СТАТУС
Деревня в Сергиево-Посадском районе.
Входит в состав сельского поселения Лозовское.
ОПИСАНИЕ
ОПИСАНИЕ
Деревня находится в 15 км от райцентра (Сергиева Посада) и в 43 км от Москвы (МКАД).
В 6 км от деревни проходит Ярославское шоссе.
Расположена вдоль небольшой реки Козелки. Окружена со всех сторон полями и лесом.
Постоянных жителей нет.
1. На электричке: с Ярославского вокзала до ст. Хотьково (60 км), далее автобусом (13 км); или: до станции Сергиев Посад, отсюда автобусом до остановки Зубцово - 13 км, далее пешком 2,5 км
Торбеево - по фамилии владельцев села Торбеевых.
В 1710 г. при владельце кн. Ю. Шаховском построена деревянная Спасская церковь, и село стало называться Спасское, Торбеево тож, а позднее — Спас-Торбеево.
Впервые упомянута в документах 1516 года и принадлежала неким Торбеевым, от которых и сохранилось теперешнее название деревни. По другим документам известно, что в 1623 г. деревней владели Степан и его племянник Богдан Торбеевы, а в 1678 г. деревня перешла во владение Ивана Чаплина.
ПРОЕЗД ИЗ МОСКВЫ
1. На электричке: с Ярославского вокзала до ст. Хотьково (60 км), далее автобусом (13 км); или: до станции Сергиев Посад, отсюда автобусом до остановки Зубцово - 13 км, далее пешком 2,5 км
СХЕМА ПРОЕЗДА
СРЕДСТВА НА ПОЕЗДКУ
ТОПОНИМИКА
Торбеево - по фамилии владельцев села Торбеевых.
В 1710 г. при владельце кн. Ю. Шаховском построена деревянная Спасская церковь, и село стало называться Спасское, Торбеево тож, а позднее — Спас-Торбеево.
ИСТОРИЯ
Впервые упомянута в документах 1516 года и принадлежала неким Торбеевым, от которых и сохранилось теперешнее название деревни. По другим документам известно, что в 1623 г. деревней владели Степан и его племянник Богдан Торбеевы, а в 1678 г. деревня перешла во владение Ивана Чаплина.
В начале XVIII столетия новым владельцем становится князь Юрий Шаховский, стольник царицы Прасковьи Феодоровны. Примечательно, что приблизительно тогда, когда он вступил во владение его сестра вышла замуж за царского шута Ивана Шанского.
Очевидно обладая достаточным состоянием, Шаховский начинает вкладывать средства в развитие деревни. Так в 1710 г. была построена деревянная Спасская церковь с деревянной колокольней. Известно, что к 1930-м годам храм был разобран, бревна от него были использованы на силосную башню в коммуне «Лычево». Сохранился лишь каменный фундамент на кладбищенском холме.
В ведомости князя Шаховского деревня не задержалась надолго, так по документам известно, что на рубеже XVIII—XIX вв. село перешло во владение семьи Нестеровых, владевших также деревнями Камшиловка, Середниково, Поливаново, Лычево и Зубцово. Новыми хозяевами были надворный советник Александр Нестеров и его жена Александра, урожденная Гончарова, двоюродная прабабка Натальи Гончаровой-Пушкиной. У них было трое детей: старший сын Афанасий и две дочери — Александра и Варвара.
К середине XIX столетия, после смерти дочерей Нестерова, Камшиловка со всеми другими имениями переходит во владение дочерей сына Афанасия — Александре и Татьяне. Согласно картам от 1850 года обозначается как барская усадьба Торбеево-Спасское.
Вскоре сестры выходят замуж и продают Камшиловку. Татьяна выходит замуж за князя Урусова Сергея Семеновича и переезжает с ним в Спас-Торбеево. Таким образом, Спас-Торбеево перешло к младшей ветви князей Урусовых. В 1860 г. в чине полковника младший Урусов подал в отставку и уехал в Спасское с молодой женой, посвятив больше времени своим любимым шахматам.
Во время обороны Севастополя (1853-56 годах), Сергей Урусов знакомится со Львом Толстым — они подружились. В письме к «Шведским поборникам мира» (1899 год) Лев Толстой описывает эпизод, связанный с С. Урусовым во время Крымской войны: «Я помню, во время осады Севастополя я сидел у адъютанта Сакена, когда в приёмную вошёл князь С. С. Урусов, очень храбрый офицер, большой чудак и вместе с тем один из лучших европейских шахматных игроков того времени. Он сказал, что имеет дело до генерала. Через десять минут Урусов прошёл мимо нас с недовольным лицом. Провожавший его адъютант вернулся к нам и, смеясь, рассказал, по какому делу Урусов приходил к Сакену. Он приходил за тем, чтобы предложить вызов англичанам сыграть партию в шахматы на передовую траншею перед 5-м бастионом, несколько раз переходившую из рук в руки и стоившую уже нескольких сот жизней».
В 1889 году Толстой приезжает в Спасское, где знакомиться с женой своего друга — Татьяной Урусовой, которую неизменно упоминает в своих письмах: «Передайте мой поклон княгине и благодарность за то, что она так добра к нам…» (письмо от 21.02. 1876) «Очень благодарен княгине и еще больше люблю и уважаю ее…» (письмо от 30. 05. 1878) « Я спрашивал о вас и знал, что вы и княгиня живы и здоровы… приезжайте, как и когда вздумаете и когда вам будет можно…» (письмо от 12. 1879).[5]
Во время пребывания в имении друга Толстой совершает длительные, на расстояние до десяти километров, пешие прогулки по окрестным селениям, знакомится с условиями жизни местных крестьян. Он посещает близлежащие деревни Зубцово, Лычево, Кобылино, Охотино, Еремино, Новоселки — деревни, существующие и по сей день. Во время своего визита Толстой продолжает плодотворно работать над комедией «Плоды просвещения», произведением «Крейцерова соната», статьей «Об искусстве».
Во время пребывания в имении друга Толстой совершает длительные, на расстояние до десяти километров, пешие прогулки по окрестным селениям, знакомится с условиями жизни местных крестьян. Он посещает близлежащие деревни Зубцово, Лычево, Кобылино, Охотино, Еремино, Новоселки — деревни, существующие и по сей день. Во время своего визита Толстой продолжает плодотворно работать над комедией «Плоды просвещения», произведением «Крейцерова соната», статьей «Об искусстве».
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
1. Храм
2. Усадьба
ХРАМ
НАЗВАНИЕ
Спаса Нерукотворного образа
ХРАМ
НАЗВАНИЕ
Спаса Нерукотворного образа
Приделы: "Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери и мц. Татианы Римской
ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ
Владевший усадьбой кн. С. Урусов, в 1866 г. построил в селе каменную церковь Спаса Нерукотворного Образа с приделами: мч. Татианы и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Церковь возвели на новом месте, рядом с усадьбой, окружив липовой аллеей. Старый деревянный храм впоследствии разобрали.
С 1920-х гг. началось разграбление и осквернение Спасского храма: была разорена фамильная усыпальница князей Урусовых, из храма изъяли всю ценную церковную утварь, расхитили богатейшую библиотеку и архив. Последний настоятель храма – игумен Епифаний (Авдеев), бывший насельник Троице-Сергиевой лавры, был расстрелян 14 февраля 1938 года на полигоне в Бутово под Москвой. Храм использовали как склад и столовую пионерского лагеря, занимавшего территорию бывшей усадьбы. С 1970-х годов храм полностью заброшен, лишен кровли, обезображен надписями, в нем провалился пол, своды проросли лесом.
29 августа 1991 года во время престольного праздника у стен храма был совершен первый молебен. Был восстановлен пол в центральном нефе, вставлены окна, расчищена территория.
В 2000-х гг. настоятелем храма стал отец Андрей Крашенниников. С этого момента началась активная реставрация храма и регулярные богослужения.
В 2002—2003 г. в центральном нефе была заделана дыра в полу. Началась работа по восстановлению крыши и фасада.
С 2006 по 2008 гг. велись работы по расчистке нижнего храма-усыпальницы. Были найдены человеческие останки, очевидно, принадлежавшие самому С. Урусову и его семье.
В 2008—2009 гг. был оштукатурен и покрашен фасад, восстановлен интерьер, ограда вокруг храма, прорыты отводные каналы. Каждую субботу ведется литургия.
В августе 2010 г. на месте старого деревянного храма (на территории кладбища) установлен крест.
ЛИЧНОСТИ
АРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРА
Кирпичная церковь построена в стиле классицизма.
ДУХОВЕНСТВО
ДУХОВЕНСТВО
Настоятель: протоиерей Андрей Крашенинников
ИНТЕРЬЕР, СВЯТЫНИ
РЕЖИМ РАБОТЫ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)
В двух километрах от храма находится святой источник, который поддерживается местными жителями.
ИНТЕРЬЕР, СВЯТЫНИ
РЕЖИМ РАБОТЫ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)
В двух километрах от храма находится святой источник, который поддерживается местными жителями.
Согласно археологическим данным на территории вокруг существующего храма Спаса Нерукотворного находятся древние селища.
Ежегодно 6 июля, в память о чудесах Богородицы, стало совершение водосвятного молебна с акафистом пред Владимирской иконой Божьей Матери в деревни Зубцово. А 29 августа, в день престольного праздника, после Божественной литургии совершается крестный ход к источнику у деревни Куроедово.
УСАДЬБА
НАЗВАНИЕ
НАЗВАНИЕ
Торбеево
ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ
В 1889 г. к С. Урусову приезжал Л. Толстой, их связывала давняя дружба со времени обороны Севастополя. В Торбееве писатель работал над «Плодами просвещения» и «Крейцеровой сонатой».
В 1920-е годы нашлись люди, бесчинствовавшие в имении С. Урусова. Барский дом, храм и фамильная усыпальница Урусовых (в подклети церкви) были осквернены. Из церкви изъяли три серебряных евхаристических набора и шесть серебряных напрестольных крестов. Храм закрыли, а после войны он был разграблен.
В главном доме устроили клуб, затем мастерские и позднее — школу для младших классов. Дети из близлежащих деревень ходили в Спас-Торбеево получать свои первые знания. Архив и богатейшую библиотеку расхитили. Настоящей трагедией для всего имения стали 1960-е годы, когда школу закрыли и на этой территории было решено разбить пионерский детский оздоровительный лагерь «Рассвет» 2-го Московского часового завода. Все постройки были уничтожены, церковь, по счастью, пощадили, но использовалась как склад и столовая, в подклети хранилось мясо. Потом подклет засыпали, стены интерьера и фасад были осквернены различными надписями.
С 1970-х гг. храм был полностью заброшен, лишен кровли, обезображен надписями, в нем провалился пол, своды проросли лесом.
В главном доме устроили клуб, затем мастерские и позднее — школу для младших классов. Дети из близлежащих деревень ходили в Спас-Торбеево получать свои первые знания. Архив и богатейшую библиотеку расхитили. Настоящей трагедией для всего имения стали 1960-е годы, когда школу закрыли и на этой территории было решено разбить пионерский детский оздоровительный лагерь «Рассвет» 2-го Московского часового завода. Все постройки были уничтожены, церковь, по счастью, пощадили, но использовалась как склад и столовая, в подклети хранилось мясо. Потом подклет засыпали, стены интерьера и фасад были осквернены различными надписями.
С 1970-х гг. храм был полностью заброшен, лишен кровли, обезображен надписями, в нем провалился пол, своды проросли лесом.
ЛИЧНОСТИ
ОБЪЕКТЫ
Усадебный дом середины XIX века, где останавливался Толстой.
СОВРЕМЕННОСТЬ
РАЗНОЕ
ОБЪЕКТЫ
Усадебный дом середины XIX века, где останавливался Толстой.
СОВРЕМЕННОСТЬ
РАЗНОЕ
ПРОЧИЕ ОБЪЕКТЫ
ПУНКТЫ ПИТАНИЯ
ПУНКТЫ ОТДЫХА
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (современность)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ, ПРАЗДНИКИ
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ
ФОТО
ЛИТЕРАТУРА
ПУНКТЫ ПИТАНИЯ
ПУНКТЫ ОТДЫХА
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (современность)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ, ПРАЗДНИКИ
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ
ФОТО
ЛИТЕРАТУРА
Карта Московской области
Численность сельского населения и его размещение на территории Московской области (итоги Всероссийской переписи населения 2010 года). Том III (DOC+RAR). М.: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области (2013)
Ивановская В. И. История одного памятника. // Юный художник.- 2009.- № 5
Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ), ф.454 оп.3 д. 69
Состояние на 15.02.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий