вторник, 1 ноября 2016 г.

Николай Заболотский

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Николай Заболотский

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)

ВРЕМЯ
19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

Смоленская область; Московская область: г. Сергиев Посад; г. Можайск и Можайский район - село Некрасово и деревня Жихарево

ДНИ ПАМЯТИ

 15 декабря (2 декабря ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Бутовских новомучеников

ЖИЗНЬ

Родился 24 апреля 1876 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье протоиерея, служившего в городе в Воскресенской церкви.

В 1895 году окончил Вяземское духовное училище и поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1899 году перешел в Вифанскую духовную семинарию.

По окончании семинарии в 1902 году поступил в Юрьевский университет, но тяжело заболел, и ему пришлось оставить учебу в университете.

В 1905 году поступил преподавателем в мужскую гимназию в городе Вязьме.

В 1910 году рукоположен во священника ко храму в селе Будаево Гжатского уезда.

В 1913 году переведен служить в храм в селе Федотково Юхновского уезда.

С 1917 по 1926 год служил в храме в селе Марьинское Рославльского уезда, а затем в храме в селе Коробкино Гжатского уезда.

С 1931 года стал служить в селе Некрасово Уваровского района Московской области. Был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным.

Весной 1937 года представители местных властей стали писать жалобы в НКВД, что отец Николай совершает таинства и требы в домах прихожан не только не спрашивая на это разрешения сельсовета, но и, будучи спрошен, почему он делает это, не дает ответа, считая, что не дело властей спрашивать о том, что касается церкви и его священнической деятельности.

28 июня 1937 года заведующий отделом политучебы Уваровского райкома комсомола направил начальнику Уваровского НКВД докладную записку, в которой утверждал, что священник ведет в приходе агитацию, чтобы верующие не работали в первый день Пасхи и в религиозные праздники, а также что он лечит людей и домашнюю скотину. «Я считаю, – писал заведующий, – Заболотский никакого права не имеет на лечение людей и животных, за это он должен быть привлечен к ответственности».

Работник Уваровского райкома ВКП(б) написал, что «в 1935 году во время весеннего сева, на который попадала Пасха, граждане... побывши в церкви как в первый, а также и во второй день Пасхи, не работали и не выполняли план сева, заявляя: "Батюшка говорил, что урожай зависит не от того, чтобы работать в святые дни Пасхи, раньше не работали по целой неделе в дни Пасхи, а урожай собирали хороший"».

19 ноября 1937 года протоиерей Николай был арестован и заключен в тюрьму в городе Можайске.

Через несколько дней после ареста священника на допрос был вызван председатель сельсовета, которого спросили, что он знает об антисоветской деятельности священника в селе. На это председатель ответил:

– Об антисоветской деятельности Заболотского мне стало известно с мая 1937 года, когда он появился в деревне Жихарево и начал обходить дома колхозников с целью окрестить колхозных ребятишек и предлагая причаститься престарелым мужчинам и женщинам в деревне Жихарево.
– Что вам лично известно об антисоветской деятельности гражданина Заболотского? – спросил следователь.
– Мне известно, что примерно 10 мая 1937 года я лично как председатель сельсовета был свидетелем, что Заболотский крестил двоих детей у гражданина деревни Жихарево.
– Как вы реагировали на факт крещения детей?
– Когда я зашел в избу колхозника, то, увидев священника Заболотского, я спросил: «Что вы тут делаете без ведома сельского совета?» А он, Заболотский, ответил: «А вам какое дело? И что тебе от меня нужно?» Тогда я ему ответил: «Я являюсь председателем сельского совета на данной территории, и для того, чтобы сделать то и иное дело, вы должны были меня поставить в известность прежде всего». Тогда Заболотский ответил: «Дело не ваше, мы с вами не связаны». На это я ему сказал: «Вы, совершая обряд крещения детей в неприспособленной посуде, можете заразить детей какой-либо болезнью». Тогда он закричал: «А, это Андреев! Мне про него говорили!» И в заключение добавил: «Вы сами разносите коммунистическую заразу». Я спросил: «Что значит коммунистическую заразу?» Он ответил: «Вы в клубе собираете по пятьсот человек населения и прививаете этому населению коммунистическую заразу».

В тот же день была допрошена некая колхозница, которая показала, что «в мае 1937 года священник Заболотский пришел в деревню Жихарево без ведома сельсовета и стал ходить по домам колхозников, предлагая населению свои услуги, чтобы отслужить в доме молебен. Здесь пришел председатель сельсовета к священнику Заболотскому и сказал: "Вы без ведома сельсовета ходите из дома в дом и разносите заразу, так как у нас в домах имеются больные сыпным тифом". Священник Заболотский начал высказывать недовольство коммунистической партией, говоря: "Вы больше разносите коммунистическую заразу, у вас бывает кино, а люди на постановку приходят всякие”».

2 декабря следователь допросил священника:

– Вы в мае 1937 года были в деревне Жихарево? – спросил следователь.
– Да, был. Я был приглашен в деревню Жихарево для крещения ребенка.
– Следствие располагает проверенными материалами, что вы, находясь в деревне Жихарево, распространяли контрреволюционную клевету против советской власти и партии ВКП(б). Вы признаете себя в этом виновным?
– Это ложь...
– Следствием установлено, что вы среди населения ведете активную антисоветскую агитацию, направленную против существующего строя. Вы признаете себя в этом виновным?
– Антисоветской агитации я среди населения не вел. Я живу изолированно, на погосте, в церковной сторожке. В селения хожу только по приглашению.

5 декабря 1937 года тройка НКВД по Московской области приговорила отца Николая к расстрелу за "антисоветскую агитацию". Из обвитнительного заключения "находясь в деревне Жихарево, распространял контрреволюционную клевету против Советской власти и ВКП (б)... Вел среди населения активную антисоветскую агитацию против существующего строя".

Расстрелян 15 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой.

ЗАХОРОНЕНИЕ

Похоронен в неизвестной общей могиле в Бутово Московской области.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 25 марта 2004 года для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)

Не оставил.

АФОРИЗМЫ

Нет.

ИКОНОГРАФИЯ

Не разработана.


АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)

Отсутствуют.

ХРАМЫ

Не посвящены.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)

Отсутствует.

КАРТИНЫ

Не написаны.

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ В МОСКОВСКОМ КРАЕ
ПРОПОВЕДИ


Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ

1. База данных ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века";
2. Игум. Дамаскин Орловский. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том 3. Тверь, 2005.

Состояние на 05.01.2017

Андрей Плюснин 

Комментариев нет:

Отправить комментарий