ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Николай Житов
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Московская область: г. Зарайск и Зарайский район - села Пыжово и Апонитищи, Луховицкий район - село Слемские Борки
ГЕОГРАФИЯ
Московская область: г. Зарайск и Зарайский район - села Пыжово и Апонитищи, Луховицкий район - село Слемские Борки
ДНИ ПАМЯТИ
25 сентября (12 сентября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских), Бутовских новомучеников и Московских святых
ЖИЗНЬ
Родился в 1888 году в селе Пыжово Зарайского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика.
Окончив духовное училище, он с 1905 года служил псаломщиком в Воскресенском храме в родном селе.
В 1915 году был рукоположен во диакона к Георгиевскому храму в городе Зарайске.
В 1917 году переведен в кладбищенскую церковь в Зарайске.
В 1920 году был рукоположен во священника к Воскресенской церкви села Пыжово.
В 1930 году был переведен в Николаевскую церковь в селе Апонитищи, был награжден наперсным крестом.
В 1931 году был переведен в Казанский храм в селе Слемские Борки Луховицкого района.
В 1934 году вновь назначен служить в Николаевскую церковь в селе Апонитищи.
4 сентября 1937 года был арестован. В НКВД были вызваны свидетели – председатель колхоза и некая супружеская пара, к которой, бывало, заходил отец Николай; в ответ на предложение следователя рассказать о священнике они рассказали о нем все, что знали. О том, что он вырос в бедной крестьянской среде и во время гонений лишился последнего имущества, но это не смутило священника, так как отец Николай ко всякому труду был привычен. В первую очередь он был добросовестным пастырем, но не гнушался и никакой крестьянской работой, зарабатывая себе зачастую на жизнь тем, что вставлял стекла в домах крестьян и делал им кадки. Пока свидетели рассказывали о священнике, следователь что-то писал на листе и, когда те закончили, подал им подписать протокол допроса. И настолько были велики – у одних доверие, а у других страх перед НКВД, что они, не прося его зачитать и не читая сами, расписались под тем, что написал следователь о контрреволюционной и антисоветской деятельности священника.
5 сентября следователь, допрашивая отца Николая, сказал:
– Следствию известно, что вы среди населения вели контрреволюционную работу. Признаете вы это?
– Нет, я это отрицаю, так как никакой контрреволюционной работы не вел.
– Следствию также известно, что вы среди населения клеветали на советскую печать. Признаете вы это?
– Нет, я это отрицаю, – ответил священник.
Поскольку у следователя было достаточно подписанных лжесвидетельств, он не слишком домогался признаний от священника в его антигосударственной деятельности и уже 8 сентября составил обвинительное заключение и передал его на решение тройки.
22 сентября тройка НКВД по Московской области приговорила его к расстрелу за "активную к/р агитацию, клевету против соввласти, высказывания тернастроений против коммунистов".
Был расстрелян 25 сентября 1937 года в Бутове.
Окончив духовное училище, он с 1905 года служил псаломщиком в Воскресенском храме в родном селе.
В 1915 году был рукоположен во диакона к Георгиевскому храму в городе Зарайске.
В 1917 году переведен в кладбищенскую церковь в Зарайске.
В 1920 году был рукоположен во священника к Воскресенской церкви села Пыжово.
В 1930 году был переведен в Николаевскую церковь в селе Апонитищи, был награжден наперсным крестом.
В 1931 году был переведен в Казанский храм в селе Слемские Борки Луховицкого района.
В 1934 году вновь назначен служить в Николаевскую церковь в селе Апонитищи.
4 сентября 1937 года был арестован. В НКВД были вызваны свидетели – председатель колхоза и некая супружеская пара, к которой, бывало, заходил отец Николай; в ответ на предложение следователя рассказать о священнике они рассказали о нем все, что знали. О том, что он вырос в бедной крестьянской среде и во время гонений лишился последнего имущества, но это не смутило священника, так как отец Николай ко всякому труду был привычен. В первую очередь он был добросовестным пастырем, но не гнушался и никакой крестьянской работой, зарабатывая себе зачастую на жизнь тем, что вставлял стекла в домах крестьян и делал им кадки. Пока свидетели рассказывали о священнике, следователь что-то писал на листе и, когда те закончили, подал им подписать протокол допроса. И настолько были велики – у одних доверие, а у других страх перед НКВД, что они, не прося его зачитать и не читая сами, расписались под тем, что написал следователь о контрреволюционной и антисоветской деятельности священника.
5 сентября следователь, допрашивая отца Николая, сказал:
– Следствию известно, что вы среди населения вели контрреволюционную работу. Признаете вы это?
– Нет, я это отрицаю, так как никакой контрреволюционной работы не вел.
– Следствию также известно, что вы среди населения клеветали на советскую печать. Признаете вы это?
– Нет, я это отрицаю, – ответил священник.
Поскольку у следователя было достаточно подписанных лжесвидетельств, он не слишком домогался признаний от священника в его антигосударственной деятельности и уже 8 сентября составил обвинительное заключение и передал его на решение тройки.
22 сентября тройка НКВД по Московской области приговорила его к расстрелу за "активную к/р агитацию, клевету против соввласти, высказывания тернастроений против коммунистов".
Был расстрелян 25 сентября 1937 года в Бутове.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
26 декабря 2003 года по представлению Московской епархии постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2003 года под председательством Патриарха Алексия II.
Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938, М.: Зачатьевский монастырь, 1997
Бутовский полигон. 1937-1938гг. Книга памяти жертв политических репрессий, вып. 3, М.: Альзо, 1999
Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938, М.: Зачатьевский монастырь, 1997
Бутовский полигон. 1937-1938гг. Книга памяти жертв политических репрессий, вып. 3, М.: Альзо, 1999
База данных ПСТГУ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века
Дамаскин (Орловский), игум., Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 2, Тверь, 2005.
Состояние на 20.03.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий