Серг. П.], 1990р
Доброе слово новоначальному послушнику, [Серг. П.], 1996п.
Монастырские письма, Серг. П., 1996п.
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Тропарь, глас 3
Волю Божию в житий твоем взыскуя, предречение преподобнаго Серафима и Небесное призвание чрез святителя Филарета на служение в Лавру великую приял еси. Истинный хранитель заветов аввы Сергия быв, иноков наставник богомудрый и Лавры благоукраситель искусный явился еси. Ныне же, предстоя Престолу Святыя Троицы, преподобне отче Антоние, моли спастися душам нашим.
Кондак, глас 2
Вышних желая улучити, блаженне, от юности Христу последовал еси, подвигом и нравом святых отец ревнуя, благодать духа мирна стяжал еси. Сего ради множеству иноков и всем притекающим к тебе милостивый отец явился еси. Темже с любовиювопием ти: радуйся, Антоние, Лавры Сергиевы похвало и Церкви Российской украшение.
Молитва
О преподобне отче Антоние, великаго аввы Сергия достойный преемниче, наставлений преподобнаго Серафима исполнителю, святителя Филарета друже и сотаинниче, иноков и всех ревнителей благочестия учителю! Моли всемилостиваго Христа Бога нашего и Его Пречистую Матерь Церкви и Отечеству нашему в мире и тишине пребывати, обители Сергиевой, идеже прославляется великое имя Пресвятыя Троицы, непоколебимой сохранитися, училищу духовному, в ней пребывающему, в православней вере утвердитися. Испроси нам молитвами твоими у Пресвятыя Троицы благодать волю Божию взыскати и исполняти, житие в подвизех покаяния провождати, скорби, болезни и искушения с благодарением терпети, дух мирен стяжати и искати прежде Царствия Божия, в немже ты прославлявши со всеми святыми Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
ХРАМЫ
Не посвящены.
МОНАСТЫРИ
МОНАСТЫРИ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
КАРТИНЫ
КАРТИНЫ
Не написаны.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Михаил (Лузин), архим., "Слово, произнесенное 16 мая 1877 года при погребении наместника Св.-Троицкой Сергиевой Лавры архим. Антония," ДЧ, 1877, ч. 2
Н. Д., "Некролог о наместнике Св.-Троицкой-Сергиевой Лавры архим. Антонии (Медведеве)," Моск. ЕВ, 1877, Май, № 21
Нечаев, В., прот., "В память архим. Антония," ДЧ, 1877, ч. 2
Толстой, Д. Н., Архим. Антоний, наместник Св.-Троицкой Сергиевой Лавры: Некролог, М., 1877.
Письма митр. Московского Филарета к наместнику Св.-Троицкия Сергиевы Лавры архим. Антонию, 1831-1867 гг., М., 1877-1884, ч. 1-4.
Казанский, П. С., Очерки жизни архим. Антония, наместника Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, М., 1878.
И. Ф., "Случай из жизни архим. Антония," ДЧ, 1879, ч. 1
Субботин, Н., Митр. Филарет и архим. Антоний как почитатели заветов и памяти прп. Серафима, М., 1904.
"Об отказе митр. Московского Филарета освящать Триумфальные ворота в Москве по совету архим. Антония: Из зап. Преосвящ. Леонида, архиеп. Ярославского," ДЧ, 1905, ч. 3
ЖПодв, Май
Нилус, С., Святыня под спудом, Серг. П., 1911
Хибарин, И., "Наместник Троице-Сергиевой Лавры архим. Антоний," ЖМП, 1954, № 7
Георгий (Тертышников), архим., Архим. Антоний (Медведев), наместник Св.-Троицкой Сергиевой Лавры: Жизнеописание, Серг. П., 1996.
Георгий (Тертышников), архим., Житие прп. Антония (Медведева), наместника Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, Серг. П., 1996.
Филимонов, К., Сергиев Посад: Страницы истории: XIV - нач. XX в., М., 1997
Голубцов, С., протодиак., Троице-Сергиева Лавра за последние сто лет, М., 1998
Н. Д., "Некролог о наместнике Св.-Троицкой-Сергиевой Лавры архим. Антонии (Медведеве)," Моск. ЕВ, 1877, Май, № 21
Нечаев, В., прот., "В память архим. Антония," ДЧ, 1877, ч. 2
Толстой, Д. Н., Архим. Антоний, наместник Св.-Троицкой Сергиевой Лавры: Некролог, М., 1877.
Письма митр. Московского Филарета к наместнику Св.-Троицкия Сергиевы Лавры архим. Антонию, 1831-1867 гг., М., 1877-1884, ч. 1-4.
Казанский, П. С., Очерки жизни архим. Антония, наместника Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, М., 1878.
И. Ф., "Случай из жизни архим. Антония," ДЧ, 1879, ч. 1
Субботин, Н., Митр. Филарет и архим. Антоний как почитатели заветов и памяти прп. Серафима, М., 1904.
"Об отказе митр. Московского Филарета освящать Триумфальные ворота в Москве по совету архим. Антония: Из зап. Преосвящ. Леонида, архиеп. Ярославского," ДЧ, 1905, ч. 3
ЖПодв, Май
Нилус, С., Святыня под спудом, Серг. П., 1911
Хибарин, И., "Наместник Троице-Сергиевой Лавры архим. Антоний," ЖМП, 1954, № 7
Георгий (Тертышников), архим., Архим. Антоний (Медведев), наместник Св.-Троицкой Сергиевой Лавры: Жизнеописание, Серг. П., 1996.
Георгий (Тертышников), архим., Житие прп. Антония (Медведева), наместника Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, Серг. П., 1996.
Филимонов, К., Сергиев Посад: Страницы истории: XIV - нач. XX в., М., 1997
Голубцов, С., протодиак., Троице-Сергиева Лавра за последние сто лет, М., 1998
Состояние на 29.01.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий