ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Евгений Зернов
Евгений Зернов
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Московская область: г. Сергиев Посад; Сибирь и Дальний Восток; Коми; Нижегородская область
ДНИ ПАМЯТИ
20 сентября (7 сентября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских), Казахстанских, Соловецких и Нижегородских святых
ЖИЗНЬ
ГЕОГРАФИЯ
Московская область: г. Сергиев Посад; Сибирь и Дальний Восток; Коми; Нижегородская область
ДНИ ПАМЯТИ
20 сентября (7 сентября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских), Казахстанских, Соловецких и Нижегородских святых
ЖИЗНЬ
Семен Зернов родился 18 января 1877 года в Московской губернии, в семье диакона.
В 1898 году Семён закончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.
В 1900 году он принимает постриг в монашество с именем Евгений, а 1902 году рукоположение в иеромонаха. В том же году отец Евгений после окончания духовной академии назначается на место преподавателя сектоведения Черниговской духовной семинарии. С 1904 года он — инспектор этой семинарии.
С 1906 года — ректор Иркутской духовной семинарии в сане архимандрита. В то время в семинарии царило крайнее раздражение воспитанников против своего начальства. Отец Евгений сумел привести в порядок расстроенное смутой 1905 года учебное заведение, действуя без всякого применения репрессивных мер и заслужив общее доверие и любовь. В Иркутске, кроме обязанностей ректора семинарии выполнял сложные обязанности председателя епархиального училищного совета: был членом миссионерского комитета, членом Географического общества, братства во имя св. Иннокентия и редактором "Епархиальных Ведомостей”.
Он имел замечательный дар проповедника, поэтому проводимые им внебогослужебные собеседования по воскресным дням в семинарском храме охотно посещали и учащиеся, и интеллигенция, и народ.
В 1909 году отец Евгений являлся членом комиссии по освидетельствованию честных останков святого епископа Иркутского Софрония Кристалевского.
В 1910 году сделал доклад о постановке миссионерских предметов в семинариях на Иркутском миссионерском съезде; все положения, высказанные в этом докладе, были единогласно приняты.
В 1913 году состоялась его хиротония в епископа Киренского, викария Иркутской епархии. В 1914 году владыка назначается на Приамурскую и Благовещенскую кафедру. Святитель являлся членом Священного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов.
В 1923 году после всенощной, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, владыка ночью был арестован и заключён сначала в тюрьму города Благовещенска, затем вывезен в город Читу, а оттуда в Москву.
На защиту своего архипастыря встал весь город, чекисты вынуждены были вызвать пожарную команду, которая, обливая толпу водой, кое-как рассеяла ее. Даже сектанты пришли защитить владыку. Все они глубоко почитали святителя за миролюбие и правду. Пока святитель содержался в тюрьме Благовещенска, по городу ежедневно разъезжала телега с надписью: «В тюрьму для епископа хлеб». Пищи набиралось такое количество, что Владыка кормил всех содержавшихся с ним заключенных.
После освобождения в том же году святейший Патриарх Тихон возводит святителя в сан архиепископа, а в 1924 году он включается в состав членов Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне.
В 1924 году святитель арестовывается вновь и приговаривается к трём годам концлагеря с последующей высылкой на три года. До 1927 года владыка находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения.
Он был признан старшим среди епископов и остался им по общему согласию епископов даже после того, как туда прибыли и более старшие по рукоположению.
В июле 1926 года он принимал участие в составлении «Соловецкого послания» (обращения к правительству С.С.С.Р. православных епископов). Дух документа преисполнен непоколебимой твёрдости во всём, что касается собственно свободы церковной жизни, совершенно чужд и малой тени соглашательства, безбоязнен в свидетельстве правды и свободен в своём мнении среди уз. В документе изложены факты гонения на Церковь и заявлено, что «политический донос совершенно несовместим с достоинством пастыря».
С 1927 по 1929 годы владыка находится в ссылке в Зырянском крае (Коми). После выхода Декларации митрополита Сергия Страгородского владыка не отделился от него и не считал необходимым отделять ззаместителя от местоблюстителя Патриаршего Престола священномученика митрополита Петра Полянского.
Владыка был строгий постник и, невзирая на условия лагерной жизни, никогда не вкушал мяса, а также рыбы, если она предлагалась в неположенное время. Житейски был глубоко мудр, всегда тактичен и спокоен. Пастырям делал замечания всегда наедине в мягкой форме. Богослужения владыки отличались величием, покоем и благоговением.
После освобождения в 1929 году проживал в городе Котельнич Нижегородского края.
13 августа 1930 г. назначен архиепископом Белгородским - назначение отменено.
В августе 1930 года его назначают архиепископом Котельничским, викарием Вятской епархии, а с 1933 года временно управляющим Вятской епархией.
В мае 1934 года его переводят на Нижегородскую (Горьковскую) кафедру.
В 1898 году Семён закончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.
В 1900 году он принимает постриг в монашество с именем Евгений, а 1902 году рукоположение в иеромонаха. В том же году отец Евгений после окончания духовной академии назначается на место преподавателя сектоведения Черниговской духовной семинарии. С 1904 года он — инспектор этой семинарии.
С 1906 года — ректор Иркутской духовной семинарии в сане архимандрита. В то время в семинарии царило крайнее раздражение воспитанников против своего начальства. Отец Евгений сумел привести в порядок расстроенное смутой 1905 года учебное заведение, действуя без всякого применения репрессивных мер и заслужив общее доверие и любовь. В Иркутске, кроме обязанностей ректора семинарии выполнял сложные обязанности председателя епархиального училищного совета: был членом миссионерского комитета, членом Географического общества, братства во имя св. Иннокентия и редактором "Епархиальных Ведомостей”.
Он имел замечательный дар проповедника, поэтому проводимые им внебогослужебные собеседования по воскресным дням в семинарском храме охотно посещали и учащиеся, и интеллигенция, и народ.
В 1909 году отец Евгений являлся членом комиссии по освидетельствованию честных останков святого епископа Иркутского Софрония Кристалевского.
В 1910 году сделал доклад о постановке миссионерских предметов в семинариях на Иркутском миссионерском съезде; все положения, высказанные в этом докладе, были единогласно приняты.
В 1913 году состоялась его хиротония в епископа Киренского, викария Иркутской епархии. В 1914 году владыка назначается на Приамурскую и Благовещенскую кафедру. Святитель являлся членом Священного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов.
В 1923 году после всенощной, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, владыка ночью был арестован и заключён сначала в тюрьму города Благовещенска, затем вывезен в город Читу, а оттуда в Москву.
На защиту своего архипастыря встал весь город, чекисты вынуждены были вызвать пожарную команду, которая, обливая толпу водой, кое-как рассеяла ее. Даже сектанты пришли защитить владыку. Все они глубоко почитали святителя за миролюбие и правду. Пока святитель содержался в тюрьме Благовещенска, по городу ежедневно разъезжала телега с надписью: «В тюрьму для епископа хлеб». Пищи набиралось такое количество, что Владыка кормил всех содержавшихся с ним заключенных.
После освобождения в том же году святейший Патриарх Тихон возводит святителя в сан архиепископа, а в 1924 году он включается в состав членов Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне.
В 1924 году святитель арестовывается вновь и приговаривается к трём годам концлагеря с последующей высылкой на три года. До 1927 года владыка находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения.
Он был признан старшим среди епископов и остался им по общему согласию епископов даже после того, как туда прибыли и более старшие по рукоположению.
В июле 1926 года он принимал участие в составлении «Соловецкого послания» (обращения к правительству С.С.С.Р. православных епископов). Дух документа преисполнен непоколебимой твёрдости во всём, что касается собственно свободы церковной жизни, совершенно чужд и малой тени соглашательства, безбоязнен в свидетельстве правды и свободен в своём мнении среди уз. В документе изложены факты гонения на Церковь и заявлено, что «политический донос совершенно несовместим с достоинством пастыря».
С 1927 по 1929 годы владыка находится в ссылке в Зырянском крае (Коми). После выхода Декларации митрополита Сергия Страгородского владыка не отделился от него и не считал необходимым отделять ззаместителя от местоблюстителя Патриаршего Престола священномученика митрополита Петра Полянского.
Владыка был строгий постник и, невзирая на условия лагерной жизни, никогда не вкушал мяса, а также рыбы, если она предлагалась в неположенное время. Житейски был глубоко мудр, всегда тактичен и спокоен. Пастырям делал замечания всегда наедине в мягкой форме. Богослужения владыки отличались величием, покоем и благоговением.
После освобождения в 1929 году проживал в городе Котельнич Нижегородского края.
13 августа 1930 г. назначен архиепископом Белгородским - назначение отменено.
В августе 1930 года его назначают архиепископом Котельничским, викарием Вятской епархии, а с 1933 года временно управляющим Вятской епархией.
В мае 1934 года его переводят на Нижегородскую (Горьковскую) кафедру.
В 1935 году после пасхальной службы, совпавшей с празднованием 1 мая, владыка собрался ехать домой. Близкие стали ему предлагать задержаться, пока пройдут участники демонстрации. «Что нам бояться, — ответил Владыка, — надо Бога бояться». И поехал домой по улицам в клобуке. Вскоре его арестовали в Горьком и по обвинению «в антисоветской агитации» и приговорили к трём годам заключения в Карагандинском лагере. В сентябре 1937 года Святитель тройкой при У.Н.К.В.Д. по Карагандинской области приговаривается к расстрелу.
20 сентября 1937 года митрополит Евгений был расстрелян.
20 сентября 1937 года митрополит Евгений был расстрелян.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в ныне неизвестной могиле.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Прославлен Архиерейским юбилейным Собором Русской православной Церкви 2000 года.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Речь при наречении его во епископа Киренского. "Приб. к Церк. Вед.” 1913, № 7-8
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Высокообразованный богослов, он был глубоко мудр, всегда тактичен и спокоен. Богослужения его отличались величием, покоем и благоговением.
ИСТОЧНИКИ
ИСТОЧНИКИ
Православная энциклопедия, т. 16
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
"Церк. Вед." 1913, № 3, № 20, 1914, № 29, 1918, № 19-20
"ЖМП" 1931, № 2, № 5, 1932, № 11-12, 1933, № 14-15
"Русск. Паломн." 1913, № 12
"Изв. Каз. Еп." 1914, № 30
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год"
Проток. зас. сов. Каз. Д.А. за 1912 г.
ФПС I, № 48, с. 2, II, с. 1, IV, с. 3, V, № 73.
ФАМ I, № 97
"Приб. к "ЦВ" 1913, № 7-8, с. 357, 1914, № 29
M. Pol'skij, Novye muceniki I
Regel'son
Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II
"ЖМП" 1931, № 2, № 5, 1932, № 11-12, 1933, № 14-15
"Русск. Паломн." 1913, № 12
"Изв. Каз. Еп." 1914, № 30
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год"
Проток. зас. сов. Каз. Д.А. за 1912 г.
ФПС I, № 48, с. 2, II, с. 1, IV, с. 3, V, № 73.
ФАМ I, № 97
"Приб. к "ЦВ" 1913, № 7-8, с. 357, 1914, № 29
M. Pol'skij, Novye muceniki I
Regel'son
Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II
Состояние на 28.02.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий