понедельник, 31 октября 2016 г.

Лукиан Александровский

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Лукиан Александровский

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

преподобничество

ВРЕМЯ
17 век

ГЕОГРАФИЯ

Владимирская область; г. Москва

ДЕНЬ ПАМЯТИ

в Соборе Владимирских святых

ЖИЗНЬ
Основатель и настоятель Лукиановой пустыни. местночтимый святой Владимирской митрополии.
Иларион родился около 1610 года. Его родителями были Димитрий и Варвара, благочестивые и состоятельные граждане города Галича Костромской губернии. Они прожили в любви и согласии долгое время, но не имели наследника. Они непрестанно молились о разрешении от бесплодия и однажды дали обет, что если Бог услышит их молитву, они, воспитав свое дитя, постригутся в иноческий образ.

Когда отрок достиг восьмилетнего возраста, Димитрий вспомнил о данном им обете иночества и приказал супруге собирать его в дорогу к безмолвной пустыни. Иларион упросил отца не оставлять его сиротой и взять с собой туда, где он мог бы разделить с ним труды и молитвы.

Найдя пустынное место в Брынском бору, Димитрий водрузил там крест, построил келью и, приняв от одного пресвитера пострижение с именем Дионисия, стал жить с сыном в полном уединении. Грамоте и Священному Писанию мальчик обучался у своего отца, от него же он перенял понятие о земной жизни как о подвиге и пути к спасению. Благочестивый отрок старательно и охотно учился молитве, посту, ночным бдениям, богомыслию, во всем подражая отцу. Из жития схимонаха Дионисия известно, что он носил на теле железные вериги и власяницу, непрестанно пребывая в посте и молитве. Спустя некоторое время начала собираться к нему братия и составилась малая обитель из двенадцати иноков. После кончины его (предположительно, в 1636 году) братия довершила обитель и устроила в ней церковь Живоначальной Троицы.

Супруга Димитрия – Варвара, после слезной разлуки с мужем и сыном, раздала имение нищим, удалилась в один из девичьих монастырей и, потрудившись там многие годы, преставилась к Господу в иноческом чине.

По смерти родителей, надеясь найти себе духовного наставника и учителя взамен отца, Иларион пришел в обитель святых Афанасия и Кирилла на реке Мологе и три года нес послушания, приобретя уважение и любовь монастырской братии и игумена. Но затем послушник, к недоумению всех, покинул обитель, не снося похвал, как грозной опасности для себя, и переместился в монастырь Покрова Пресвятой Богородицы близ города Углича. Но и здесь по той же причине пробыл он недолго. Стремясь к совершенству, Иларион ощущал в себе силы искать подвига отшельнического, дабы полнее и прилежнее отдаться воле Божией. В 1640 году в благодатном откровении указано ему было идти в пределы Переславля-Залесского, в слободу Александровскую (ныне г. Александров).

Придя на место, познакомился он с благочестивыми людьми Симеоном и Марком, от которых узнал, что в тридцати верстах от Переславля, в стороне от дороги, в пустоши Псковитиново Раменье стоит церковь без креста и кровли. Иларион уговорил Марка сопроводить его к этому месту. По дороге Марк поведал подвижнику историю о том, как икона Божией Матери трижды по воздуху перемещалась из села Игнатьево в место, Ею выбранное. В летописи обители высказывается предположение, что Марк был тем самым пастушком, который в юности своей обнаружил в лесу чудотворный образ Пресвятой Богородицы, исчезнувший из храма села Игнатьево, но утаил это из смирения.

Вскоре пришли они на место, где окруженная вековым лесом и болотами, стояла церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с чудотворным образом Божией Матери, чудесно сохранившимся, несмотря на общую разоренность и заброшенность. Сохранился также запрестольный Смоленский образ Божией Матери Одигитрии, остальные же иконы и утварь пришли в полную негодность. Иларион поставил себе келью близ церкви и начал тут подвизаться, а вскоре к нему присоединились Марк и Симеон. Сюда же вскоре пришел иеромонах Феодосий из Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой. Он утвердил Илариона в правильности избранного им пути, рассказав о том, как во время молитвы в тонком сне явилась ему Пресвятая Богородица и повелела идти в пределы Переславские – покрыть там церковь Ее, раскрытую и запустевшую. Феодосий направился к Переславлю Залесскому. Не ведая, куда идет, спрашивал он у всех о той церкви, пока с большим трудом не дошел до пустыни, и радости его не было конца, когда увидел он церковь Богородицы с Ее чудотворной иконой.

Иеромонах Феодосий постриг в монашество Илариона, нареченного в постриге Лукианом, ему было тогда, по свидетельству летописи, немногим более тридцати лет. Вскоре к ним присоединились еще несколько человек. Общими усилиями храм был восстановлен, построены кельи, и собравшаяся братия стала замышлять о построении новой более обширной церкви.

В ответ на прошение, поданное патриарху Иосифу, была дана жалованная грамота на устроение нового храма, и подвижники уже заготовили для строительства лес. Но вскоре местные жители прогнали братию и самого Лукиана из святой обители. Виновником случившегося оказался архимандрит Андроникова монастыря в Москве Иосиф, имевший в своем ведении приписной Симеоновский монастырь около Александровой слободы. Позавидовав образцовому житию собравшейся братии, он настроил население против обитателей пустыни. В результате иером. Феодосий был изгнан, братия разогнана, заготовленные бревна расхищены, а на Лукиана наложили оковы и отправили в Москву к патриарху, в глазах которого он был оклеветан архимандритом Иосифом в "нечистой жизни".

Патриарх поверил столь сановному и авторитетному лицу, и Лукиан был отдан "под начал" в Московский Чудов монастырь. Он смиренно воспринял случившееся как волю Божию. Кротко терпел всяческие лишения, безропотно нес самые тяжелые послушания.

В 1646 году к патриарху Иосифу обратился инок Тихон, пришедший из Спасской пустыни в Холмогорах Архангельской губернии с просьбой благословить способного начальника в эту северную обитель. Патриарх стал советоваться об этом деле со своими ближайшими сотрудниками, и тогда Чудовский архимандрит Кирилл указал на Лукиана, рассказав о его добродетелях. Удивился патриарх такому доброму слову об иноке, посланном на исправление, и тотчас послал за ним. Подробно расспросив инока о его происхождении и монашеском подвиге, он увидел глубину и силу его ума, а также великое смирение и духовную мудрость. В скором времени монах Лукиан был рукоположен в священный сан и назначен в архангельскую обитель игуменом.

Основным делом нового игумена стало строительство. В обители успешно возводились храмы, устраивалась иноческая жизнь по строгим общежительным уставам святых отцов. Это вызвало неприязнь к преподобному некоторой части братии, привыкшей к более вольной жизни. Возглавил возмущение тот же инок Тихон, который был инициатором прихода нового настоятеля. Лукиан не стал властью настоятельской доказывать свою правоту. Возблагодарив за все Всемилостивого Спаса и благословив братию, он покинул монастырь.

Возвратившись в свое прежнее обиталище к уединенной церкви Рождества Богородицы и со слезами помолившись о довершении начатого дела, преподобный Лукиан снова поставил себе келью подле церкви и начал упражняться в безмолвии. Узнав об этом, пришел к нему прежний сподвижник его Марк и принял от преподобного постриг с именем Матфея. Вскоре пришел еще один юноша из купеческой семьи Александровой слободы Михаил просить себе пострижения. После наставления в науке монашеского делания он был пострижен преподобным Лукианом и наречен в иночестве Макарием. Через несколько дней пошел Лукиан с новым учеником своим в Александровскую слободу, оставив одного Матфея в келье. Возвратившись через некоторое время, они нашли его лежащим на земле и окровавленным, при последнем издыхании. Мантия его, вся изорванная, висела на дереве неподалеку от кельи.

- Что с тобой? – спросил его ужаснувшийся Лукиан.
- Отче, некто без тебя постучал в келью, – угасающим голосом отвечал Матфей, – а я, по неопытности, без молитвы отворил. Тогда вошли темноликие создания и начали бить и душить меня, прогоняя от места сего, и обещая непрестанно воевать против нас.

Тотчас встал Лукиан на молитву, чтобы оградить пустынь от навета лукавого, и поспешил приобщить инока Матфея Святых Тайн. Вскоре тот, потеряв уже много крови, скончался. Лукиан продолжал жить с Макарием в прежней келье, молитвою и постом воюя против врагов невидимых, но те опять наустили местных жителей изгнать человека Божия из его уединения и разорить дело рук его.

Преподобный Лукиан был вынужден вернуться в Чудов монастырь, где он снова начал трудиться в хлебне и на других послушаниях.

Монахи и благочестивые миряне, слушающие рассказы Лукиана о пустыни, избранной Самой Царицей Небесной и о явленных там чудесах, возымели великую ревность к исполнению воли Божией и пожелали обустроить это святое место. В 1648 году благочестивые и известные люди Москвы царский истопник Александр Феодорович Борков и Тимофей Иоаннович Николаев испросили у патриарха Иосифа грамоту на строительство храма в пустыни и разрешение иеромонаху Лукиану священнодействовать там. Это было выполнено уже в следующем году. Вновь прибыл Лукиан в Псковитиново Раменье. С ним пришли купцы гостиной сотни Герасим Шевелев, Тимофей Рабенской, Иоанн Гаврилов, Федор-иноземец, Онисим Борисов и другие, которые составили новое духовное воинство. Подвижники срубили две кельи на всех, затем приступили к церковным зданиям. Иждивением купцов привезен был лес, ими же оплачивалось и все храмовые строения. Вскоре и сами они, оставив Москву, облеклись здесь в монашеский чин. В 1650 году Лукиан обратился к патриарху с челобитной об устроении монастырской обители. Благословенная грамота патриарха Иосифа на это была дана 28 августа 1650 года. Эта дата является официальным началом существования Лукиановой пустыни.

Преподобный Лукиан ежедневно совершал Божественную службу в новоустроенном храме. Всех приходивших к нему принимал он с любовью, и вскоре составилось братство из двенадцати человек. Строгость иноческой жизни, соблюдение полного устава в церкви, за трапезой и в кельях привлекали многих в обитель. Все насельники вновь образованного монастыря повиновались ему как Ангелу Божию, будучи готовы на всякое послушание. Сам преподобный прилагал труды к трудам, особенно заботился он о нищих и странных, притекавших в изобилии к чудотворной иконе Рождества Богородицы, знамения и исцеления от которой сделались широко известными по всей округе. Слезно, с великой благодарностью молился преподобный Лукиан во вновь обретенной им любимой пустыни пред святым чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Слова его сердечной молитвы дошли и до нашего времени из монастырской летописи: "О Владычица моя, Пресвятая Богородице, не остави места сего и не попусти опустошену быти, но яко же исперва изволи присетити трикратным прехождением честнаго Своего образа, тако и ныне изволи неотступна быти от места сего самого, Тобою, Владычице, избранного, и храм Свой святый утверди, и обитель святую сохрани сию до скончания века".

Скромность и строгость иноческого жития Лукиана притягивали многих благочестивых жителей Александровской слободы к нему и его пустыни. Еще в 1642 году постриг он в Ангельский образ вдову священника Троицкого собора Слободы Анну, назвав ее Анисией, а вскоре вдовицу Феклу – с иноческим именем Феодора. Поселились они у церкви Рождества Христова на торговой стороне Александровской слободы. Однако прихожане этой церкви стали роптать на них, укоряя в том, что они, будучи инокинями, живут не в монастыре. Тогда монахини пришли к преподобному Лукиану во вновь устроенную им обитель с мольбой найти им подходящее место для жительства. Поддержали их просьбу купцы и служивые люди Слободы и просили о создании у них при обветшавшей церкви Успения Божией Матери монастыря для инокинь, в котором хотели видеть его пастырем и попечителем. Вначале преподобный отказывался, считая себя грешным и недостойным таких деяний, но потом по многим их просьбам, смиренно согласился. Вместе с ними он отбыл в Москву, где предстали они перед государем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном с просьбой о построении монастыря. Государь пожаловал Лукиану и его старицам храм Успения Пресвятой Богородицы на Буграх. На первое время Лукиан поставил близ того места часовню и постриг там в ангельский образ вдовицу Екатерину, с иноческим именем Евпраксия, которую и назначил настоятельницей вновь устрояемой обители. Преподобный сам руководил постройкой монастыря, повелев оградить его со всех сторон и срубить кельи для двадцати сестер. Он утвердил им общежительный устав и был для них пастырем и отцом, неустанно заботившимся обо всем потребном для жизни и спасения. Со временем был расчищен и отремонтирован Успенский собор. Жили и питались инокини своим рукоделием и от мирского подаяния. Преподобный Лукиан жил у себя в пустыни, часто посещая свое «малое стадо» в Успенской обители. Он запрещал им выходить без нужды из своих келий, а к себе в пустынь позволял приходить только в дни крайнего уныния для поклонения чудотворной иконе Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1654 году во время морового поветрия, проездом из Москвы в Макариев Калязинский монастырь останавливался в Александровской слободе патриарх Никон с царицей Марьей Ильиничной и ее семейством. Патриарх дал преподобному Лукиану благословенную грамоту на освящение Успенской обители, что он в том же году и сделал, совершив крестный ход с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы от своей пустыни до Успенского монастыря.

Так на попечении у преподобного Лукиана оказалось два монастыря. Преподобный часто бывал в Александровой слободе, где пастырски наставлял не только сестер монастыря, но и церковный народ, приходивший туда помолиться. И даже по пути в обитель и оттуда он останавливался посреди толпы народной, чтобы донести до людей слово Божие и наставить их в вере. Преподобному Лукиану даны были по благодати Божией великие духовные дары – умилительный дар слова и дар прозорливости, которым проникал он будущее. Предрекая страшное моровое поветрие 1771 года, со слезами говорил он народу: "Православные, покайтесь, ибо грядет гнев Божий великий и язву смертоносную пошлет Господь, так что от страха сего никем небрегомо будет злато и серебро и втуне расточатся имения собирающих".

Не достигнув и пятидесяти лет, подвижник и проповедник слова Божия выглядел как древний старец. Труды и скорби подточили его здоровье. Чувствуя, что силы совсем уже оставляют его, преподобный Лукиан повелел отвести его в церковь Рождества Богородицы. Вдоволь помолившись перед чудотворным образом Богородицы и чувствуя себя при последнем издыхании, просил он, чтобы его вывели из храма, положили на траву и подложили под голову камень. Преподобный утешал плачущую братию: "Не скорбите, братие. Вручаю вас Господу Богу и Пречистой Его Матери. Разумно же вам буди о сем. Аще Господь грехи моя отпустит и дерзновение буду иметь ко Всемилостивому Богу, места сия оба не оскудеют, но прославит их, и распространятся по моем отшествии, и царские лица посещати их будут".

Скончался преподобный Лукиан 8 сентября 1655 года в престольный праздник своей обители.
МОЩИ
Похоронен, по завещанию своему, неподалеку от храма Рождества Богородицы.

Много лет спустя после преставления Преподобного пришел в обитель гнавший его инок Тихон из пределов Архангельских и спрашивал, где положено его тело. А когда братия показала место, он долго и горько плакал над гробом, прося прощения в своем согрешении. Пришел и архимандрит Иосиф, который долго противился устроению новой пустыни, и тоже каялся в грехе своем над гробом. Он предлагал строителю Корнилию принять под свое начало приписной монастырь свой Симеоновский, из которого приезжал некогда разорять пустынь преподобного Лукиана. Но Корнилий не принял дара, и тогда архимандрит отдал монастырь свой в Лавру преподобного Сергия.

Достойным и благочестивым преемником преподобного Лукиана стал преподобный Корнилий, при котором распространились и процвели обе обители, мужская и женская, и во исполнение предсказания блаженного основателя, начали посещать обитель царские лица. Непрестанные исцеления и знамения, истекавшие от чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, привлекали все новых молитвенников в обитель, умножая славу ее.

В 1771 году над Россией пронеслось страшное моровое поветрие, о котором предсказывал преподобный. Ужасающие многочисленные жертвы, которые оно принесло, заставили русский народ обратиться со всем усердием к Богу и Его Пречистой Матери с мольбой об избавлении от постигшей напасти. Повсюду учреждались крестные ходы с чудотворными иконами, которые обносили вокруг городов и весей. Историей засвидетельствовано множество случаев, когда после подобного всенародного моления грозная опасность отступала. Так было и в городе Александрове. После совершенного вокруг города в шестую неделю по Пасхе крестного хода с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы из Лукиановой пустыни, эпидемия чумы ослабла, а затем и прекратилась. Традиция этого крестного хода была установлена еще святым Лукианом в 1654 году, когда Преподобный принес ее для освящения Успенской церкви в учрежденной им женской иноческой обители. После его смерти крестный ход совершался ежегодно в августе на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Теперь же, в память чудесного избавления города от смертельной опасности, он стал совершаться в неделю "о слепом", шестую после Пасхи. С тех пор эта традиция свято блюдется монахами обители по сей день.
Благодарные жители города Александрова устроили над местом погребения преподобного Лукиана каменную часовню, представлявшую собой правильный восьмиугольник с расстоянием между стенами три метра и высотой до креста около шести метров. На гробнице лежала деревянная доска с изображением преподобного Лукиана в полный рост. В руке Преподобного был свиток с текстом его завещания. Вскоре в часовне был установлен двухъярусный иконостас, а стены расписаны. Здесь служились ежедневные панихиды.

После закрытия обители часовня святого Лукиана в 1926 году была осквернена и полностью разрушена, но, Промыслом Божиим, нетронутыми остались святые мощи Преподобного, почивающие там под спудом.
После открытия обители в 1991 году первым делом собравшейся там братии стало обретение мощей преподобного Лукиана. К сожалению, эта попытка оказалась неудачной, потому что, не имея опыта, иноки не смогли определить точного места захоронения и обрели лишь честную главу Преподобного. Окончательно мощи были обретены в следующем году с помощью опытных археологов. Тогда они были тщательно собраны и положены в резную деревянную раку, поставленную в храме Богоявления, где пребывают по сей день. Место прежней часовни, от которой остался лишь фундамент, закрыто металлическим куполом и находится пока в таком виде по настоящее время.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Угодники Божии преподобные Лукиан и Корнилий были прославлены Русской Православной Церковью в 1982 году для местного почитания в Соборе святых земли Владимирской.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.

АФОРИЗМЫ
Нет.

ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.


АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Тропарь, глас 4 

Приспе день торжества святых земли Владимирския и память преподобных отец Александровских Лукиана, добродетели жилищем светлым ся сотворшаго и Корнилия, силою Божиею диавола поправшаго молитеся ко Господу, двоице преславная да дарует нам, во гробех греха сущим воскресение и велию милость.

Кондак, глас 3 

Днесь преподобнии отцы Лукиан и Корнилий предстоят невидимо Владычице Небесной и с лики святых за ны молятся Деве: спаси, Мати Божия, люди, на Тя уповающия покрый я от бед и страстей милосердия ризою и поклонитися сподоби Христу Воскресшему Пасху празднующе вечную.

ХРАМЫ
Не посвящены.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ


РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ
 «Житие Лукиана Переславского», РГБ ф. 304.II. XVII в. — 1906-1907 гг.
Жития святых Российской Церкви, также Иверских и Славянских, и местночтимых подвижников благочестия. М., 1993
Свирелин А. И. Историческая записка о Лукиановой пустыни, в Александровском уезде, Владимирской губернии. Владимирские губернские ведомости (часть неофициальная). — 1860. — 26 марта (№13); 2 апреля (№14); 9 апреля (№15)
Синодик Свято-Лукиановой пустыни, 18 век. ГИМ, фонд Борятинского, № 337.
«Сказание о Успенском девичьем монастыре». Морозов Б.Н. Сказание об Успенском монастыре в Александровской слободе // Вестник церковной истории. №4.
«Рождества Пречистыя Богородицы ЯВЛЕННАЯ ИКОНА в Лукиановой пустыне». Историко-Археологическое описание. Н. С. Стромилова. Издание второе. Владимир на Клязьме. Типолитография Губернской Земской Управы. 1903
«Лукьянова пустынь». Некрасова Л. Н. Комитет по культуре администрации Владимирской области. Государственное предприятие "Владспецреставрация". 1994 г. Машинопись.

Состояние на 19.03.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий