ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Николай Заболотский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Смоленская область; Московская область: г. Сергиев Посад; г. Можайск и Можайский район - село Некрасово и деревня Жихарево
ГЕОГРАФИЯ
Смоленская область; Московская область: г. Сергиев Посад; г. Можайск и Можайский район - село Некрасово и деревня Жихарево
ДНИ ПАМЯТИ
15 декабря (2 декабря ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Бутовских новомучеников
ЖИЗНЬ
Родился 24 апреля 1876 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье протоиерея, служившего в городе в Воскресенской церкви.
В 1895 году окончил Вяземское духовное училище и поступил в Московскую духовную семинарию.
В 1899 году перешел в Вифанскую духовную семинарию.
По окончании семинарии в 1902 году поступил в Юрьевский университет, но тяжело заболел, и ему пришлось оставить учебу в университете.
В 1905 году поступил преподавателем в мужскую гимназию в городе Вязьме.
В 1910 году рукоположен во священника ко храму в селе Будаево Гжатского уезда.
В 1913 году переведен служить в храм в селе Федотково Юхновского уезда.
С 1917 по 1926 год служил в храме в селе Марьинское Рославльского уезда, а затем в храме в селе Коробкино Гжатского уезда.
С 1931 года стал служить в селе Некрасово Уваровского района Московской области. Был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным.
Весной 1937 года представители местных властей стали писать жалобы в НКВД, что отец Николай совершает таинства и требы в домах прихожан не только не спрашивая на это разрешения сельсовета, но и, будучи спрошен, почему он делает это, не дает ответа, считая, что не дело властей спрашивать о том, что касается церкви и его священнической деятельности.
28 июня 1937 года заведующий отделом политучебы Уваровского райкома комсомола направил начальнику Уваровского НКВД докладную записку, в которой утверждал, что священник ведет в приходе агитацию, чтобы верующие не работали в первый день Пасхи и в религиозные праздники, а также что он лечит людей и домашнюю скотину. «Я считаю, – писал заведующий, – Заболотский никакого права не имеет на лечение людей и животных, за это он должен быть привлечен к ответственности».
Работник Уваровского райкома ВКП(б) написал, что «в 1935 году во время весеннего сева, на который попадала Пасха, граждане... побывши в церкви как в первый, а также и во второй день Пасхи, не работали и не выполняли план сева, заявляя: "Батюшка говорил, что урожай зависит не от того, чтобы работать в святые дни Пасхи, раньше не работали по целой неделе в дни Пасхи, а урожай собирали хороший"».
19 ноября 1937 года протоиерей Николай был арестован и заключен в тюрьму в городе Можайске.
Через несколько дней после ареста священника на допрос был вызван председатель сельсовета, которого спросили, что он знает об антисоветской деятельности священника в селе. На это председатель ответил:
– Об антисоветской деятельности Заболотского мне стало известно с мая 1937 года, когда он появился в деревне Жихарево и начал обходить дома колхозников с целью окрестить колхозных ребятишек и предлагая причаститься престарелым мужчинам и женщинам в деревне Жихарево.
– Что вам лично известно об антисоветской деятельности гражданина Заболотского? – спросил следователь.
– Мне известно, что примерно 10 мая 1937 года я лично как председатель сельсовета был свидетелем, что Заболотский крестил двоих детей у гражданина деревни Жихарево.
– Как вы реагировали на факт крещения детей?
– Когда я зашел в избу колхозника, то, увидев священника Заболотского, я спросил: «Что вы тут делаете без ведома сельского совета?» А он, Заболотский, ответил: «А вам какое дело? И что тебе от меня нужно?» Тогда я ему ответил: «Я являюсь председателем сельского совета на данной территории, и для того, чтобы сделать то и иное дело, вы должны были меня поставить в известность прежде всего». Тогда Заболотский ответил: «Дело не ваше, мы с вами не связаны». На это я ему сказал: «Вы, совершая обряд крещения детей в неприспособленной посуде, можете заразить детей какой-либо болезнью». Тогда он закричал: «А, это Андреев! Мне про него говорили!» И в заключение добавил: «Вы сами разносите коммунистическую заразу». Я спросил: «Что значит коммунистическую заразу?» Он ответил: «Вы в клубе собираете по пятьсот человек населения и прививаете этому населению коммунистическую заразу».
В тот же день была допрошена некая колхозница, которая показала, что «в мае 1937 года священник Заболотский пришел в деревню Жихарево без ведома сельсовета и стал ходить по домам колхозников, предлагая населению свои услуги, чтобы отслужить в доме молебен. Здесь пришел председатель сельсовета к священнику Заболотскому и сказал: "Вы без ведома сельсовета ходите из дома в дом и разносите заразу, так как у нас в домах имеются больные сыпным тифом". Священник Заболотский начал высказывать недовольство коммунистической партией, говоря: "Вы больше разносите коммунистическую заразу, у вас бывает кино, а люди на постановку приходят всякие”».
2 декабря следователь допросил священника:
– Вы в мае 1937 года были в деревне Жихарево? – спросил следователь.
– Да, был. Я был приглашен в деревню Жихарево для крещения ребенка.
– Следствие располагает проверенными материалами, что вы, находясь в деревне Жихарево, распространяли контрреволюционную клевету против советской власти и партии ВКП(б). Вы признаете себя в этом виновным?
– Это ложь...
– Следствием установлено, что вы среди населения ведете активную антисоветскую агитацию, направленную против существующего строя. Вы признаете себя в этом виновным?
– Антисоветской агитации я среди населения не вел. Я живу изолированно, на погосте, в церковной сторожке. В селения хожу только по приглашению.
5 декабря 1937 года тройка НКВД по Московской области приговорила отца Николая к расстрелу за "антисоветскую агитацию". Из обвитнительного заключения "находясь в деревне Жихарево, распространял контрреволюционную клевету против Советской власти и ВКП (б)... Вел среди населения активную антисоветскую агитацию против существующего строя".
Расстрелян 15 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в неизвестной общей могиле в Бутово Московской области.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 25 марта 2004 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
КАРТИНЫ
Не написаны.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ В МОСКОВСКОМ КРАЕ
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
1. База данных ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века";
2. Игум. Дамаскин Орловский. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том 3. Тверь, 2005.
Состояние на 05.01.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий