ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Маврикий Полетаев
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество и преподобничество (новомученик и преподобномученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Ленинградская и Владимирская области; г. Москва и Московская область: г. Сергиев Посад; г. Орел; Туркмения; Казахстан
ГЕОГРАФИЯ
Ленинградская и Владимирская области; г. Москва и Московская область: г. Сергиев Посад; г. Орел; Туркмения; Казахстан
ДНИ ПАМЯТИ
4 октября (21 сентября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских), новомучеников и исповедников Радонежских, новомучеников и исповедников Казахстанских
ЖИЗНЬ
Михаил родился 18 декабря 1880 года в г. Кронштадте Санкт-Петербургской губернии. Его отец, протодиакон Владимир Полетаев служил в Андреевском соборе при Иоанне Кронштадтском и был женат на Марии Нисвитской, племяннице супруги св.Иоанна Кронштадтского.
После окончания семинарии женился и принял священный сан. У него родился сын - Владимир.
В 1908 году уехал с семьей в Туркменистан, где служил священником при Русской армии.
Затем служил в г. Переславль-Залесский Владимирской губернии. Овдовел (предположительно, до переезда во Владимирскую губ.)
В 1927 году принял монашество в Московском Никитском монастыре. Дети были взрослыми и жили отдельно от отца.
Был возведен в сан архимандрита, служил в городе Юрьев-Польский Владимирской области.
8 сентября 1928 года был арестован в Юрьеве-Польском по обвинению в "контрреволюционной деятельности".
Коллегией при ОГПУ был приговорен к трем годам ссылки с лишением права проживания в 6 крупных населенных пунктах страны. Был сослан в Орел.
В 1930 году по отбытии ссылки приехал в Загорск (Сергиев Посад) и был назначен настоятелем Кукуевской церкви.
После окончания семинарии женился и принял священный сан. У него родился сын - Владимир.
В 1908 году уехал с семьей в Туркменистан, где служил священником при Русской армии.
Затем служил в г. Переславль-Залесский Владимирской губернии. Овдовел (предположительно, до переезда во Владимирскую губ.)
В 1927 году принял монашество в Московском Никитском монастыре. Дети были взрослыми и жили отдельно от отца.
Был возведен в сан архимандрита, служил в городе Юрьев-Польский Владимирской области.
8 сентября 1928 года был арестован в Юрьеве-Польском по обвинению в "контрреволюционной деятельности".
Коллегией при ОГПУ был приговорен к трем годам ссылки с лишением права проживания в 6 крупных населенных пунктах страны. Был сослан в Орел.
В 1930 году по отбытии ссылки приехал в Загорск (Сергиев Посад) и был назначен настоятелем Кукуевской церкви.
21 октября 1935 года был арестован в Загорске с формулировкой "существование контрреволюционной монархической группировки духовенства и церковников во главе с монахом Маврикием и монахом игуменом Максимилианом". Обвинялся в "антисоветской агитации, активном участии в к/р группировке церковников и бывших монахов Троице-Сергиевой лавры, прославлении в к/р целях могилы "старца Алексия" Соловьева, распространении провокационных слухов"._ Проходил по групповому делу "Дело духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием. Загорск. 1936 г.", во время следствия содержался в Бутырской тюрьме.
В обвинительном заключении говорилось, что "в г.Загорске... возвратились из ссылки и поселились на жительство монахи б."Сергиевской Лавры" - Марченко М.Г., он же игумен Максимилиан... и Полетаев М.В., он же архимандрит Маврикий, Марченко и Полетаев восстановили свои связи с б.монахами "Сергиевской Лавры" и к/р настроенными церковниками. Марченко, Полетаев, Кондратьев, Климов, Графов и Крестников объединились в тесно спаянную к/р группировку, объединили вокруг себя б.монахов, монашек и к/р настроенных церковников... распространяли ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР, призывали верующих объединиться и встать на защиту православной церкви, окружающим необходимость организации нового церковного управления и людей безусловно преданных церкви, которые будут защищать интересы верующих перед советской властью... Марченко, Полетаев, Крестников и Кондратьев в к/р целях прославляли могилу "старца Алексея"[Соловьева], похороненного на Кукуевском кладбище, распускали провокационные слухи о якобы имевшихся случаях исцеления на его могиле, организовывали паломничество верующих на могилу, по пути обрабатывая их в а/с духе..."
8 февраля 1936 года Особым Совещанием при НКВД СССР был приговорен к трем годам ИТЛ, на следующий день был этапирован в Карлаг.
В обвинительном заключении говорилось, что "в г.Загорске... возвратились из ссылки и поселились на жительство монахи б."Сергиевской Лавры" - Марченко М.Г., он же игумен Максимилиан... и Полетаев М.В., он же архимандрит Маврикий, Марченко и Полетаев восстановили свои связи с б.монахами "Сергиевской Лавры" и к/р настроенными церковниками. Марченко, Полетаев, Кондратьев, Климов, Графов и Крестников объединились в тесно спаянную к/р группировку, объединили вокруг себя б.монахов, монашек и к/р настроенных церковников... распространяли ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР, призывали верующих объединиться и встать на защиту православной церкви, окружающим необходимость организации нового церковного управления и людей безусловно преданных церкви, которые будут защищать интересы верующих перед советской властью... Марченко, Полетаев, Крестников и Кондратьев в к/р целях прославляли могилу "старца Алексея"[Соловьева], похороненного на Кукуевском кладбище, распускали провокационные слухи о якобы имевшихся случаях исцеления на его могиле, организовывали паломничество верующих на могилу, по пути обрабатывая их в а/с духе..."
8 февраля 1936 года Особым Совещанием при НКВД СССР был приговорен к трем годам ИТЛ, на следующий день был этапирован в Карлаг.
В 1937 году был арестован в Карлаге по обвинению в том, что якобы "отбывая меру соцзащиты в Карлаге НКВД... создал к/р группу, которая под руководством [архимандрита Маврикия] Полетаева систематически собиралась, проводила богослужения, распространяла к/р и религиозные настроения среди лагерников, направленные на дискредитацию советского правительства...".
Свидетели, проходящие по делу говорили, что Полетаев "был организатором собраний заключенных, читал молебны, [у него] имелась литература, ризы, кресты. Богослужения устраивали на квартире Полетаева и Кондратьева, в кузнице и за стогами сена. В проповедях Полетаев призывал верующих не поддаваться соблазну, которому поддались отступники от веры, продавшиеся за временное благополучие... На вопрос Полетаеву, думает ли он порвать с духовенством, - он сказал, что пока жив, он от своих мнений и взглядов не отступит... Полетаев очень набожный человек, аккуратно соблюдает правила и время отправления обрядов. Он регулярно читает акафисты и Евангелие. В конце чтений говорит проповеди, [в которых призывает] покорно переносить кару Господа, наложенную на нас за наши грехи. Что Господь милостив, что он видит наши страдания за веру, издевательства над верующими со стороны людей, продавшихся антихристу", "...нашим страданиям придет конец, что вера истинных христиан восторжествует в России снова".
На допросах архимандрит Маврикий показал, что "...к советской власти он принципиально лоялен, хотя факт существования этого порядка управления мне и неприятен", все остальные обвиненния отрицал, виновным себя не признал. Категорически отрицал желание создать к/р группу. "Я свое молитвенное настроение храню при себе, во вне я его не проявлял", - говорил священномученик на допросе.
28 сентября 1937 года тройкой при УНКВД по Карагандинской обл. был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 4 октября 1937 года в Карлаге. По рассказам епископа Ташкентского Гурия (Егорова), который находился вместе с ним в заключении в Караганде, о.Маврикия в лагере сильно мучали, а потом расстреляли.
Свидетели, проходящие по делу говорили, что Полетаев "был организатором собраний заключенных, читал молебны, [у него] имелась литература, ризы, кресты. Богослужения устраивали на квартире Полетаева и Кондратьева, в кузнице и за стогами сена. В проповедях Полетаев призывал верующих не поддаваться соблазну, которому поддались отступники от веры, продавшиеся за временное благополучие... На вопрос Полетаеву, думает ли он порвать с духовенством, - он сказал, что пока жив, он от своих мнений и взглядов не отступит... Полетаев очень набожный человек, аккуратно соблюдает правила и время отправления обрядов. Он регулярно читает акафисты и Евангелие. В конце чтений говорит проповеди, [в которых призывает] покорно переносить кару Господа, наложенную на нас за наши грехи. Что Господь милостив, что он видит наши страдания за веру, издевательства над верующими со стороны людей, продавшихся антихристу", "...нашим страданиям придет конец, что вера истинных христиан восторжествует в России снова".
На допросах архимандрит Маврикий показал, что "...к советской власти он принципиально лоялен, хотя факт существования этого порядка управления мне и неприятен", все остальные обвиненния отрицал, виновным себя не признал. Категорически отрицал желание создать к/р группу. "Я свое молитвенное настроение храню при себе, во вне я его не проявлял", - говорил священномученик на допросе.
28 сентября 1937 года тройкой при УНКВД по Карагандинской обл. был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 4 октября 1937 года в Карлаге. По рассказам епископа Ташкентского Гурия (Егорова), который находился вместе с ним в заключении в Караганде, о.Маврикия в лагере сильно мучали, а потом расстреляли.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Место захоронения неизвестно.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
В августе 2000 года был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
нет
ИКОНОГРАФИЯ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
База данных ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века".
Состояние на 11.03.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий