понедельник, 31 октября 2016 г.

Мстислава Фокина

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Мстислава Фокина

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество и преподобничество (новомученица и преподобномученица Церкви Русской, или Российская)

ВРЕМЯ
19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

г. Москва и Московская область: г. Коломна и Коломенский район - село Малое Уварово; Рязанская область

ДНИ ПАМЯТИ

10 марта (25 февраля ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников

ЖИЗНЬ
Фокина Мария родилась в 1895 году в деревне Малое Уварово Коломенского уезда в семье рабочего Коломенского завода. В Уварове у отца был земельный надел. Но поскольку он сам крестьянством не занимался, то сдавал его в аренду.
Мария окончила сельскую школу и с 1908 года работала на шёлкокрутильной фабрике в Коломне.

В 1913 году ей пришлось оставить работу, так как тяжело заболела мать, и она стала ухаживать за ней. После смерти родителей Мария сначала жила с братьями. Но они были людьми неверующими, коммунистами. Желая всецело послужить Господу, она в 1921 году ушла от них и поселилась в Коломне при храме, принадлежащем одному из мужских монастырей. Здесь она прожила до 1930 года.

15 апреля 1930 года была в Ижевске пострижена в монашество с именем Мстислава и вернулась в Коломну, продолжив своё послушание при храме.

Узнав от паломников, что в Иоанно-Богословском монастыре под Рязанью еще сохраняется монашеская жизнь, она в декабре 1930 года отправилась туда и поселилась рядом в селе Пощупово. Несмотря на гонения, она была счастлива, что нашла место, где можно жить молитвенной монашеской жизнью.

31 мая 1931 года были арестованы братья Иоанно-Богословского монастыря, а также иноки и миряне, собравшиеся вокруг обители – всего 40 человек, и среди них – матушка Мстислава.

На допросе в рязанской тюрьме она сказала: "Я смело заявляю: власть притесняет религию; дана свобода, а получается наоборот – монастыри и церкви закрывают". На вопрос о том, кто постригал её, она отказалась назвать священнослужителя. А относительно того, почему она приняла монашество, ответила, что ушла в монастырь для спасения души, чтобы, "отказавшись от мира сего, отдать себя на служение всецело Богу, в Которого верю, и никакие убеждения и притеснения не убьют во мне веры в Бога".

3 сентября 1931 года тройка ОГПУ приговорила монахиню Мстиславу к 3 годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена с этапом в распоряжение Управления Соловецких исправительно-трудовых лагерей ОГПУ на станцию Свирь Мурманской железной дороги (Свирлаг).

По освобождении в 1934 году вернулась в Коломну. Как вернувшейся из заключения, ей было запрещено здесь проживать, и ее никто по лагерной справке не брал на работу, так что она заново получила паспорт, как якобы потерявшая документы, и после этого стала жить в городе, прислуживая при Покровской церкви. Когда храм закрыли, в 1936 году поступила кладовщицей на Патефонный завод.

24 февраля 1938 году она была вновь арестована и заключена в коломенскую тюрьму.

– Следствием установлено, что вы, Фокина, имея враждебное отношение к ВКП(б) и советской власти, в период проживания в Коломне проводили контрреволюционную агитацию, несмотря на прошлую судимость. Следствие требует от вас признания.
– О том, что я судима за контрреволюционную деятельность в 1931 году, я не отрицаю. Во время проживания в Коломне я никакой контрреволюционной агитации среди граждан, проживающих рядом со мной, не проводила.
– Ваша враждебность к ВКП(б) и советской власти и контрреволюционная агитация подтверждена свидетельскими показаниями допрошенных по вашему делу. Вам зачитываются выдержки из показаний свидетелей.

И следователь зачитал выдержки из показаний свидетелей, которые монахиня отвергла все одно за другим.

2 марта тройкой НКВД по Московской области приговорена к расстрелу за "антисоветскую агитацию". Она была перевезена в Таганскую тюрьму в Москве.

Расстреляна 10 марта 1938 году на Бутовском полигоне под Москвой.
 ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронена в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово в Московской области.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода 24 декабря 2004 года для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.

АФОРИЗМЫ
Нет.

 ИКОНОГРАФИЯ

Не разработана.


АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.

ХРАМЫ
Не посвящены.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.


ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Отсутствуют.

ПРОПОВЕДИ

Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль. Тверь. 2005. 

Состояние на 23.02.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий