СТАТУС
Город, администативный центр Сергиево-Посадского района.
ОПИСАНИЕ
Сергиев Посад находится в центре европейской части России. Город расположен в северо-восточной части Московской области, в 52 км от Москвы (74,5 км — по железной дороге от Ярославского вокзала).
Город расположен на реке Кончуре с ее притоками. С севера городское поселение Сергиев Посад граничит с городскими поселениями Скоропусковский, Пересвет, сельскими поселениями Реммаш и Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района; с запада — с сельским поселением Васильевское; с юга — с городским поселением Хотьково, сельским поселением Лозовское, с востока — с сельским поселением Березняки.
Черта города Сергиев Посад представляет собой неправильный овал, вытянутый с юга на север и разделенный руслом реки Кончуры на три части. Осью города и основной транспортной артерией является проспект Красной Армии. Южная часть города (поселки Скобяной, Клементьевский) пересекается железнодорожной линией Москва — Ярославль. В месте пересечения железнодорожной линии и проспекта Красной Армии возведен путепровод.
В центральной части города располагаются основные административные, культурные и социальные объекты города — Троице-Сергиева Лавра, железнодорожный вокзал, администрация города и района. Рабочий поселок, расположенный в северо-восточной части города изначально заселялся рабочими Загорского оптико-механического завода (ЗОМЗ), отчего и получил свое название. Значительную его часть занимает сам оптико-механический завод.
Микрорайон Углич и Северный посёлок, располагающиеся на западе и севере города соответственно являются жилыми спальными районами.
В 2004 году в черту города включён посёлок городского типа Семхоз.
ПРОЕЗД ИЗ МОСКВЫ
СХЕМА ГОРОДА
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ И СТАНЦИЯ
Станция Сергиев Посад — одна из основных железнодорожных станций на Ярославской линии Московской железной дороги.
В городе расположена станция «Сергиев Посад» Московской железной дороги, в непосредственной близости от города: платформа «76 километр», платформа «Семхоз», платформа «40 километр», станция «Пост 81 км», станция «Наугольный».
От станции Сергиев Посад на лето 2009 года прямое сообщение на юг до станции Москва — Пассажирская Ярославская, на север — до станции Ярославль — Главный Северной железной дороги.
От станции платформы Семхоз, платформы 76 Километра на лето 2009 года прямое сообщение на юг до станции Москва — Пассажирская Ярославская, на север — до станции Балакирево Северной железной дороги.
От станции Наугольная, остановочного пункта 40 Километра на лето 2009 года прямое сообщение на запад до станции Дмитров, на восток — до станции Александров.
От станции Пост 81 Километра на лето 2009 года прямое сообщение на на юг до станции Москва — Пассажирская Ярославская, на север — до станции Балакирево Северной железной дороги, на запад — до станции Дмитров. Станция Пост 81 Километра является узловой.
По состоянию на лето 2009 года все пассажирские перевозки от данных пунктов осуществляются моторвагонными электрическими поездами (ЭР, ЭД) напряжением питания 3000 Вольт постоянного тока, ширина колеи 1520 миллиметров.
На станции Сергиев Посад имеется пассажирское здание — железнодорожный вокзал.
СРЕДСТВА НА ПОЕЗДКУ
ТОПОНИМИКА
НАСЕЛЕНИЕ
Население — 105,8 тыс. чел. (2010).
ИСТОРИЯ (былое)
1. До основания города
2. Основание города
3. По векам
4. XXI век
Город, администативный центр Сергиево-Посадского района.
ОПИСАНИЕ
Сергиев Посад находится в центре европейской части России. Город расположен в северо-восточной части Московской области, в 52 км от Москвы (74,5 км — по железной дороге от Ярославского вокзала).
Город расположен на реке Кончуре с ее притоками. С севера городское поселение Сергиев Посад граничит с городскими поселениями Скоропусковский, Пересвет, сельскими поселениями Реммаш и Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района; с запада — с сельским поселением Васильевское; с юга — с городским поселением Хотьково, сельским поселением Лозовское, с востока — с сельским поселением Березняки.
Черта города Сергиев Посад представляет собой неправильный овал, вытянутый с юга на север и разделенный руслом реки Кончуры на три части. Осью города и основной транспортной артерией является проспект Красной Армии. Южная часть города (поселки Скобяной, Клементьевский) пересекается железнодорожной линией Москва — Ярославль. В месте пересечения железнодорожной линии и проспекта Красной Армии возведен путепровод.
В центральной части города располагаются основные административные, культурные и социальные объекты города — Троице-Сергиева Лавра, железнодорожный вокзал, администрация города и района. Рабочий поселок, расположенный в северо-восточной части города изначально заселялся рабочими Загорского оптико-механического завода (ЗОМЗ), отчего и получил свое название. Значительную его часть занимает сам оптико-механический завод.
Микрорайон Углич и Северный посёлок, располагающиеся на западе и севере города соответственно являются жилыми спальными районами.
В 2004 году в черту города включён посёлок городского типа Семхоз.
ПРОЕЗД ИЗ МОСКВЫ
СХЕМА ГОРОДА
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ И СТАНЦИЯ
Станция Сергиев Посад — одна из основных железнодорожных станций на Ярославской линии Московской железной дороги.
В городе расположена станция «Сергиев Посад» Московской железной дороги, в непосредственной близости от города: платформа «76 километр», платформа «Семхоз», платформа «40 километр», станция «Пост 81 км», станция «Наугольный».
От станции Сергиев Посад на лето 2009 года прямое сообщение на юг до станции Москва — Пассажирская Ярославская, на север — до станции Ярославль — Главный Северной железной дороги.
От станции платформы Семхоз, платформы 76 Километра на лето 2009 года прямое сообщение на юг до станции Москва — Пассажирская Ярославская, на север — до станции Балакирево Северной железной дороги.
От станции Наугольная, остановочного пункта 40 Километра на лето 2009 года прямое сообщение на запад до станции Дмитров, на восток — до станции Александров.
От станции Пост 81 Километра на лето 2009 года прямое сообщение на на юг до станции Москва — Пассажирская Ярославская, на север — до станции Балакирево Северной железной дороги, на запад — до станции Дмитров. Станция Пост 81 Километра является узловой.
По состоянию на лето 2009 года все пассажирские перевозки от данных пунктов осуществляются моторвагонными электрическими поездами (ЭР, ЭД) напряжением питания 3000 Вольт постоянного тока, ширина колеи 1520 миллиметров.
На станции Сергиев Посад имеется пассажирское здание — железнодорожный вокзал.
СРЕДСТВА НА ПОЕЗДКУ
ТОПОНИМИКА
НАСЕЛЕНИЕ
Население — 105,8 тыс. чел. (2010).
ИСТОРИЯ (былое)
1. До основания города
2. Основание города
3. По векам
4. XXI век
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Важнейшей городской достопримечательностью и историческим центром города является ансамбль Троице-Сергиевой лавры. Замечательны также Введенская и Пятницкая церкви (обе — 1547), Вознесенская (1766—1779), Успенская (1769) и Ильинская (1773) церкви; монастырская гостиница (1823, в классическом стиле), торговые ряды (начало XX в.), Пятницкий колодец (к. XVII — н. XVIII вв.).
Музей игрушки (основан в 1918 году):
Сергиев Посад — столица кукольного «царства», здесь создавались российские куклы и другие игрушки.
Начало игрушечного резного промысла в Сергиевом Посаде относится к первым десятилетиям XVI века. К концу прошлого века этот город уже стал столицей игрушечного промысла России. В Сергиевом Посаде и слободах вокруг него к этому времени занимались игрушечным промыслом около 5550 дворов.
Изготавливают там игрушки и в настоящее время. Кроме того, в Сергиевом Посаде находится единственный в России Институт игрушки, где разрабатывают новые ее разновидности. Там же расположен уникальный Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать кукольную историю.
Сегодня сергиевопосадские мастера изготавливают игрушки из самых различных материалов. Но первоначально они прославились своими поделками из дерева. Лучшим материалом у сергиевских резчиков считались липа, ольха, осина и береза. Изготовлению игрушки предшествовал подготовительный период, длившийся до двух лет. Только после него из дерева вырезали фигурки и расписывали яркими красками. Дешевые игрушки расписывались клеевыми красками, а более дорогие — акварельными, масляными и эмалевыми.
Самым ходовым товаром были дешевые деревянные куклы, получившие ироничное прозвище «дуры». Дуры были броские, в пышных и неправдоподобных платьях, фантастических шляпах с цветами и перьями, «надутые» и «высокомерные». Но при этом — веселые и красочные. Народ охотно покупал таких кукол.
Куклы «барыни» отличались более тонкой работой, изящной раскраской и, как следствие, высокой ценой. У сергиевских мастеров были совершенно оригинальные игрушки, которые пользовались большим спросом в праздничные и ярмарочные дни. Сергиево-посадский резной промысел был первым на Руси, и до сих пор славится своими игрушками-сувенирами.
Позже стали резать игрушки из дерева во многих других слободах и городах. Игрушечники разных подмосковных мест сотрудничали между собой. Богородцы, например, резали игрушки «в белье», то есть оставляли белыми, а в Сергиев Посад присылали их для раскрашивания. Позже семьи посадских игрушечных мастеров освоили виды игрушек из других материалов.
Знаменитый Музей игрушки расположен в красивейшем месте города, на горе Волокуше, напротив Троице-Сергиевой лавры. В стенах музея хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира.
Историко-художественный музей-заповедник (организован в 1920 на территории Троице-Сергиевой лавры, ныне перенесён с территории монастыря в бывшее здание банка в центре города).
Большинство реликвий во много раз старше Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, в котором они сейчас находятся (в следующем году музею исполнится 90 лет), но именно здесь начался новый этап их жизни: они впервые подверглись изучению и реставрации, стали доступны каждому, кто интересуется историей русской культуры. Древнее собрание нашло свое место среди интереснейших коллекций русского народного и современного искусства. Здесь можно почувствовать и преемственность многих поколений художников, и взаимопроникновение двух потоков национальной культуры - профессионального и народного творчества.Важнейшей городской достопримечательностью и историческим центром города является ансамбль Троице-Сергиевой лавры. Замечательны также Введенская и Пятницкая церкви (обе — 1547), Вознесенская (1766—1779), Успенская (1769) и Ильинская (1773) церкви; монастырская гостиница (1823, в классическом стиле), торговые ряды (начало XX в.), Пятницкий колодец (к. XVII — н. XVIII вв.).
Музей игрушки (основан в 1918 году):
Сергиев Посад — столица кукольного «царства», здесь создавались российские куклы и другие игрушки.
Начало игрушечного резного промысла в Сергиевом Посаде относится к первым десятилетиям XVI века. К концу прошлого века этот город уже стал столицей игрушечного промысла России. В Сергиевом Посаде и слободах вокруг него к этому времени занимались игрушечным промыслом около 5550 дворов.
Изготавливают там игрушки и в настоящее время. Кроме того, в Сергиевом Посаде находится единственный в России Институт игрушки, где разрабатывают новые ее разновидности. Там же расположен уникальный Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать кукольную историю.
Сегодня сергиевопосадские мастера изготавливают игрушки из самых различных материалов. Но первоначально они прославились своими поделками из дерева. Лучшим материалом у сергиевских резчиков считались липа, ольха, осина и береза. Изготовлению игрушки предшествовал подготовительный период, длившийся до двух лет. Только после него из дерева вырезали фигурки и расписывали яркими красками. Дешевые игрушки расписывались клеевыми красками, а более дорогие — акварельными, масляными и эмалевыми.
Самым ходовым товаром были дешевые деревянные куклы, получившие ироничное прозвище «дуры». Дуры были броские, в пышных и неправдоподобных платьях, фантастических шляпах с цветами и перьями, «надутые» и «высокомерные». Но при этом — веселые и красочные. Народ охотно покупал таких кукол.
Куклы «барыни» отличались более тонкой работой, изящной раскраской и, как следствие, высокой ценой. У сергиевских мастеров были совершенно оригинальные игрушки, которые пользовались большим спросом в праздничные и ярмарочные дни. Сергиево-посадский резной промысел был первым на Руси, и до сих пор славится своими игрушками-сувенирами.
Позже стали резать игрушки из дерева во многих других слободах и городах. Игрушечники разных подмосковных мест сотрудничали между собой. Богородцы, например, резали игрушки «в белье», то есть оставляли белыми, а в Сергиев Посад присылали их для раскрашивания. Позже семьи посадских игрушечных мастеров освоили виды игрушек из других материалов.
Знаменитый Музей игрушки расположен в красивейшем месте города, на горе Волокуше, напротив Троице-Сергиевой лавры. В стенах музея хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира.
Историко-художественный музей-заповедник (организован в 1920 на территории Троице-Сергиевой лавры, ныне перенесён с территории монастыря в бывшее здание банка в центре города).
В экспозициях представлено богатейшее собрание иконописи, сокровища древнерусского шитья шелком, жемчугом, драгоценными камнями, шедевры златокузнецов XV-XVII столетий и одна из самых крупных в стране коллекций народного костюма, домашней утвари, орудий труда, доносящая до нас самобытную красоту крестьянской жизни. В музее можно познакомиться с изделиями всех народных промыслов и центров художественной промышленности России: Хохломы, Палеха, Жостова, Гжели.
Не случайно академик Д. С. Лихачев назвал это место «своего рода Эрмитажем русской культуры с XVI до XX века».
Начало XX века - время потрясений и перемен - превратило дореволюционную жизнь России в воспоминание. Но и в тот период осознавалась необходимость сохранения памятников истории и культуры. 20 апреля 1920 года по декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры» создается Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Эту сложнейшую работу проделала Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, образованная в 1918 году и просуществовавшая до 1925 года. В ее состав входили видные деятели культуры: П. А. Флоренский, Ю. А. Олсуфьев,
А. Н. Свирин, Т. Н. Александрова-Дольник, П. Н. Каптерев, И. Е. Бондаренко и другие. На основе монастырских описей были зарегистрированы собрания икон, шитья, церковного серебра, рукописей, книг, живописи, мебели - все это богатство находилось в ризнице, соборах, в библиотеке Московской духовной академии, в Вифанской семинарии. Одновременно осуществлялась широкая научно-исследовательская и издательская деятельность. К концу 1919 года комиссия в основном завершила первичное описание коллекций (около 10 тысяч единиц хранения). В работе по созданию музея приняли участие крупнейшие русские ученые: И. Э. Грабарь, П. П. Муратов, Н. М. Щекотов, М. С. Сергеев. Первым директором стал художник и общественный деятель В. Д. Дервиз, первым хранителем - историк искусства А. Н. Свирин. В течение 1924-1925 годов комиссия окончательно передала свои функции Сергиевскому историко-художественному музею. Именно тогда закладывались основы для исследовательской, хранительской, собирательской, издательской и просветительской деятельности высокого научного уровня.
Основу коллекции составило собрание древнерусского искусства. В 1920-х годах экспозиции и выставки представляли практически весь музейный фонд. В 1930-х в связи с усилением антирелигиозной пропаганды многие выставки закрыли, а часть предметов из бывшей монастырской коллекции XVIII-XIX веков передали в Гохран и в другие музеи. Однако наиболее ценные памятники удалось сохранить: изъятия практически не коснулись коллекции древнерусского искусства.
В организации музея активно участвовала творческая интеллигенция города, в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры работали художники М. В. Боскин, В. И. Хрустачев, В. Ф. Мей, В. И. Соколов. В 1920-1922 годах состоялись две первые выставки - изобразительного искусства и местных кустарных изделий. Выставка 1922 года положила начало коллекциям музея Сергиевского края, который в 1930-х годах был объединен с историко-художественным. В 1941 году фонды пополнились коллекцией московского Музея народных художественных ремесел. В дальнейшем изучение и собирание произведений народного и декоративно-прикладного искусства стало одним из ведущих направлений работы Сергиево-Посадского музея. С 1953 года многочисленными музейными экспедициями обследованы многие районы Поволжья, северных, центральных и южных областей России.
С первых же лет существования музея начинается реставрация архитектурных памятников Троице-Сергиевой лавры. Их состояние вызывало обеспокоенность научной общественности уже в начале XX века. В 1938 году принимается Генеральный план реставрации, созданный И. В. Трофимовым при участии А. В. Щусева. Общее руководство реставрационными работами осуществлял Ученый совет музея, куда входили И. Э. Грабарь, А. В. Ар-циховский, С. В. Бахрушин, М. В. Нестеров и другие. Удалось вывести основные архитектурные памятники из аварийного состояния, а 1 февраля 1940 года постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР весь комплекс Загорского историко-художественного музея (с 1930 по 1992 год город назывался Загорском) в «черте крепостных стен» объявлен музеем-заповедником. В 1963 году реставрация лавры продолжилась в соответствии с комплексным проектом: памятникам возвращался наиболее выразительный облик; в 1993 году архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры на основании документов, подготовленных работниками музея, включили в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
За время существования музея его сотрудникам дважды пришлось спасать уникальную коллекцию. В июне 1941 года они в кратчайший срок сумели упаковать и эвакуировать большую часть ценностей (в том числе мощи преподобного Сергия Радонежского) в город Соликамск. В 1954 году удалось отстоять древнерусскую часть собрания: по чиновничьей прихоти она должна была отправиться в Оружейную палату Московского Кремля, и все же коллектив музея сохранил коллекцию как единый исторически сложившийся комплекс.
В 1946 году возобновляется деятельность мужского монастыря, а впоследствии и московских духовных школ, все храмы (кроме небольшой церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Больничных палатах) передаются для богослужения. Музей с этого времени располагается только в комплексе зданий вдоль западной линии крепостных стен. В послевоенные годы осуществляется полная его реэкспозиция на основе генплана 1944 года, получившего высокую оценку таких специалистов, как В. Н. Лазарев и С. В. Бахрушин. Экспозиции создаются на основе серьезных научных изысканий и приобретают системный характер: «Древнерусское искусство XIV—XVTI веков» (1946), «Народное художественное творчество» (1947), «Русское искусство XVIII века» (с 1954 года — «Русское прикладное искусство XVIII— XIX веков»). В 1950—1960-х годах в музее почти ежегодно устраивались выставки современного декоративно-прикладного искусства. Все это позволило пополнить коллекции и вскоре (1967) открыть экспозицию «Советское декоративно-прикладное искусство», представившую более 60 художественных предприятий и все известные центры народных промыслов России (изделия из фарфора, стекла, металла, кости, камня, резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра, глиняная и деревянная игрушка, ткани, кружево). Именно тогда сложилась структура музея. В последующие годы все экспозиции целиком или частично реэкспонировались, но при этом сохранялся принцип хронологического и комплексного показа коллекций.
Наиболее полно (на площади 4600 квадратных метров) музейное собрание представлено с начала 1970-х годов: «История Троице-Сергиевой лавры», «Некрополь Троице-Сергиевой лавры», «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры и методы его реставрации», «Древнерусская живопись XIV—XVII веков», «Древнерусское прикладное искусство XIV—XVII веков», «Русское искусство XVIII — начала XX века», «Русское народное искусство XVIII — начала XX века», «Современное декоративно-прикладное искусство». Такое представление коллекций в их исторических связях, преемственности художественных традиций от произведений древнерусских мастеров до работ художников XX века создавало неповторимый образ музея. Благодаря уникальности лавры и находящимся в музее художественным ценностям Сергиев Посад (Загорск) вошел в Золотое кольцо России.
В 1980-х годах в научной работе музея-заповедника появилось новое направление — изучение археологии края. Археологическая коллекция начала складываться гораздо раньше, поскольку все ремонтно-реставрационные работы в лавре проводились под наблюдением сотрудников музея: удалось сохранить многие бесценные памятники некрополя XV—ХГХ веков, в музейные фонды поступали клады монет и другие находки, которые изучались и публиковались уже с 1950-х годов. С 1984 года действует музейная археологическая экспедиция, ведется накопление материалов в ходе археологических разведок и раскопок, по результатам организуются выставки. Уже 25 лет существует клуб «Юный археолог». Школьники города получают знания по древнейшей истории края, навыки экспедиционной работы, возможность почувствовать романтику научного поиска.
15 апреля 2009 года в честь 25-летия экспедиции прошла научная конференция «Древности Радонежской земли», а 12 апреля открылась выставка наиболее ценных находок и состоялась встреча нескольких поколений членов клуба — некоторые из них стали профессиональными археологами.
В конце XX века появилась необходимость систематического пополнения коллекций, отражающих историю города и края. В музее открываются постоянные выставки, посвященные Сергиеву Посаду рубежа XIX—XX веков и времен Великой Отечественной войны. В 2006 году состоялась комплексная выставка «Наброски по памяти», представившая историко-бытовой аспект жизни города 1950-х годов.
Сегодня музей остается одним из немногих учреждений, которые имеют свои традиции исследований. Они заложены еще в 1920-х годах основателями — Ю. А. Олсуфьевым, П. А. Флоренским, А. Н. Свириным — и развиты в 1950—1970-х музейными специалистами Т. В. Николаевой, О. В. Кругловой, О. А. Белобровой, Н. А. Маясовой, J1. Э. Калмыковой, Е. Н. Клитиной, Т. Н. Манушиной и другими. В научном коллективе — девять кандидатов и один доктор наук, заслуженные работники культуры России и Московской области, члены Союза художников России. С 1998 года музей ведет проект по организации международных конференций «Троице -Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России». На прошедших шести прозвучали доклады историков, филологов, искусствоведов, теологов, археологов, архитекторов ведущих научных учреждений России, Германии, США, Италии, Польши, Сербии, Украины. Проект осуществляется в тесном сотрудничестве со Свято-Троицкой Сергиевой лаврой и Московской духовной академией. В 1997 году музей провел первую международную археологическую конференцию «Каменный век европейских равнин»; в 1999-м он первым из российских музеев подготовил конференцию «Народная культура и православие» с участием ученых из Белоруссии и Украины; в 2007-м на его базе министерство культуры Московской области провело семинар по вопросам сохранения традиций народных художественных промыслов; 23 мая 2009-го в рамках фестиваля «Славянский путь» состоится конференция «Славянские народы. Общность и самобытность».
Еще одно направление в работе музея, развивающееся с первых лет его существования, — публикация каталогов коллекций, исследовательских трудов, источников и документов. Музейными сотрудниками введены в научный оборот сотни памятников иконописи, шитья, золотого и серебряного дела Древней Руси, русского искусства XVIII—XIX столетий, современного изобразительного и декоративноприкладного народного искусства, множество архивных документов. Издано 9 сборников научных сообщений, материалы пяти конференций, посвященных Троице-Сергиевой лавре, почти все выставки сопровождаются каталогами. Увидели свет уникальные монастырские рукописи — Вкладная (1673) и Кормовая (1674) книги.
Выставочная деятельность позволяет значительно расширить возможности экспонирования коллекций. Каждый год открывается не менее четырех выставок из собственных фондов и других собраний, в том числе и частных. С 1995 года совместно с городом и районом проводится конкурс работ современных хуожников «Весенний салон». Экспонаты музея побывали во многих российских городах и за рубежом (в Германии, Италии, Чехии, США, Японии и других странах). Начало нового века музей отметил крупнейшей в своей истории выездной выставкой «Троице-Сергиева лавра и русские государи», открытой в 2002 году в Московском Кремле. На ней представлены редчайшие произведения древнерусского искусства, многие из которых впервые экспонировались вне музея. Выставку достойно увенчал одноименный альбом-каталог.
Новый этап в истории музея начался в 1990-х годах. То было время сложного поиска компромиссов между музейным подходом к хранению и представлению памятников и позицией Церкви в отношении произведений церковного искусства. Найденное решение в данном случае оказалось, возможно, одним из наиболее взвешенных и конструктивных. В 1992 году распоряжением Президента РФ Сергиево-Посадский музей-заповедник отнесен к особо ценным объектам национального культурного наследия Российской Федерации, а все здания в пределах крепостных стен, кроме ризницы и наместничьих покоев, переданы в полное хозяйственное ведение Московскому Патриархату. Музею предоставлялись помещения в исторической части города. На территории монастыря осталась только экспозидия, демонстрирующая монастырскую часть коллекции — «Ризница Троице-Сергиевой лавры XIV—XIX веков». Все остальные были свернуты, и в 2001-2005 годах сотрудники музея проделали сложнейшую работу по переводу более 100 тысяч экспонатов. Большая их часть разместилась в частично отреставрированных помещениях Конного двора — памятника архитектуры XVIII—XX столетий, первоначально переданного музею для развития выставочной деятельности, и в здании бывшего банка.
Единственную возможность показать коллекции и обеспечить полноценную деятельность музея давала музеефикация Конного двора. Для этого потребовалось не только значительное федеральное финансирование, но и решение сложных строительнореставрационных задач. В результате удалось превратить руинированные постройки в музейный комплекс. В настоящее время здесь представлены экспозиции «Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края», «Троице -Сергиева лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории»; часть богатейшей коллекции художественных промыслов экспонируется в «открытых фондах». Большим событием стало создание в 2008 году новой экспозиции «Мир русской деревни», демонстрирующей одно из лучших в России собраний русского народного искусства. При этом использован культурологический подход: лучшие произведения народных мастеров демонстрируются в контексте их бытования, рассказ о них ведется в тесной связи с крестьянским миропониманием, с укладом жизни русской деревни, впервые введены интерактивные моменты «общения» с предметами.
Несмотря на возникшую в XXI веке территориальную разобщенность экспозиций музея, они по-прежнему представляют собой единый исторически сложившийся уникальный комплекс, являющийся основой для просветительской работы — прежде всего с детьми и молодежью. Это направление стало приоритетным, причем особое внимание музейные педагоги уделяют интерактивным методикам. Для подрастающего поколения созданы образовательные программы, работает «Школа ремесел» (кружки по керамике, росписи по дереву, плетению и другие), проводятся праздники, районные краеведческие олимпиады. Музейная тишина должна быть не «мертвой», но творческой, «обитаемой», она возникает во время экскурсий и на лекциях, когда внимание поглощено изучением уникального экспоната, когда маленькие исследователи выполняют творческие задания.
В музее хранятся уникальные рукописи и большое собрание старых книг.
Музей возобновил работу народного унивеситета для взрослых, начал работу историко-краеведческий лекторий.
ХРАМ
НАЗВАНИЕ
Михаила Архангела
ИСТОРИЯ
В 1902-1903 гг. на средства Михаила Красюка, духовного сына прп. Варнавы Гефсиманского, построен храм во имя Архангела Михаила. По преданию, сам святой старец определил место для сооружения дома Красюка, богадельни и домовой церкви. Храм располагался на втором этаже кирпичного здания, на первом находился приют для инвалидов. Постепенно церковь стала приходской. После закрытия Лавры и ее скитов, Михайловская церковь становится центром духовной жизни для многих монашествующих. В ней часто молился настоятель Гефсиманского и Черниговского скитов игумен Израиль со своей братией. На клиросе пели сестры Хотьковского монастыря во главе с игуменьей Варсонофией. В Михайловском храме отпевали философа Василия 0занова. Храм посещал священник Павел Флоренский. Последний настоятель храма архимандрит Иероним (Захаров) скончался в 1966 г. в сане архиепископа Ростовского и Новочеркасского.
Летом 1928 г. церковь закрыли. До 1990 г. в ней располагались различные учреждения.
В настоящее время храм представляет трехэтажную постройку из красного кирпича башнеобразного типа. К двум нижним этажам примыкает трапезная. Церковь перекрыта восьмигранной низкой кровлей полусферической формы, которую венчает звонница.
Березовский пер., д. 21
ЛИЧНОСТИ
АРХИТЕКТУРА
ДУХОВЕНСТВО
СВЯТЫНИ
РЕЖИМ РАБОТЫ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)
НАЗВАНИЕ
Михаила Архангела
ИСТОРИЯ
В 1902-1903 гг. на средства Михаила Красюка, духовного сына прп. Варнавы Гефсиманского, построен храм во имя Архангела Михаила. По преданию, сам святой старец определил место для сооружения дома Красюка, богадельни и домовой церкви. Храм располагался на втором этаже кирпичного здания, на первом находился приют для инвалидов. Постепенно церковь стала приходской. После закрытия Лавры и ее скитов, Михайловская церковь становится центром духовной жизни для многих монашествующих. В ней часто молился настоятель Гефсиманского и Черниговского скитов игумен Израиль со своей братией. На клиросе пели сестры Хотьковского монастыря во главе с игуменьей Варсонофией. В Михайловском храме отпевали философа Василия 0занова. Храм посещал священник Павел Флоренский. Последний настоятель храма архимандрит Иероним (Захаров) скончался в 1966 г. в сане архиепископа Ростовского и Новочеркасского.
Летом 1928 г. церковь закрыли. До 1990 г. в ней располагались различные учреждения.
В настоящее время храм представляет трехэтажную постройку из красного кирпича башнеобразного типа. К двум нижним этажам примыкает трапезная. Церковь перекрыта восьмигранной низкой кровлей полусферической формы, которую венчает звонница.
Березовский пер., д. 21
ЛИЧНОСТИ
АРХИТЕКТУРА
ДУХОВЕНСТВО
СВЯТЫНИ
РЕЖИМ РАБОТЫ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)
ХРАМ
НАЗВАНИЕ
пророка Илии
НАЗВАНИЕ
пророка Илии
ИСТОРИЯ
В 1610 г., после снятия осады польско-литовскими интервентами, вокруг монастыря, из поселившихся воинских гарнизонов, образовались Стрелецкая и Пушкарская слободы. Именно для них и по заветному желанию прп. Дионисия Радонежского, в 1645 г. воздвигли храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя пророка Илии. В 1727 г. придельную Ильинскую церковь из-за ветхости разобрали. Вскоре рядом с Казанским храмом поставили новую рубленную Ильинскую церковь. Пожар 1746 г. уничтожил не только часть Лавры, но и оба храма. Через год трудами прихожан Ильинский храм был восстановлен.
В 1760-х гг. началось строительство каменного Ильинского храма, который освятил наместник Лавры иеромонах Павел (Зерновых) в 1773 г. В храме устроили два придела: в честь Иверской иконы Божией Матери и во имя свт. Димитрия Ростовского. Расписали храм и все три иконостаса знаменитые мастера артели Ивана Малышева. Храм единственный оставался действующим в городе, в нем возносили свои молитвы оставшиеся в живых монахи Лавры. В храме служил знаменитый проповедник и духовник протоиерей Всеволод Шпиллер (1902-1984); старец, протоиерей Тихон Пелих (1895-1983), который сохранил антиминс Успенского собора Лавры; духовник Московских Духовных школ, архимандрит Гурий, первый наместник Лавры после ее открытия.
В храме ежедневно совершаются богослужения. На месте разобранного в 1958 г. Казанского храма установлен крест. Священнослужители храма духовно окормляют Дом престарелых и ПТУ №22. При храме действует воскресная школа, работает библиотека.
ул. Кузьминова, д. 1/5.
ЛИЧНОСТИ
АРХИТЕКТУРА
ДУХОВЕНСТВО
СВЯТЫНИ
РЕЖИМ РАБОТЫ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)
В 1610 г., после снятия осады польско-литовскими интервентами, вокруг монастыря, из поселившихся воинских гарнизонов, образовались Стрелецкая и Пушкарская слободы. Именно для них и по заветному желанию прп. Дионисия Радонежского, в 1645 г. воздвигли храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя пророка Илии. В 1727 г. придельную Ильинскую церковь из-за ветхости разобрали. Вскоре рядом с Казанским храмом поставили новую рубленную Ильинскую церковь. Пожар 1746 г. уничтожил не только часть Лавры, но и оба храма. Через год трудами прихожан Ильинский храм был восстановлен.
В 1760-х гг. началось строительство каменного Ильинского храма, который освятил наместник Лавры иеромонах Павел (Зерновых) в 1773 г. В храме устроили два придела: в честь Иверской иконы Божией Матери и во имя свт. Димитрия Ростовского. Расписали храм и все три иконостаса знаменитые мастера артели Ивана Малышева. Храм единственный оставался действующим в городе, в нем возносили свои молитвы оставшиеся в живых монахи Лавры. В храме служил знаменитый проповедник и духовник протоиерей Всеволод Шпиллер (1902-1984); старец, протоиерей Тихон Пелих (1895-1983), который сохранил антиминс Успенского собора Лавры; духовник Московских Духовных школ, архимандрит Гурий, первый наместник Лавры после ее открытия.
В храме ежедневно совершаются богослужения. На месте разобранного в 1958 г. Казанского храма установлен крест. Священнослужители храма духовно окормляют Дом престарелых и ПТУ №22. При храме действует воскресная школа, работает библиотека.
ул. Кузьминова, д. 1/5.
ЛИЧНОСТИ
АРХИТЕКТУРА
ДУХОВЕНСТВО
СВЯТЫНИ
РЕЖИМ РАБОТЫ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)
ХРАМ
НАЗВАНИЕ
Успения Пресвятой Богородицы
ИСТОРИЯ
Бывшее с. Клементьево располагалось в полуторе версте от стен Лавры. Оно было пожаловано кн. Андреем Владимировичем Троице-Сергиеву монастырю при игумене Никоне Радонежском. Здесь проживали иконописцы, сальные мастера, серебряники, каменщики, кузнецы, повара, хлебники. По большой Ярославской дороге через село проходило множество богомольцев, шедших на поклонение мощам прп. Сергия.
Паломники здесь отдыхали, переодевались и вступали в Лавру нарядными. Еще в XV в. Клементьево имело свою церковь. В конце XVI в. на средства местных жителей здесь построили две церкви: во имя свт. Николая и в честь Успения Пресвятой Богородицы, под шатром. После Смуты в селе восстановили сожженную Никольскую церковь, а в 1641 г. ее сменила Успенская с двумя приделами: во имя свт. Николая и мч. Алексия. Храм был трехглавый с трапезной и восьмигранной колокольней.
В 1769 г. на средства прихожан построили существующий храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, с тремя приделами: в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»; Рождества Иоанна Предтечи и во имя свт. Николая.
В 1930-х гг. Успенскую церковь закрыли, священнослужителей арестовали, а в храме разместили городскую пекарню. Затем он длительное время пустовал.
Восстановление началось в 1990 г., после передачи храма общине верующих. К 2001 г. были освящены престолы. В настоящее время храм полностью восстановлен и благоукрашен.
Святыни. В 1996 г. храму передана частица мощей свт. Николая Чудотворца, для хранения которой написана икона святителя в полный рост. В храме имеется мощевик, в котором содержатся частицы мощей более 70 святых Киево-Печерской лавры и других подвижников Божиих.
ул. Болотная, д. 39.
ЛИЧНОСТИ
АРХИТЕКТУРА
ДУХОВЕНСТВО
СВЯТЫНИ
РЕЖИМ РАБОТЫ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)
НАЗВАНИЕ
Успения Пресвятой Богородицы
ИСТОРИЯ
Бывшее с. Клементьево располагалось в полуторе версте от стен Лавры. Оно было пожаловано кн. Андреем Владимировичем Троице-Сергиеву монастырю при игумене Никоне Радонежском. Здесь проживали иконописцы, сальные мастера, серебряники, каменщики, кузнецы, повара, хлебники. По большой Ярославской дороге через село проходило множество богомольцев, шедших на поклонение мощам прп. Сергия.
Паломники здесь отдыхали, переодевались и вступали в Лавру нарядными. Еще в XV в. Клементьево имело свою церковь. В конце XVI в. на средства местных жителей здесь построили две церкви: во имя свт. Николая и в честь Успения Пресвятой Богородицы, под шатром. После Смуты в селе восстановили сожженную Никольскую церковь, а в 1641 г. ее сменила Успенская с двумя приделами: во имя свт. Николая и мч. Алексия. Храм был трехглавый с трапезной и восьмигранной колокольней.
В 1769 г. на средства прихожан построили существующий храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, с тремя приделами: в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»; Рождества Иоанна Предтечи и во имя свт. Николая.
В 1930-х гг. Успенскую церковь закрыли, священнослужителей арестовали, а в храме разместили городскую пекарню. Затем он длительное время пустовал.
Восстановление началось в 1990 г., после передачи храма общине верующих. К 2001 г. были освящены престолы. В настоящее время храм полностью восстановлен и благоукрашен.
Святыни. В 1996 г. храму передана частица мощей свт. Николая Чудотворца, для хранения которой написана икона святителя в полный рост. В храме имеется мощевик, в котором содержатся частицы мощей более 70 святых Киево-Печерской лавры и других подвижников Божиих.
ул. Болотная, д. 39.
ЛИЧНОСТИ
АРХИТЕКТУРА
ДУХОВЕНСТВО
СВЯТЫНИ
РЕЖИМ РАБОТЫ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)
ХРАМ
НАЗВАНИЕ
вмч. и целителя Пантелеимона
ИСТОРИЯ
НАЗВАНИЕ
вмч. и целителя Пантелеимона
ИСТОРИЯ
В 1995 г. при детском доме для умственно отсталых детей был открыт храм-часовня во имя вмч. и целителя Пантелеимона. В 2001 г. устроен алтарь и совершена Божественная литургия. В день празднования Третьего обретения Главы Иоанна Предтечи — 7 июня 2001 г. детский дом и часовню посетил Владыка Ювеналий.
Еженедельные богослужения в Пантелеимоновском храме совершают священники Ильинской церкви.
ЛИЧНОСТИ
АРХИТЕКТУРА
ДУХОВЕНСТВО
СВЯТЫНИ
РЕЖИМ РАБОТЫ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)
ХРАМ (в микрорайоне Семхоз)
НАЗВАНИЕ
НАЗВАНИЕ
Усекновения Главы Иоанна Предтечи
ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ
В 1995 г. по проекту В. Д. Журавлева в поселке соорудили маленький храм-часовню в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Через два года к ней пристроили алтарь и притвор. В 1998 г. Фонд им. Александра Меня передал храм в дар Русской Православной Церкви. 25 мая 1999 г. состоялось освящение престола.
На территории храма-часовни за последние три года построен новый более просторный храм во имя прп. Сергия Радонежского. Храм с притвором и одноярусной колокольней спроектирован в древних православных традициях и вмещает более сто человек.
В приходском доме размещены: воскресная школа и небольшой музей, посвященный протоиерею Александру Меню.
ЛИЧНОСТИ
АРХИТЕКТУРА
ДУХОВЕНСТВО
СВЯТЫНИ
РЕЖИМ РАБОТЫ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)
На территории храма-часовни за последние три года построен новый более просторный храм во имя прп. Сергия Радонежского. Храм с притвором и одноярусной колокольней спроектирован в древних православных традициях и вмещает более сто человек.
В приходском доме размещены: воскресная школа и небольшой музей, посвященный протоиерею Александру Меню.
ЛИЧНОСТИ
АРХИТЕКТУРА
ДУХОВЕНСТВО
СВЯТЫНИ
РЕЖИМ РАБОТЫ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ФГУП «Электромеханический завод „Звезда"» (ранее — Загорский электромеханический завод)
ОАО «НИИРП» Научно-исследовательский институт резиновой промышленности.
«Автоспецоборудование»
Машиностроительный (аэростаты)
Химический
Лакокрасочный
ОАО «ЗОМЗ» Загорский оптико-механический завод
Мебельный
Экспериментальный завод ДСП
Электротехнический (ТЭНы)
ФГУП ФНПЦ НИИПХ
Швейная фабрика инвалидов.
Сергиево-Посадский мясокомбинат.
Сергиево-Посадский хлебокомбинат (ОАО).
Кондитерское производство ОАО «Феникс».
Завод по производству игрушек.
Фабрика художественной резьбы.
Завод по производству мороженого «Айс Крим 2000» (ООО).
Комбинат железобетонных изделий (ОАО).
НАУКА
НИИ птицеводства.
НИИ игрушки.
ОБРАЗОВАНИЕ
гуманитарный институт, киновидеотехнический колледж, колледж «Игрушки», аграрный колледж, филиалы Московского государственного индустриального университета, Московского государственного университета приборостроения и информатики, Московского института экономики, менеджмента и права и Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова.
МЕДИЦИНА
СТРОИТЕЛЬСТВО
СМИ
Печатные издания
«Вперёд»
Выходит с 1918 года. Старейшее издание на территории Московской области. Распространяется на территории всего Сергиево-Посадского района. Тираж — более 10000 экземпляров. Выходит два раза в неделю (среда и суббота). Количество полос — от 20 до 28 соответственно. Формат — A3. Цветная. Из газеты можно узнать текущие районные новости политики, экономики, спорта. В газете публикуется информация о конкурсах и котировках на территории Сергиева Посада и Сергиево-Посадского района. Учредитель — Администрация Сергиево-Посадского муниципального района.
«Все для Вас — Подмосковье»
Выходит с 1994 года. Многотиражная рекламно-информационная газета. Распространяется на территории всего Сергиево-Посадского района. Тираж — более 10000 экземпляров. Выходит по вторникам. Количество полос — 56. Формат — A3. Из существующих на сегодня в Сергиево-Посадском районе печатных СМИ газета «Все для Вас — Подмосковье» имеет самый продолжительный период работы на рекламном рынке — почти 15 лет. В газете публикуются объявления и реклама товаров и услуг, предлагаемых организациями и частными лицами, рекламно-информационные статьи, телевизионная программа, сканворд, гороскоп. Учредитель — ООО «Все Для Вас — Подмосковье».
«Все для Вас — Четверг»
Выходит с 1994 года. Многотиражная бесплатная рекламно-информационная газета. Распространяется на территории всего Сергиево-Посадского района. Тираж — более 60000 экземпляров. Выходит по четвергам. Количество полос — от 32 до 36. Формат — A3. В газете публикуются объявления и реклама товаров и услуг, предлагаемых организациями и частными лицами, рекламно-информационные статьи, телевизионная программа. Учредитель — ООО «Все Для Вас — Подмосковье».
«Новое Зеркало» (до 2007 года — «Зеркало СП»)
Выходит с 6 марта 1993 года. Первая независимая общественно-политическая газета района. В настоящее время позиционируется как «еженедельное публицистическое издание». Распространяется по подписке и в розницу на территории Сергиево-Посадского района. Часть тиража распространяется бесплатно. Общий тираж — 16000 экземпляров. Выходит по средам. Количество полос — 32. Формат — A3. Ранее издание отличалось оппозиционными взглядами и находилось в конфликте с действующей властью. В настоящее время занимает либеральную позицию, политика в газете занимает не самое существенное место. Из газеты можно узнать текущие новости города Сергиева Посада и Сергиево-Посадского района в сфере политики, экономики, культуры, молодежной и спортивной жизни. Учредитель — ООО «Мособлкино».
«Сергиевские Ведомости»
Выходит с 2006 года. Официальное издание администрации городского поселения Сергиев Посад. Материалы газеты используют в работе руководители всех промышленных, муниципальных и коммерческих предприятий района, а публикации размещаются на официальных сайтах Министерства по делам печати и информации Московской области. Распространяется на территории городских и сельских поселений. Тираж — 5000 экземпляров. Выходит по пятницам. Количество полос — 24. Формат — А3. В газете публикуется официальная информация и новости городского поселения, интервью с чиновниками городской администрации.
«Ярмарка»
Выходит с мая 2008 года. Рекламно-информационное издание. Выходит еженедельно. Учредитель — ОАО «ТВ Радонежье».
«Кстати»
Рекламно-информационный журнал. Выходит ежемесячно. Учредитель — ООО «Посад-Инфо»
"Сергиев Посад Наш Город
Выходит с 2009 года. Еженедельная Информационно-аналитическая газета.
«Сергиево-Посадская редакция радиовещания»
Комментариев нет:
Отправить комментарий