ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Алексий Смирнов (Солнечногорский)
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик, новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: Клинский район - села Редино, Мерзлое и Пречистенский Погост, г. Сергиев Посад
ДНИ ПАМЯТИ
Алексий Смирнов (Солнечногорский)
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик, новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: Клинский район - села Редино, Мерзлое и Пречистенский Погост, г. Сергиев Посад
ДНИ ПАМЯТИ
11 декабря (28 ноября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников
ЖИЗНЬ
Родился 8 февраля 1890 года в селе Редино Солнечногорской волости Клинского уезда Московской губернии в семье псаломщика.
Поступив в Вифанскую духовную семинарию, окончил её в 1915 году и 22 сентября был определен псаломщиком в Тихвинский храм родного села.
21 апреля 1916 года он был рукоположен во священника к Воскресенскому храму села Мерзлое Клинского уезда.
В 1922 году перевели служить в Успенскую церковь Пречистенского Погоста того же уезда.
Хозяйство священника после революции было обложено большим налогом. За его неуплату он был осужден на один месяц принудительных работ. Поскольку новая власть поставила своей целью уничтожение Церкви, то все её мероприятия были направлены для достижения намеченного. Одним из средств для этого служили большие налоги, которыми обкладывалось как духовенство, так и общины верующих. По вопросу выплаты очередной страховки и налогов за пользование церковью 4 декабря 1929 года состоялось собрание прихожан Успенского храма, на котором верующие приняли решение собрать требуемую сумму и уплатить налог.
30 декабря 1929 года ОГПУ арестовало священника Алексия Смирнова и старосту церкви Григория Сивохина, обвинив их в распространении ложных слухов о скорой войне и возбуждении недовольства у населения советской властью. После ареста их заключили в Бутырскую тюрьму в Москве.
4 января 1930 года состоялся допрос священника.
– 4 декабря собрание состоялось в церкви после обедни, – сказал отец Алексий. – Собрание было по вопросу уплаты налогов, и на нем присутствовало около 200 человек. На этом собрании выступал Сивохин, который говорил, что «необходимо совместно уплатить присланную сумму, иначе у нас церковь закроют». Выступал ли кто-либо ещё кроме Сивохина, я не помню. Со стороны граждан, присутствовавших на данном собрании, были предложения собрать деньги со всех. В результате было принято решение собрать по рублю со двора. Никаких эксцессов во время собрания и после не было.
– Говорил ли Сивохин о том, что «большевики собираются у нас закрыть церковь»?
– Ничего подобного он не говорил.
– Выступали ли вы на данном собрании?
– Нет, не выступал и ничего не говорил.
23 февраля 1930 года Коллегией ОГПУ приговорен к заключению в концлагерь сроком на пять лет. Отбывать наказание священник был отправлен в Беломорско-Балтийский лагерь. Вследствие зачета рабочих дней и применения льгот срок отбывания наказания был сокращен на один год. В декабре 1933 года он получил документы об освобождении из лагеря.
30 мая 1934 года был назначен священноначалием служить в том же Успенском храме Пречистенского Погоста Солнечногорского района.
4 декабря 1937 года был вновь арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
5 декабря он был допрошен.
– Назовите Ваших знакомых, их фамилии и адреса.
– Близких знакомых у меня никого нигде нет.
– Следствие располагает данными о том, что вы среди населения систематически вели контрреволюционную агитацию.
– В контрреволюционной агитации я себя виновным не признаю.
– Вы одновременно среди населения высказывали провокационные слухи о гибели советской власти.
– Провокационных высказываний с моей стороны никогда нигде не было.
По требованию сотрудников НКВД председатель сельсовета 5 декабря 1937 года выдал справку, в которой дал такую характеристику священнику: «священник гражданин Смирнов Алексей проживал на хуторе Успенье Мостовского сельсовета с 1935 года и по настоящее время. За время пребывания гражданин Смирнов занимался духовенством и кроме того, под видом подшивки сапог, вел антисоветскую работу среди избирателей, и особенно среди тех людей, которые ходили в церковь по воскресеньям и другим праздникам». Следователем в тот же день, 5 декабря, были допрошены лжесвидетели. Один из них показал, что в день ареста беседовал со священником, который сказал: «Боюсь, что меня скоро заберут. В Клинском районе всех попов арестовали, и что только советская власть делает с религией – исключительно делает гонение… ссылают в лагеря людей невиновных с такой целью, чтобы они там умирали с голоду, там хлеба дают очень мало, жить очень трудно».
Последний допрос состоялся 7 декабря.
– Следствие располагает данными, что вы среди населения вели систематическую контрреволюционную агитацию?
– Я себя виновным в ведении контрреволюционной агитации среди населения не признаю.
9 декабря 1937 года тройкой НКВД по Московской области приговорен к расстрелу за контрреволюционную агитацию и клеветнические измышления против Советской власти.
11 декабря 1937 года был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в неизвестной могиле на полигоне Бутово в Московской области.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
12 марта 2002 года причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
1. База данных ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века";
2. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Доп. том 2. Тверь, 2005.
Состояние на 11.12.2016
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий