СТАТУС
Деревня в Дмитровском районе.
Входит в состав городского поселения Икша.
ОПИСАНИЕ
ОПИСАНИЕ
Деревня находится в 24 км от райцентра (Дмитрова0 и в 28 км от Москвы (МКАД).
Спас-Каменка размещается в 2 км от Дмитровского шоссе.Ближайшая ж/д платформа («109 км») расположена в 3 км от деревни.
Стоит на реке Каменке и на правом берегу запруженной малой речки Базаровка
Население - 9 человек (2010).
ПРОЕЗД ИЗ МОСКВЫ
ПРОЕЗД ИЗ МОСКВЫ
1. На электричке: с Савеловского вокзала до ст. Икша (45 км), далее автобусом № 32 до ост. Базарово (8 км), пешком (2 км).
СХЕМА ПРОЕЗДА
СРЕДСТВА НА ПОЕЗДКУ
ТОПОНИМИКА
ИСТОРИЯ
СХЕМА ПРОЕЗДА
СРЕДСТВА НА ПОЕЗДКУ
ТОПОНИМИКА
ИСТОРИЯ
Село Спасское на реке Каменке, впоследствии Спас-Каменка, с 1745 г. принадлежало кн. П. Трубецкой, жене гр. П. Салтыкова, известного деятеля елизаветинской эпохи, генерал-фельдмаршала и главнокомандующего в Семилетней войне.
В 1764 г. П. Салтыков, назначенный московским генерал-губернатором, переезжает на жительство в Москву и занимается благоустройством своих имений. 16 мая того же года было подано прошение в Дмитровское духовное правление о ремонте старой обветшавшей деревянной церкви в селе Спасском и о постройке новой каменной. Рапортом из Духовной консистории перестройка церкви была разрешена.
В 1764 г. П. Салтыков, назначенный московским генерал-губернатором, переезжает на жительство в Москву и занимается благоустройством своих имений. 16 мая того же года было подано прошение в Дмитровское духовное правление о ремонте старой обветшавшей деревянной церкви в селе Спасском и о постройке новой каменной. Рапортом из Духовной консистории перестройка церкви была разрешена.
До 2006 года Спас-Каменка входила в состав Белорастовского сельского округа.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ
ХРАМ
НАЗВАНИЕ
НАЗВАНИЕ
Преображения Господня
ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ
Храм построен в начале 1770-х гг. при усадьбе гр. П. Салтыкова, освящен в 1777 г.
Закрыт в конце 1920-х годов.
В 2006 году была образована приходская община, началось возрождение храма.
ЛИЧНОСТИ
АРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРА
Небольшое кирпичное оштукатуренное здание с осевой трехчастной схемой достаточно своеобразно, главным образом своей композицией. Бесстолпный одноглавый четверик храма с одним ярусом окон лишен апсиды. Квадратная звонница по старой традиции опирается на стены трапезной и паперти.
Здание, декорированное в стиле раннего классицизма, имеет продольно-осевую композицию и состоит из бесстолпного безапсидного храма в виде вытянутого по продольной оси четверика небольшой трапезной и невысокой двухъярусной колокольни.
Нижний ярус колокольни, представляющий открытую паперть, трапезная и храм с одним ярусом окон образуют единый объем, завершенный общим карнизом. Все части здания объединяет и общий декоративный мотив обработки стен вертикальными филенками, в которых помещены окна с подоконными и надоконными рельефными «досками». Окна имеют плоские ленточные белокаменные наличники.
Из общего объема храм выделяется благодаря высокому лотковому своду (на сегодняшний день наполовину разрушенному), который покрывала железная кровля, устроенная по деревянной обрешетке. Судя по фотографиям 50-х гг. XX столетия, свод завершался глухим квадратным в плане деревянным барабаном с полуглавием и миниатюрной фигурной главкой. Благодаря тому, что алтарь включен в объем храма, последний приобрел вытянутый план, дополнительную, четвертую, ось проемов и смещение дверей на крайнюю западную ось. Вследствие этого боковые фасады храма получили метрическое членение филенками без выделения центральной оси.
Отсутствие отдельного алтарного помещения определило оригинальное композиционное своеобразие церкви, так же своеобразно решение колокольни, квадратный ярус звона которой поставлен над прямоугольной папертью, опираясь на стену трапезной, западную стену паперти и перекинутые между ними подпружные арки. К «звону» ведет винтовая деревянная лестница, устроенная в северо-западном пилоне паперти.
ДУХОВЕНСТВО
Настоятель: священник Павел Козлов
ИНТЕРЬЕР, СВЯТЫНИ
В нескольких окнах здания остались металлические решетки из вертикальных прутьев, фрагменты больших каменных плит пола есть в алтарной части церкви.
Живопись в интерьере сохранилась очень небольшими фрагментами.
РЕЖИМ РАБОТЫ
Богослужения в храме совершаются по субботам, воскресеньям, большим церковным праздникам и в некоторые другие дни. Литургия начинается в 9.00, а вечернее богослужение - в 18.00.
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)
С южной стороны сохранилось несколько надгробий второй половины и конца XIX в.
ПРОЧИЕ ОБЪЕКТЫ
ПУНКТЫ ПИТАНИЯ
ПУНКТЫ ОТДЫХА
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (современность)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ, ПРАЗДНИКИ
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ
ПУНКТЫ ПИТАНИЯ
ПУНКТЫ ОТДЫХА
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (современность)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ, ПРАЗДНИКИ
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ
На церковном кладбище похоронен И. П. Бестужев-Рюмин, брат казненного декабриста.
ФОТО
ЛИТЕРАТУРА
Карта Московской области
Численность сельского населения и его размещение на территории Московской области (итоги Всероссийской переписи населения 2010 года). Том III (DOC+RAR). М.: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области (2013)
Закон Московской области от 28.02.2005 № 74/2005-ОЗ «О статусе и границах Дмитровского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований»
Постановление Губернатора Московской области от 29.11.2006 № 156-ПГ «Об исключении сельских округов из учётных данных административно-территориальных и территориальных единиц Московской области»
Дмитровский край. Из глубины веков до наших дней. Том 2. По Дмитровским дорогам. - Дмитров: ИД "Вести", 2005
Комментариев нет:
Отправить комментарий