ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Николай Виноградов
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (новомученик и священномученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: г. Дмитров, г. Сергиев Посад, г. Волоколамск и Волоколамский район - село Теряева Слобода; г. Кострома; Архангельская область
ДНИ ПАМЯТИ
27 ноября (14 ноября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников
ЖИЗНЬ
Николай Виноградов
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (новомученик и священномученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: г. Дмитров, г. Сергиев Посад, г. Волоколамск и Волоколамский район - село Теряева Слобода; г. Кострома; Архангельская область
ДНИ ПАМЯТИ
27 ноября (14 ноября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников
ЖИЗНЬ
Родился 21 апреля 1876 года в городе Дмитрове Московской губернии в семье диакона Иоанна Виноградова.
По окончании в 1899 году Вифанской Семинарии был оставлен в ней надзирателем и одновременно был учителем образцовой школы при Семинарии. Женился на Екатерине Павловне Соколовой и был рукоположен в сан священника. О. Николай имел 3 дочерей - Галину, Ангелину и Ирину, а также сына, Сергея.
В 1901 году стал служить в с. Покровское на Городне Московской губернии.
В 1907 году поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1911 году со степенью кандидата богословия.
По окончании академии стал служить инспектором в Костромском Епархиальном училище.
8 декабря 1912 года стал законоучителем в московском Александровском институте благородных девиц.
В 1914 г. представил магистерскую диссертацию на тему "Книга пророка Аггея", и был утвержден в степени магистра богословия Св. Синодом. В институте работал до его закрытия после начала революции в 1918 году.
В 1918 году был настоятелем Никольской церкви в Пупышах.
Затем стал священником Благовещенской церкви на Тверской и одновременно служил в Петропавловской церкви при Мариинской больнице.
В 1924 году митрополит Петр (Полянский) назначил его благочинным 1 отдела Замоскворецкого сорока, а с 8 сентября 1927 года он был назначен благочинным и 3 отдела того же сорока.
В 1920-х годах о. Николай дал подписку о сотрудничестве, но исполнить, что от него требовало ОГПУ, из нравственных соображений не смог.
В 1929 году стал настоятелем храма свв. Флора и Лавра на Зацепе.
1 января 1933 года он был арестован вместе с другими членами причта и некоторыми из членов церковной двадцатки и заключён в Бутырскую тюрьму.
На следующий день после ареста следователь допросил священника. Отвечая на вопросы следователя, он сказал, что действительно рассказывал анекдот о 15-летии Октябрьской революции, — это был случай, который он увидел на улице. Он сказал также, что рассказывал и другие анекдоты, в которых «высмеивалась личность Сталина». Что касается «произнесённых мною проповедей за церковными службами, то они антисоветского характера и критики существующего строя не носили».
19 февраля следствие было закончено. Священники обвинялись в том, что «являлись участниками контрреволюционной группировки церковников при церкви так называемых Флора и Лавра. Основное содержание контрреволюционной деятельности обвиняемых заключалось в систематической антисоветской агитации пораженческого и антиколхозного характера и в устройстве нелегальных антисоветских собраний по квартирам участников группировки».
15 марта 1933 года осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ и приговорен на 3 года ссылки в Северный край, которую он отбывал в городе Каргополе Архангельской области.
2 января 1936 года был освобождён и 21 января направлен служить в Вознесенский храм в селе Теряева Слобода Волоколамского района Московской области.
26 октября 1937 года протоиерей Николай был арестован и заключён в тюрьму в Волоколамске. Его обвинили в том, что он благословил прихожанина Вознесенского храма Гавриила Безфамильного продать помянники для записи имён живых и почивших. Его также обвинили в том, что он, придя в сельсовет, в присутствии секретаря сельсовета говорил о конституции, о выборах в Верховный Совет и о религии. На следствии протоиерей Николай ответил, что если он и говорил на эту тему, то только в том духе и смысле, который следует из документов заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия и который нашел свое выражение в молитве о властях предержащих на великой ектении, когда Церковь молится «О державе Российской и о властех ее», и на сугубой ектении «О державе Российской и о властех ее, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». А также "устроил вместе с диаконом Смирновым Крестный ход в августе 1937 г. без разрешения местных властей: прошли с иконами мимо больницы, школы и др. советских учреждений".
— Вы, проживая в Теряевой Слободе, вели среди населения антисоветские и контрреволюционные разговоры. Дайте ваши показания: где и какие именно?
— Никаких антисоветских и контрреволюционных разговоров я нигде не вёл.
— Вам зачитывается ряд свидетельских показаний о том, что вы вели антисоветские разговоры. Подтверждаете вы это?
— Зачитанные мне свидетельские показания я отрицаю, за исключением того, что мы совершили крестный ход в церковной ограде без разрешения сельсовета.
Отец Николай признал, что говорил, что в новой ситуации, когда Церковь отделена от государства, церковнослужители могут свободно проводить распространение церковной литературы с тем, чтобы приобщить верующих к Церкви, но виновность в антисоветской агитации отверг.
23 ноября 1937 года тройка НКВД по Московской обл. приговорила протоиерея Николая за "контрреволюционную агитацию" к расстрелу.
27 ноября 1937 года протоиерей Николай Виноградов был расстрелян.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
В августе 2000 года протоиерей Николай Виноградов причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
"К вопросу о сущности жизни"// Харьков. - 1913.
"Основания для признания Бога существом личным"// Харьков. - 1913.
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
КАРТИНЫ
Не написаны.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ В МОСКОВСКОМ КРАЕ
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
База данных: Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.
Состояние на 26.11.2016
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий