ИМЯ,
ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Николай
Виноградов
ДРУГИЕ
НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ
(РОД СВЯТОСТИ)
мученичество
(священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20
века
ГЕОГРАФИЯ
Московская область
ДНИ
ПАМЯТИ
27 июня (14 июня ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и
Московских святых
ЖИЗНЬ
Родился
24 марта 1871 года в селе Архангельское Московской губернии, Звенигородского
уезда (Ныне - Красногорский р-н Московской обл.) в семье дьякона
Михаило-Архангельского храма Константина Андреевича Виноградова и его жены
Елизаветы Симеоновны.
Обучался
в училище при Московском Синодальном хоре и в Московской духовной семинарии. Из
Московской Семинарии перевелся в Вифанскую семинарию, которую закончил в 1894
году
14
октября 1894 года обвенчался с дочерью диакона Феодора Васильевича Херсонского
Надеждой в церкви Рождества Христова в Палашах.
1
ноября 1894 года был рукоположен епископом Дмитровским Нестором во священника.
Стал служить в своем родном селе Архангельское Звенигородского уезда, был
законоучителем земской школы. Прихожанам отец Николай запомнился как деятельный
и рассудительный пастырь, пользовавшийся в округе уважением и любовью.
На
средства прихода содержались деревянные часовни в деревнях Захаркове, Воронках
и Раздорах. Большое внимание настоятель уделял церковному образованию и
воспитанию молодёжи. В декабре 1894 года он был назначен законоучителем
архангельской четырёхгодичной земской школы, в которой обучалось более ста
крестьянских детей.
В
1910 году его избирают членом благочиннического совета.
В
1911 году скончалась от туберкулёза в возрасте 36 лет его супруга Надежда
Федоровна и он остался с пятью детьми. Дочери, Екатерина и Лидия, получили
специальное образование и впоследствии стали учительницами. Сын Михаил учился в
Московской духовной семинарии. Второй сын, Виктор, учился в Московском
промышленном училище. Младший сын, Николай, родился в 1908 году и впоследствии
был отдан учиться в Архангельскую земскую школу.
В
1914 году преподавал Закон Божий в земской школе в деревне Гальево.
С
1915 года помощник благочинного.
В
1916 был выбран депутатом съезда духовенства Московской епархии.
Свое
пастырское служение отец Николай продолжал и после революции. Уже вовсю
развернулась антирелигиозная пропаганда и начались гонения на Церковь, однако
он каждую свою проповедь заканчивал призывом сохранять веру и не бояться
посещать храм.
18
мая 1921 года в церкви во имя вмч. Димитрия Солунского села Истра Московской
области возводится епископом Верейским Иларионом (Троицким) в сан протоиерея.
В
1929 году был арестован за "сокрытие церковных ценностей". Приговор -
1 год и 6 месяцев лишения свободы с конфискацией имущества. В тюрьме
"Матросская тишина" содержался с начала ареста и во время суда. В
марте 1930 года подал кассационную жалобу и, доказав, что сокрытые ценности
были его личным имуществом, добился отмены приговора с освобождением из-под
стражи с прекращением дела.
Освободившись
продолжил служить в своем родном селе. Однако испытания не кончились. Вскоре
пастыря арестовали, обвинив в антисоветской агитации и даже в создании
контрреволюционной церковной группировки. Во время допросов священник держался
стойко и с достоинством. Он, в частности, заявил следующее:
Советскую
власть я рассматриваю как власть народную, но гонимую на Божию церковь. Мы,
духовенство Тихоновской церковной ориентации (к коим принадлежу и я), эту
власть признаем как власть из времён Нерона несколько сот лет тому назад; и по
своим убеждениям я прихожу к конечному итогу, что в г. Риме цезарь Нерон в 13
веке издевался не только над духовенством, но всячески казнил бедных крестьян
за то, что они верили в Бога: их отдавали на съедение и растерзание зверям,
завёртывали в солому и зажигали людей верующих.
Но
Бог милостив, он освободил религию от такого гонения. Так и советская власть,
которая сейчас делает гонения на религию, - Бог должен освободить Церковь от
такого насилия; иначе говоря, сменить эту власть. Я предпочитаю власть
монархическую, т. е. дореволюционную царскую, которая предпочитала Церковь.
(...)
Н.
К. Виноградов.
По
постановлению "тройки" от 19 мая 1933 года отца Николая выслали в
Восточный Казахстан на три года с лишением избирательных прав, конфискацией
имущества и ограничением в выборе мест последующего проживания.
В
ссылке отец Николай тяжело заболел, потерял трудоспособность, и в 1935 году его
досрочно освободили "ввиду инвалидности". Он поселился в городе
Волоколамске (возможно, потому, что тогда здесь жил со своей семьёй его сын
Виктор, работавший в районной МТС) и на новом месте сразу же включился в
приходскую жизнь; его стали приглашать участвовать в богослужениях. Получив в
1936 году паспорт, он направил прошение Преосвященнейшему Иоанну, управляющему
Московской епархией, Волоколамским районом, вновь стать приходским священником
- в храме Рождества Богородицы, что на Возмище или в Покровской церкви близ
кладбища.
В
начале 1937 года его сына Виктора арестовали и осудили. Отец Николай лишился
средств к существованию и жил на небольшую помощь от старшей дочери. Был
арестован и епископ Иоанн. Решение о новом назначении отца Николая, принималось
уже епископом Дмитровским Сергием. В справке в частности говорилось, что
протоиерей Николай Виноградов "состоит в общении с Московской Патриархией
и в священнослужении не запрещён".
1
ноября 1937 года о. Николай получил назначение на должность настоятеля храма
Покрова Божией Матери в селе Тимошеве Волоколамского района. По пути туда он
остановился в Москве у дочери Екатерины (в замужестве Бакун). Последняя его
фотография сделана как раз во время прощального чаепития. Остаётся неизвестным,
что помешало отцу Николаю прибыть к месту назначения.
Арестован
5 марта 1938 года и заключён в тюрьму в городе Волоколамске. На допросе
следователь спросил его:
–
Скажите, вы были награждены повышением по службе – саном протоиерея?
–
Да, я был возведён в сан протоиерея в 1921 году.
–
Будучи протоиереем, вам приходилось говорить верующим проповеди, а если
приходилось, то часто ли вы говорили и на какую тему?
–
Да, мне приходилось говорить проповеди в церкви. Проповеди я говорил
исключительно на тему праздника, когда поминается память того или иного
святого. В заключение проповеди я всегда призывал верующих сохранять веру и не
оставлять посещение храма.
–
Проживая на станции Волоколамск, вы среди верующих вели разговоры, проявляя
недовольство существующим строем и дискредитируя работников совета? – спросил
следователь.
–
Никакими антисоветскими разговорами я не занимался нигде и никогда, – ответил
священник.
–
Вам зачитывается ряд свидетельских показаний, где вы уличаетесь в дискредитации
работников совета и антисоветских высказываниях.
–
Зачитанные мне показания я слышал, – ответил священник, – но таковые я отрицаю,
ничего подобного я не говорил.
2
июня 1938 года тройка НКВД СССР по Московской области приговорила его по ст.
58-10 УК РСФСР за "контрреволюционную агитацию" к расстрелу.
Расстрелян
27 июня 1938 года в Бутово.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен
в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
В
августе 2000 года протоиерей Николай Виноградов был причислен к лику святых
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
ПОСМЕРТНЫЕ
ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ
НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не
оставил.
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
АКАФИСТ
И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
ХРАМЫ
Нет.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Не
упомянут.
СЛУЖБА
В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
ИССЛЕДОВАНИЯ
И СТАТЬИ
ПОЧИТАНИЕ
(В ТОМ ЧИСЛЕ НА РОДИНЕ, В РОДНОМ СЕЛЕНИИ, А ТАКЖЕ В ДРУГИХ ХРИСТИАНСКИХ
КОНФЕССИЯХ)
ПРОПОВЕДИ
РОД
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ,
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX
века".
Метрическая
книга церкви Рождества Христова в Палашах. ЦИАМ. Ф.203. Оп.776. Д.1175.
Состояние на 20.03.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий