ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Мстислава Фокина
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
Мстислава Фокина
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество и преподобничество (новомученица и преподобномученица Церкви Русской, или Российская)
ВРЕМЯ
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: г. Коломна и Коломенский район - село Малое Уварово; Рязанская область
ДНИ ПАМЯТИ
10 марта (25 февраля ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников
ЖИЗНЬ
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: г. Коломна и Коломенский район - село Малое Уварово; Рязанская область
ДНИ ПАМЯТИ
10 марта (25 февраля ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников
ЖИЗНЬ
Фокина Мария родилась в 1895 году в деревне Малое Уварово Коломенского уезда в семье рабочего Коломенского завода. В Уварове у отца был земельный надел. Но поскольку он сам крестьянством не занимался, то сдавал его в аренду.
Мария окончила сельскую школу и с 1908 года работала на шёлкокрутильной фабрике в Коломне.
В 1913 году ей пришлось оставить работу, так как тяжело заболела мать, и она стала ухаживать за ней. После смерти родителей Мария сначала жила с братьями. Но они были людьми неверующими, коммунистами. Желая всецело послужить Господу, она в 1921 году ушла от них и поселилась в Коломне при храме, принадлежащем одному из мужских монастырей. Здесь она прожила до 1930 года.
15 апреля 1930 года была в Ижевске пострижена в монашество с именем Мстислава и вернулась в Коломну, продолжив своё послушание при храме.
Узнав от паломников, что в Иоанно-Богословском монастыре под Рязанью еще сохраняется монашеская жизнь, она в декабре 1930 года отправилась туда и поселилась рядом в селе Пощупово. Несмотря на гонения, она была счастлива, что нашла место, где можно жить молитвенной монашеской жизнью.
31 мая 1931 года были арестованы братья Иоанно-Богословского монастыря, а также иноки и миряне, собравшиеся вокруг обители – всего 40 человек, и среди них – матушка Мстислава.
На допросе в рязанской тюрьме она сказала: "Я смело заявляю: власть притесняет религию; дана свобода, а получается наоборот – монастыри и церкви закрывают". На вопрос о том, кто постригал её, она отказалась назвать священнослужителя. А относительно того, почему она приняла монашество, ответила, что ушла в монастырь для спасения души, чтобы, "отказавшись от мира сего, отдать себя на служение всецело Богу, в Которого верю, и никакие убеждения и притеснения не убьют во мне веры в Бога".
3 сентября 1931 года тройка ОГПУ приговорила монахиню Мстиславу к 3 годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена с этапом в распоряжение Управления Соловецких исправительно-трудовых лагерей ОГПУ на станцию Свирь Мурманской железной дороги (Свирлаг).
По освобождении в 1934 году вернулась в Коломну. Как вернувшейся из заключения, ей было запрещено здесь проживать, и ее никто по лагерной справке не брал на работу, так что она заново получила паспорт, как якобы потерявшая документы, и после этого стала жить в городе, прислуживая при Покровской церкви. Когда храм закрыли, в 1936 году поступила кладовщицей на Патефонный завод.
24 февраля 1938 году она была вновь арестована и заключена в коломенскую тюрьму.
– Следствием установлено, что вы, Фокина, имея враждебное отношение к ВКП(б) и советской власти, в период проживания в Коломне проводили контрреволюционную агитацию, несмотря на прошлую судимость. Следствие требует от вас признания.
– О том, что я судима за контрреволюционную деятельность в 1931 году, я не отрицаю. Во время проживания в Коломне я никакой контрреволюционной агитации среди граждан, проживающих рядом со мной, не проводила.
– Ваша враждебность к ВКП(б) и советской власти и контрреволюционная агитация подтверждена свидетельскими показаниями допрошенных по вашему делу. Вам зачитываются выдержки из показаний свидетелей.
И следователь зачитал выдержки из показаний свидетелей, которые монахиня отвергла все одно за другим.
2 марта тройкой НКВД по Московской области приговорена к расстрелу за "антисоветскую агитацию". Она была перевезена в Таганскую тюрьму в Москве.
Расстреляна 10 марта 1938 году на Бутовском полигоне под Москвой.
В 1913 году ей пришлось оставить работу, так как тяжело заболела мать, и она стала ухаживать за ней. После смерти родителей Мария сначала жила с братьями. Но они были людьми неверующими, коммунистами. Желая всецело послужить Господу, она в 1921 году ушла от них и поселилась в Коломне при храме, принадлежащем одному из мужских монастырей. Здесь она прожила до 1930 года.
15 апреля 1930 года была в Ижевске пострижена в монашество с именем Мстислава и вернулась в Коломну, продолжив своё послушание при храме.
Узнав от паломников, что в Иоанно-Богословском монастыре под Рязанью еще сохраняется монашеская жизнь, она в декабре 1930 года отправилась туда и поселилась рядом в селе Пощупово. Несмотря на гонения, она была счастлива, что нашла место, где можно жить молитвенной монашеской жизнью.
31 мая 1931 года были арестованы братья Иоанно-Богословского монастыря, а также иноки и миряне, собравшиеся вокруг обители – всего 40 человек, и среди них – матушка Мстислава.
На допросе в рязанской тюрьме она сказала: "Я смело заявляю: власть притесняет религию; дана свобода, а получается наоборот – монастыри и церкви закрывают". На вопрос о том, кто постригал её, она отказалась назвать священнослужителя. А относительно того, почему она приняла монашество, ответила, что ушла в монастырь для спасения души, чтобы, "отказавшись от мира сего, отдать себя на служение всецело Богу, в Которого верю, и никакие убеждения и притеснения не убьют во мне веры в Бога".
3 сентября 1931 года тройка ОГПУ приговорила монахиню Мстиславу к 3 годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена с этапом в распоряжение Управления Соловецких исправительно-трудовых лагерей ОГПУ на станцию Свирь Мурманской железной дороги (Свирлаг).
По освобождении в 1934 году вернулась в Коломну. Как вернувшейся из заключения, ей было запрещено здесь проживать, и ее никто по лагерной справке не брал на работу, так что она заново получила паспорт, как якобы потерявшая документы, и после этого стала жить в городе, прислуживая при Покровской церкви. Когда храм закрыли, в 1936 году поступила кладовщицей на Патефонный завод.
24 февраля 1938 году она была вновь арестована и заключена в коломенскую тюрьму.
– Следствием установлено, что вы, Фокина, имея враждебное отношение к ВКП(б) и советской власти, в период проживания в Коломне проводили контрреволюционную агитацию, несмотря на прошлую судимость. Следствие требует от вас признания.
– О том, что я судима за контрреволюционную деятельность в 1931 году, я не отрицаю. Во время проживания в Коломне я никакой контрреволюционной агитации среди граждан, проживающих рядом со мной, не проводила.
– Ваша враждебность к ВКП(б) и советской власти и контрреволюционная агитация подтверждена свидетельскими показаниями допрошенных по вашему делу. Вам зачитываются выдержки из показаний свидетелей.
И следователь зачитал выдержки из показаний свидетелей, которые монахиня отвергла все одно за другим.
2 марта тройкой НКВД по Московской области приговорена к расстрелу за "антисоветскую агитацию". Она была перевезена в Таганскую тюрьму в Москве.
Расстреляна 10 марта 1938 году на Бутовском полигоне под Москвой.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронена в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово в Московской области.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода 24 декабря 2004 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль. Тверь. 2005.
Состояние на 23.02.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий