понедельник, 31 октября 2016 г.

Евгений Зернов

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Евгений Зернов

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)

ВРЕМЯ
19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

Московская область: г. Сергиев Посад; Сибирь и Дальний Восток; Коми; Нижегородская область

ДНИ ПАМЯТИ

  20 сентября (7 сентября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских), Казахстанских, Соловецких и Нижегородских святых

ЖИЗНЬ
Семен Зернов родился 18 января 1877 года в Московской губернии, в семье диакона.

В 1898 году Семён закончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

В 1900 году он принимает постриг в монашество с именем Евгений, а 1902 году рукоположение в иеромонаха. В том же году отец Евгений после окончания духовной академии назначается на место преподавателя сектоведения Черниговской духовной семинарии. С 1904 года он — инспектор этой семинарии.

С 1906 года — ректор Иркутской духовной семинарии в сане архимандрита. В то время в семинарии царило крайнее раздражение воспитанников против своего начальства. Отец Евгений сумел привести в порядок расстроенное смутой 1905 года учебное заведение, действуя без всякого применения репрессивных мер и заслужив общее доверие и любовь. В Иркутске, кроме обязанностей ректора семинарии выполнял сложные обязанности председателя епархиального училищного совета: был членом миссионерского комитета, членом Географического общества, братства во имя св. Иннокентия и редактором "Епархиальных Ведомостей”.

Он имел замечательный дар проповедника, поэтому проводимые им внебогослужебные собеседования по воскресным дням в семинарском храме охотно посещали и учащиеся, и интеллигенция, и народ.

В 1909 году отец Евгений являлся членом комиссии по освидетельствованию честных останков святого епископа Иркутского Софрония Кристалевского.

В 1910 году сделал доклад о постановке миссионерских предметов в семинариях на Иркутском миссионерском съезде; все положения, высказанные в этом докладе, были единогласно приняты.

В 1913 году состоялась его хиротония в епископа Киренского, викария Иркутской епархии. В 1914 году владыка назначается на Приамурскую и Благовещенскую кафедру. Святитель являлся членом Священного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов.

В 1923 году после всенощной, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, владыка ночью был арестован и заключён сначала в тюрьму города Благовещенска, затем вывезен в город Читу, а оттуда в Москву.

На защиту своего архипастыря встал весь город, чекисты вынуждены были вызвать пожарную команду, которая, обливая толпу водой, кое-как рассеяла ее. Даже сектанты пришли защитить владыку. Все они глубоко почитали святителя за миролюбие и правду. Пока святитель содержался в тюрьме Благовещенска, по городу ежедневно разъезжала телега с надписью: «В тюрьму для епископа хлеб». Пищи набиралось такое количество, что Владыка кормил всех содержавшихся с ним заключенных.

После освобождения в том же году святейший Патриарх Тихон возводит святителя в сан архиепископа, а в 1924 году он включается в состав членов Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне.

В 1924 году святитель арестовывается вновь и приговаривается к трём годам концлагеря с последующей высылкой на три года. До 1927 года владыка находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения.

Он был признан старшим среди епископов и остался им по общему согласию епископов даже после того, как туда прибыли и более старшие по рукоположению.

В июле 1926 года он принимал участие в составлении «Соловецкого послания» (обращения к правительству С.С.С.Р. православных епископов). Дух документа преисполнен непоколебимой твёрдости во всём, что касается собственно свободы церковной жизни, совершенно чужд и малой тени соглашательства, безбоязнен в свидетельстве правды и свободен в своём мнении среди уз. В документе изложены факты гонения на Церковь и заявлено, что «политический донос совершенно несовместим с достоинством пастыря».

С 1927 по 1929 годы владыка находится в ссылке в Зырянском крае (Коми). После выхода Декларации митрополита Сергия Страгородского владыка не отделился от него и не считал необходимым отделять ззаместителя от местоблюстителя Патриаршего Престола священномученика митрополита Петра Полянского.

Владыка был строгий постник и, невзирая на условия лагерной жизни, никогда не вкушал мяса, а также рыбы, если она предлагалась в неположенное время. Житейски был глубоко мудр, всегда тактичен и спокоен. Пастырям делал замечания всегда наедине в мягкой форме. Богослужения владыки отличались величием, покоем и благоговением.

После освобождения в 1929 году проживал в городе Котельнич Нижегородского края.

13 августа 1930 г. назначен архиепископом Белгородским - назначение отменено.

В августе 1930 года его назначают архиепископом Котельничским, викарием Вятской епархии, а с 1933 года временно управляющим Вятской епархией.

В мае 1934 года его переводят на Нижегородскую (Горьковскую) кафедру.
В 1935 году после пасхальной службы, совпавшей с празднованием 1 мая, владыка собрался ехать домой. Близкие стали ему предлагать задержаться, пока пройдут участники демонстрации. «Что нам бояться, — ответил Владыка, — надо Бога бояться». И поехал домой по улицам в клобуке. Вскоре его арестовали в Горьком и по обвинению «в антисоветской агитации» и приговорили к трём годам заключения в Карагандинском лагере. В сентябре 1937 года Святитель тройкой при У.Н.К.В.Д. по Карагандинской области приговаривается к расстрелу.

20 сентября 1937 года митрополит Евгений был расстрелян.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в ныне неизвестной могиле.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Прославлен Архиерейским юбилейным Собором Русской православной Церкви 2000 года.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Речь при наречении его во епископа Киренского. "Приб. к Церк. Вед.” 1913, № 7-8

АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.


АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.

ХРАМЫ
Не посвящены.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.


ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Высокообразованный богослов, он был глубоко мудр, всегда тактичен и спокоен. Богослужения его отличались величием, покоем и благоговением.

ИСТОЧНИКИ
 Православная энциклопедия, т. 16
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
"Церк. Вед." 1913, № 3, № 20, 1914, № 29, 1918, № 19-20
"ЖМП" 1931, № 2, № 5, 1932, № 11-12, 1933, № 14-15
"Русск. Паломн." 1913, № 12
"Изв. Каз. Еп." 1914, № 30
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год"
Проток. зас. сов. Каз. Д.А. за 1912 г.
ФПС I, № 48, с. 2, II, с. 1, IV, с. 3, V, № 73.
ФАМ I, № 97
"Приб. к "ЦВ" 1913, № 7-8, с. 357, 1914, № 29
M. Pol'skij, Novye muceniki I
Regel'son
Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II

Состояние на 28.02.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий