понедельник, 31 октября 2016 г.

Николай Виноградов Звенигородский

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Николай Виноградов

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)

ВРЕМЯ

19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

Московская область

ДНИ ПАМЯТИ

 27 июня (14 июня ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и Московских святых

ЖИЗНЬ

Родился 24 марта 1871 года в селе Архангельское Московской губернии, Звенигородского уезда (Ныне - Красногорский р-н Московской обл.) в семье дьякона Михаило-Архангельского храма Константина Андреевича Виноградова и его жены Елизаветы Симеоновны.

Обучался в училище при Московском Синодальном хоре и в Московской духовной семинарии. Из Московской Семинарии перевелся в Вифанскую семинарию, которую закончил в 1894 году

14 октября 1894 года обвенчался с дочерью диакона Феодора Васильевича Херсонского Надеждой в церкви Рождества Христова в Палашах.

1 ноября 1894 года был рукоположен епископом Дмитровским Нестором во священника. Стал служить в своем родном селе Архангельское Звенигородского уезда, был законоучителем земской школы. Прихожанам отец Николай запомнился как деятельный и рассудительный пастырь, пользовавшийся в округе уважением и любовью.

На средства прихода содержались деревянные часовни в деревнях Захаркове, Воронках и Раздорах. Большое внимание настоятель уделял церковному образованию и воспитанию молодёжи. В декабре 1894 года он был назначен законоучителем архангельской четырёхгодичной земской школы, в которой обучалось более ста крестьянских детей.

В 1910 году его избирают членом благочиннического совета.

В 1911 году скончалась от туберкулёза в возрасте 36 лет его супруга Надежда Федоровна и он остался с пятью детьми. Дочери, Екатерина и Лидия, получили специальное образование и впоследствии стали учительницами. Сын Михаил учился в Московской духовной семинарии. Второй сын, Виктор, учился в Московском промышленном училище. Младший сын, Николай, родился в 1908 году и впоследствии был отдан учиться в Архангельскую земскую школу.

В 1914 году преподавал Закон Божий в земской школе в деревне Гальево.

С 1915 года помощник благочинного.

В 1916 был выбран депутатом съезда духовенства Московской епархии.

Свое пастырское служение отец Николай продолжал и после революции. Уже вовсю развернулась антирелигиозная пропаганда и начались гонения на Церковь, однако он каждую свою проповедь заканчивал призывом сохранять веру и не бояться посещать храм.

18 мая 1921 года в церкви во имя вмч. Димитрия Солунского села Истра Московской области возводится епископом Верейским Иларионом (Троицким) в сан протоиерея.

В 1929 году был арестован за "сокрытие церковных ценностей". Приговор - 1 год и 6 месяцев лишения свободы с конфискацией имущества. В тюрьме "Матросская тишина" содержался с начала ареста и во время суда. В марте 1930 года подал кассационную жалобу и, доказав, что сокрытые ценности были его личным имуществом, добился отмены приговора с освобождением из-под стражи с прекращением дела.

Освободившись продолжил служить в своем родном селе. Однако испытания не кончились. Вскоре пастыря арестовали, обвинив в антисоветской агитации и даже в создании контрреволюционной церковной группировки. Во время допросов священник держался стойко и с достоинством. Он, в частности, заявил следующее:

Советскую власть я рассматриваю как власть народную, но гонимую на Божию церковь. Мы, духовенство Тихоновской церковной ориентации (к коим принадлежу и я), эту власть признаем как власть из времён Нерона несколько сот лет тому назад; и по своим убеждениям я прихожу к конечному итогу, что в г. Риме цезарь Нерон в 13 веке издевался не только над духовенством, но всячески казнил бедных крестьян за то, что они верили в Бога: их отдавали на съедение и растерзание зверям, завёртывали в солому и зажигали людей верующих.
Но Бог милостив, он освободил религию от такого гонения. Так и советская власть, которая сейчас делает гонения на религию, - Бог должен освободить Церковь от такого насилия; иначе говоря, сменить эту власть. Я предпочитаю власть монархическую, т. е. дореволюционную царскую, которая предпочитала Церковь. (...)
Н. К. Виноградов.

По постановлению "тройки" от 19 мая 1933 года отца Николая выслали в Восточный Казахстан на три года с лишением избирательных прав, конфискацией имущества и ограничением в выборе мест последующего проживания.

В ссылке отец Николай тяжело заболел, потерял трудоспособность, и в 1935 году его досрочно освободили "ввиду инвалидности". Он поселился в городе Волоколамске (возможно, потому, что тогда здесь жил со своей семьёй его сын Виктор, работавший в районной МТС) и на новом месте сразу же включился в приходскую жизнь; его стали приглашать участвовать в богослужениях. Получив в 1936 году паспорт, он направил прошение Преосвященнейшему Иоанну, управляющему Московской епархией, Волоколамским районом, вновь стать приходским священником - в храме Рождества Богородицы, что на Возмище или в Покровской церкви близ кладбища.

В начале 1937 года его сына Виктора арестовали и осудили. Отец Николай лишился средств к существованию и жил на небольшую помощь от старшей дочери. Был арестован и епископ Иоанн. Решение о новом назначении отца Николая, принималось уже епископом Дмитровским Сергием. В справке в частности говорилось, что протоиерей Николай Виноградов "состоит в общении с Московской Патриархией и в священнослужении не запрещён".

1 ноября 1937 года о. Николай получил назначение на должность настоятеля храма Покрова Божией Матери в селе Тимошеве Волоколамского района. По пути туда он остановился в Москве у дочери Екатерины (в замужестве Бакун). Последняя его фотография сделана как раз во время прощального чаепития. Остаётся неизвестным, что помешало отцу Николаю прибыть к месту назначения.

Арестован 5 марта 1938 года и заключён в тюрьму в городе Волоколамске. На допросе следователь спросил его:

– Скажите, вы были награждены повышением по службе – саном протоиерея?
– Да, я был возведён в сан протоиерея в 1921 году.
– Будучи протоиереем, вам приходилось говорить верующим проповеди, а если приходилось, то часто ли вы говорили и на какую тему?
– Да, мне приходилось говорить проповеди в церкви. Проповеди я говорил исключительно на тему праздника, когда поминается память того или иного святого. В заключение проповеди я всегда призывал верующих сохранять веру и не оставлять посещение храма.
– Проживая на станции Волоколамск, вы среди верующих вели разговоры, проявляя недовольство существующим строем и дискредитируя работников совета? – спросил следователь.
– Никакими антисоветскими разговорами я не занимался нигде и никогда, – ответил священник.
– Вам зачитывается ряд свидетельских показаний, где вы уличаетесь в дискредитации работников совета и антисоветских высказываниях.
– Зачитанные мне показания я слышал, – ответил священник, – но таковые я отрицаю, ничего подобного я не говорил.

2 июня 1938 года тройка НКВД СССР по Московской области приговорила его по ст. 58-10 УК РСФСР за "контрреволюционную агитацию" к расстрелу.

Расстрелян 27 июня 1938 года в Бутово.

ЗАХОРОНЕНИЕ

Похоронен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

В августе 2000 года протоиерей Николай Виноградов был причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА

Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)

Не оставил.

АФОРИЗМЫ

Нет.

ИКОНОГРАФИЯ

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)

ХРАМЫ

Нет.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)


ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

ПОЧИТАНИЕ (В ТОМ ЧИСЛЕ НА РОДИНЕ, В РОДНОМ СЕЛЕНИИ, А ТАКЖЕ В ДРУГИХ ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЯХ)

ПРОПОВЕДИ

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ

База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века".
Метрическая книга церкви Рождества Христова в Палашах. ЦИАМ. Ф.203. Оп.776. Д.1175.

Состояние на 20.03.2017

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий