понедельник, 31 октября 2016 г.

Надежда Аббакумова

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Надежда Аббакумова

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (новомученица Церкви Русской, или Российская)

ВРЕМЯ

19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

Московская область: Ступинский район - села Мартыновское и Кишкино, г. Кашира

ДНИ ПАМЯТИ

14 марта (1 марта ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников.

ЖИЗНЬ
Родилась в 1880 году в селе Мартыновское Коломенского уезда Московской губернии в крестьянской семье. С раннего детства ей приходилось много работать по хозяйству, поэтому образование она не получила. Вышла замуж, и у них с мужем Василием родилось четверо детей.

Революция и последовавшие за ней события резко изменили жизнь этой простой женщины. Она овдовела, и ей пришлось одной поднимать четверых детей в условиях голода, постоянных конфискаций и продразверсток. Одновременно с этим начались гонения на Церковь, которые ясно показали, кто исповедовал православие только по паспорту, а кто был готов "претерпеть до конца", но не отречься от Христа. Отстаивая храм, в 1925 году Надежда стала членом церковного совета. Известно, что старостой в это время был её родственник Андрей Аббакумов. А вскоре, в 1928 году, обязанности старосты легли на плечи Надежды. В те годы церковный староста, кроме обычных хозяйственных дел (ремонт храма, покупка свечей и т. д.), должен был общаться с властями, регистрировать приход, собирать деньги на уплату налогов и пошлин, помогать священнику. Конечно, все это требовало много времени, и все меньше и меньше его оставалось для ведения своего хозяйства.

Когда власть провозгласила курс на коллективизацию, Надежда открыто выступила против организации колхозов. Числясь крестьянкой-единоличницей, она должна была платить налог, который был непосильным для их семьи, поэтому Надежда 4 раза была судима народным судом Малинского района за неуплату налогов и невыполнение хлебопоставок. Так как задолженности после этого так и не были покрыты, в 1935 году сельсовет изъял у неё единственную корову.

Судя по всему, примерно в середине 30-х годов священник села Мартыновское отец Петр Кедров был выслан из Московской области. В это время сблизились приходы сел Мартыновское и Кишкино. Настоятель Успенского храма села Кишкино протоиерей Петр Любимов стал окормлять осиротевший приход, а Надежда Петровна всеми силами помогать ему в этом служении. Она принимала активное участие в отправлении службы в церкви села Кишкино.

В 1936 году и в мае 1937 года она организовала и сама провела сбор денежных средств и продуктов питания для священника деревни Кишкино, не имея на то разрешения сельсовета.

К этому времени все дети Надежды жили и работали в Москве, хозяйство ее было разорено, и она полностью посвятила себя служению Церкви. Ее самоотверженность и вера, которую она бесстрашно проповедовала в эти годы, не осталась незамеченной органами НКВД.

Её и отца Петра Любимова арестовали 2 марта 1938 года по обвинению в антисоветской и контрреволюционной агитации. После ареста Надежда находилась под стражей при Каширской тюрьме. Виновной в антисоветской агитации Надежда себя не признала.

– В чем выражалась ваша связь со священником Любимовым? – спросил ее следователь.
– Связь была по службе в церкви, – ответила староста.
– Какие были у вас разговоры во время посещения друг друга?
– Во время посещения моей квартиры священник вел разговор, что церковь надо через верующих поддерживать, – может быть, через год-два что-нибудь изменится к лучшему.
– Что хотел этим сказать Любимов? – ожидал ли он через год или два изменения власти?
– Он говорил, что, может, придет время, когда церковь будет служить как и прежде, – относительно перемены власти он ничего не говорил.
– Следствием установлено, что вы, как церковная староста, собирали единоличников и среди них вели антисоветскую агитацию, чтобы они не ходили в колхоз и не платили государству налоги.
– Да, я собирала единоличников и вела с ними разговоры о колхозном строительстве и неуплате налогов, так как у меня самой сельсовет отобрал корову за неуплату налогов.
– Признаете ли вы себя виновной в антисоветской агитации против советской власти и колхозного строя?
– Виновной себя в антисоветской агитации не признаю, я только говорила против колхозного строя, что колхозное строительство – это дело плохое.
– Вы говорили, что советская власть грабит народ?
– Этих разговоров с моей стороны не было, я говорила о том, что платить налог не стану.

9 марта 1938 года Тройка НКВД по Московской области приговорила её к расстрелу за "систематическую контрреволюционную агитацию среди колхозников".

14 марта 1938 года протоиерей Петр Любимов и староста Надежда Абакумова были расстреляны.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронена в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

В августе 2000 года была причислена к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставила.

АФОРИЗМЫ
Нет.

ИКОНОГРАФИЯ

Не разработана.


АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.

ХРАМЫ
Не посвящены.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянута.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.


ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Отсутствуют.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века".
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Сост. игумен Дамаскин (Орловский). Март. Тверь. 2006.

Состояние на 20.03.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий