понедельник, 31 октября 2016 г.

Димитрий Лебедев

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Димитрий Лебедев

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)

ВРЕМЯ

19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

Московская область: Волоколамский район - село Спирово, г. Сергиев Посад, г. Можайск и Можайкий район - села Ченцово и Стребуково; Казахстан

ДНИ ПАМЯТИ

27 ноября (14 ноября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников

ЖИЗНЬ

Родился 28 сентября 1871 году в селе Спирово Волоколамского уезда Московской губернии в семье священника Введенской церкви Александра Лебедева.

В 1892 году окончил Вифанскую Духовную Семинарию.

В 1894 г. поступил волонтером в Московскую Духовную Академию, которую закончил в 1898 году.

В 1903 году он поступил на должность учителя русского языка в Уфимское духовное училище.

4 февраля 1905 года был рукоположен во священника. Стал служить в Никольском соборе города Можайска Московской губернии.

С 1908 года настоятель, председатель Можайского отделения Епархиального Училищного Совета.

С 1909 г. - законоучитель Ченцовской Земской школы Можайского уезда.

С 1911 г. - благочинный 1-го округа Можайского уезда.

В 1915 году удостоен степени магистра богословия. С ноября 1915 года служит в Ильинской церкви погоста Стребукова Можайского уезда Московская губ.

С 1915 года доцент, а с 1916 года экстраординарный профессор Московской Духовной Академии по кафедре Истории Древней Церкви.

В Академии служил до ее закрытия в начале 1920-х годов. В 1919 году подал в Совет Академии в качестве докторской диссертации работу "Список епископов Первого Вселенского Собора в 318 имен. К вопросу о его происхождении..." (Возможно, что получил степень доктора церковной истории).

30 августа 1930 года был осужден "Народным судом 78 участка" за "хождение с иконами". Приговор - штраф 150 рублей.

В 1932 году власти потребовали от него уплатить налоги и выполнить задание по сельскохозяйственным заготовкам. Отец Димитрий этого сделать не смог, был выселен из дома, и все его имущество было конфисковано.

В 1933 году был осужден за "антисоветскую агитацию" на 3 года ссылки в Казахстан.

После ссылки стал служить в своем родном селе Спирово, в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, известной своей скульптурной иконой святителя Николая Чудотворца и крестными ходами с этой иконой. Был возведен в сан протоиерея.

11 ноября 1937 года протоиерей Димитрий был арестован. Его обвинили в том, что он "произносил проповеди в церкви, имел тесную связь с "Теряевскими" церковниками, посещал дома колхозников, где проводил беседы". В справке на арест было сказано: "б[ывший] епископ до революции, имел кулацкое хозяйство, дом, лошадь... Ведет агитацию против советской власти, призывал всех крестьян держаться за церковь...", кроме того, о. Дмитрий убеждал в "Советы" выбирать честных труженников из духовенства и верующих крестьян. Также его обвинили в том, что он использовал руководство Спировского колхоза на подвозку стройматериалов для ремонта церкви, за счет чего колхозникам платили трудодни.

— Следствию известно, что вы в церкви в Спирово говорили проповедь, в которой призывали верующих держать связь с церковью и помогать ей. Следствие настаивает на даче вами правильных показаний, — потребовал следователь.

— Моя проповедь была посвящена теме Первого Вселенского Собора в Никее... В заключение проповеди я сказал, чтобы верующие держали связь с церковью и боролись с заблудшими, — ответил священник.

— Кого вы называете заблудшими? — спросил следователь.

— Заблудшие это те, кто не признает православной веры, — ответил священник.

На допросах отец Димитрий виновным себя не признал.

23 ноября 1937 года тройка НКВД по Московской обл. приговорила протоиерея Димитрия "контрреволюционная агитация" к расстрелу.

27 ноября 1937 года протоиерей Димитрий Лебедев был расстрелян.

ЗАХОРОНЕНИЕ

Похоронен в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

Прославлен Архиерейским юбилейным Собором Русской православной Церкви 2000 года.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА

Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)

Почему праздник Пасхи 25 марта называется "Кириопасха"? – Богословский вестник. 1905. Т. 2. № 5. С. 118-128.
Средники – Журнал Министерства Народного Просвещения, 1911.
Антиохийский собор 324 г. – Христианское Чтение, 1911.
Евсевий Никомидийский и Лукиан : (К вопросу о происхождении арианства) – Богословский вестник. 1912. № 4. С. 722-737, № 5. С. 180-189.
К вопросу о коптских актах 3 Вселенского собора. – Христианский Восток, 1912.
Речь перед защитой дисс.: "Из истории древних пасхальных циклов : 1. 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского" – Богословский вестник. 1916. № 1. С. 36-47.
Из истории древних пасхальных циклов. – Византийский Временник, т. 18.
Из истории арианских споров. – ib., т. 20.
День Рождества Христова по хронологии святого Ипполита Римского. – Христианские Чтения, 1915.
К вопросу об антиохийском соборе 324 г. – Труды Киевской духовной академии", 1915.
Вопрос о происхождении арианства – Богословский вестник. 1916. № 5. С. 133-162.
К вопросу об антиохийском соборе 324 г. и о "великом и священном Соборе в Анкире" – Богословский вестник. 1916. № 7/8. С. 482-512, № 9. С. 88-102, 1917. № 1. С. 114-155, 1918. № 6/9.
Спасский А.А., проф. : Некролог; К характеристике его ученой деятельности как историка др.церкви – Богословский вестник. 1916. № 10/12.


Автор около 30 небольших по объему работ, в основном, посвященных изучению церковного календаря и пасхалий. Решительный противник григорианского стиля. В таком же смысле высказался Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов, сделав постановление строго держаться старого стиля для церковного времяисчисления. При этом своем постановлении Московский Собор, вместе с другими основаниями, принял во внимание мнение профессора Московской Духовной Академии отца Дмитрия Лебедева, который, в силу научно-астрономических и церковно-канонических данных, засвидетельствовал пагубность всякого сближения с Григорианским стилем, отдавая преимущество старому Юлианскому стилю.

АФОРИЗМЫ

Нет.

ИКОНОГРАФИЯ

Не разработана.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)

Отсутствуют.

ХРАМЫ

Не посвящены.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)

Отсутствует.

КАРТИНЫ

Не написаны.

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ

Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ

1. Православная энциклопедия, т. 15;
2. Алонин М. Расстрельные списки. Священнослужители. Казнены в Бутово// Вечерняя Москва, 1993. 23 авг.;
3. Голубцов С., протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999;
4. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917 г. Пг., 1917;
5. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.;
6. Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.: ПСТБИ, Братство во имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995;
7. База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века".

Состояние на 26.11.2016

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий