суббота, 17 сентября 2016 г.

Автозаводская улица

Расположение:

Улица проходит по Даниловскому району (ЮАО) от Велозаводской улицы до Третьего транспортного кольца (ТТК) и Автозаводского моста через Москва-реку. 

В середине улицы (между домами №№ 9 и 15) находится Автозаводская площадь.

Метро «Автозаводская» (середина улицы).

Зоны:

Жилые дома, промзона «ЗИЛ», сквер между проезжими частями улицы, производственные предприятия, научные, офисные, учебные, спортивные, социальные и торговые учреждения, автосервис.

Описание:

Улица бульварного типа – 2 проезжие части с односторонним движением автотранспорта (по 2 полосы в каждом направлении), разделенные сквером с пешеходными дорожками и скамейками. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 2, 1 км.

История:

Местность, где проходит улица, известна с 16 века, и здесь долгое время располагалась слобода Симонова монастыря.


Большой популярностью в 19 веке пользовался Лизин пруд и Тюфелева роща. 

Пруд был вырыт племянником преподобного Сергия Радонежского – Федором. Вода в этом пруду считалась целебной и люди в течение 100 лет приходили сюда за исцелением. Также в пруду разводили рыбу к царскому столу. Историк Николай Карамзин в повести «Бедная Лиза» описал красоту этих мест. В 1930 году пруд засыпали.

Тюфелева Роща представляла собой небольшой сосновый лес и использовалась в основном для охоты царя Алексея Михайловича. Потом Петр I останавливался здесь во время своего Кожуховского похода. В конце 19 века в связи с бурным ростом промышленного строительства роща вырубалась, деревья шли на стройматериалы и на топливо.


В начале 20 века на месте рощи был построен автозавод (ЗИЛ).

До 1938 года – часть улицы – Тюфелев проезд (по находившейся в этом районе Тюфелевой роще), часть – Амовская улица и проезд Амовского бульвара (по основанному тут в 1916 году автомобильному заводу АМО – Акционерного машиностроительного общества – так раньше назывался ЗИЛ).

Улица названа в 1938 году по находящемуся на ней автомобильному заводу имени И. Лихачева (ЗИЛ).

В 1930-е годы большинство монастырских помещений были снесены.

В 1942 г. сооружен павильон метро «Автозаводская». В 1947—48 гг. высажены многолетние липы, создан бульвар. В 1950-х гг. улица продолжена до Велозаводской улицы и застроена многоэтажными домами (руководитель — архитектор А. Сурис).

Нежилые объекты:

М метро «Автозаводская» (выход к дому № 13; на улицу ведут все выходы со станции; также из метро есть выходы на Автозаводскую площадь и улицу Мастеркова (рядом — 1-й, 2-й и 3-й Автозаводские проезды); открыта 1 января 1943 года  изначально и до 1956 года называлась «Завод имени Сталина»; название станции связано с автомобильным заводом имени И. Лихачева, который рядом с ней находится, хотя сейчас он сильно «скукожился» в размерах и статусе (а некогда был, можно сказать, флагманом городской промышленности и работало на нем около 10.000 человек, он занимал огромную территорию, где теперь строят технопарк и жилые дома); как обычно принято в московском метро, станцию назвали с окончанием на -ая; мелкая (глубина 11 метров) — входов-выходов на станции два, причем если один выход оформлен просто в виде подземного перехода, а лишь небольшой остекленный навес с одной стороны, то другой выход имеет наземный вестибюль, который при этом совмещен с многоэтажным жилым домом — № 11 — но это совмещение произошло позднее, а до 1961 года никакого дома здесь не было — и был отдельно стоящий надземный павильон станции: оба выхода ведут на Автозаводскую улицу; кроме того, один из выходов приводит также к Автозаводской площади (который с наземным вестибюлем), а второй — к улице Мастеркова; эскалаторы есть с обеих сторон станции; станция — колонная, но колонны с красивым алтайским мрамором необычно высокие и при этом довольно тонкие, они расширяются кверху и образуют у свода ребра, которые постепенно разглаживаются; путевые стены отделаны светлым теплым мрамором: жаль только что на них зачем-то крупными буквами недавно продублировано название станции в виде дешевой полоски-наклейки (эстетически это выглядит кричащим китчем и заплаткой); пол выложен черным диабазом с геометрическим орнаментом из квадратных вставок красного и серого гранита; скамеек для отдыха мало и находятся они только в начале и конце станционной платформы (у табло); главным богатством и одновременно темой станции являются, конечно, ее 8 мозаичных полотен на стенах под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны» (станция ведь была открыта в самый разгар войны): работники завода ЗИС (ныне ЗИЛ) монтируют гусеницы на танк КВ-1, работают в литейном, механосборочном и кузнечном цехах этого завода, а на противоположной стене изображен уже мирный труд и боевые успехи народов СССР, которые стали возможны, в том числе, благодаря продукции завода ЗИС: погрузка бомб в бомбардировщик, отправляющийся в Берлин, трактористы во время жатвы тянут за собой жатки завода ЗИС, астраханские рыбаки вытаскивают из сетей осетров и отгружают бочки с икрой; еще на одной мозаике показан морской бой. Кроме мозаик, станция декорирована четырьмя барельефами в центре зала зала на темы: «Летчики и конструкторы», «Металлурги и инженеры», «Народы Севера» и «Народы Кавказа»; за станцией находятся тупики, использовавшиеся для оборота составов до продления линии на юг (а это произошло нескоро — всё-таки впереди Москва-река), а теперь они используются для технического обслуживания и ночного отстоя поездов; южный наземный вестибюль станции украшен полуколоннами из лабрадора и высокими застекленными арками дверных проемов с фигурными литыми решетками; двери в служебные помещения внутри павильона декорированы чугунными решетками с растительным орнаментом; стены — из узбекского и уральского мрамора; напротив эскалаторов — панно с изображением парада на Красной площади с танками и бойцами во главе с командиром танка, отдающий честь, за их спинами — древнерусский богатырь в шлеме, так что Кремль надежно защищен; купол расписан советскими лентами, орденами, сценами труда и отдыха рабочих ЗИСа, разными гуманистическими надписями).


На первом этаже этого жилого дома (правда, он находится на Автозаводской площади, которая находится в середине Автозаводской улицы) находится вход в метро "Автозаводская". 2014 год


Вход в метро "Автозаводская" (в центре, отделан черным мрамором). 2014 год


Автозаводский мост. Автодорожный мост балочно-консольной конструкции из предварительно напряжённого железобетона через реку Москву.

Расположен на трассе Третьего транспортного кольца и соединяет Большую Тульскую и Автозаводскую ул. 

Построен в 1959—61 гг. по проекту «Гипротрансмоста» (инженер С. Терёхин, архитекторы К. и Ю. Яковлевы) вместо деревянного Староданиловского моста постройки 1916 г. 

Открыт 5 ноября 1961 года.

3 пролёта: 36+149+36 м, с шарниром в середине руслового пролёта. В поперечном сечении основа моста — 4 коробчатые балки шириной по 5,5 м; высота балок от 7,5 м над опорами до 2,6 м в замке пролёта. Балки — сборные, из коробчатых элементов массой до 160 т. Затяжку обеспечивают 576 стальных тросов диаметром 45 мм. Высота моста – 12 м.

При эксплуатации моста выявился недостаток его конструктивной схемы и метода сборки — постепенная деформация пролётного строения с проседанием замка свода; к 1990 году просадка свода достигла 1,3 м от расчётной высоты. Главная причина такого поведения моста — упрощённый метод сборки. Пролётное строение должно было монтироваться из блоков навесным методом так, чтобы все блоки и изготавливались в одинаковых условиях, и монтировались в одинаковых условиях. В действительности одна из консолей собиралась внавес, а другая — на подмостьях. Консоль, собранная внавес, к моменту затяжки свода уже исчерпала естественный предел ползучести, а консоль, собранная на подмостьях, ещё не прошла этот этап — в итоге развился сдвиг между консолями.

До 1992 г. по мосту ездил трамвай. В 1992 г. мост закрыли на ремонт до 1996 г., но главный недостаток системы с шарниром в замке свода он устранить не смог. Трамвайное движение так и не было возобновлено, и важнейшая транспортная связь между районами была потеряна.

Вторично мост был закрыт в 2000—01 гг. в связи с включением его в Третье транспортное кольцо. Тогда были заменены боковые пролёты «лужниковского типа» и добавлены боковые эстакады съездов.

• Железнодорожная грузовая станция Кожухово.

• Железнодорожная пассажирская платформа ЗИЛ (МЦК).

• Административно-техническая инспекция и центр малого предпринимательства ЮАО, конечная троллейбусно-автобусная станция «Велозаводская улица» (№ 1).

• Детский сад: дошкольное отделение гимназии № 1272 (№ 4а). Трёхэтажное здание, построенное на месте снесённого.

Бывший детский сад № 229.

• Ресторан и бильярдный клуб на Автозаводской «НЭП-2» (№ 7, к. 2).

• Префектура ЮАО Москвы (№ 10). 

Здание построено в 1937 году (архитекторы Д. Розов и Н. Тихомиров). 

Бывшее здание Пролетарского РК КПСС, РК ВЛКСМ и райисполкома.

• Центр управления Московской теплосетевой компании (№ 12). 10 этажей.

• ТЭЦ-9 (№ 12, к. 1 с несколькими строениями).

Расположена на левом берегу Москвы-реки. 

Открыта 22 декабря 1933 года. Впервые в отечественной энергетики здесь был установлен прямоточный энергетический котел высоких параметров перегретого пара 130 атм. и 500°С.
В годы ВОВ мастерские ТЭЦ были приспособлены для производства передвижных электростанций, снарядов для «Катюш», другой оборонной продукции. В середине 1950-х годов на станции впервые в СССР была выполнена автоматизация технологического процесса ТЭС. 
Существующая в настоящее время конфигурация основного оборудования сформирована после реконструкции, проведенной в 1971-1991 годах.

На ТЭЦ ведутся работы по модернизации и техническому перевооружению станции. За последнее время была реконструирована турбина № 5 с увеличением установленной мощности, заменой генератора и оснащением АСУ ТП. Была освоена установка ультрафильтрации и обратного осмоса производительностью 120 т/ч, обеспечившая предварительную очистку и частичное обессоливание москворецкой воды. 
В 2008 году было заменено оборудование КРУ-6кВ береговой насосной станции № 2, установлены модульные элегазовые комплексы типа PASS на трансформаторах связи линий 110кВ «ТЭЦ-9-Кожухово-I» и «ТЭЦ-9-Автозаводская-II», турбина № 4 оснащена системой АСУ ТП.
Основной вид топлива –газ, резервное и аварийное – мазут. Обеспечивает электрической и тепловой энергией АМО «ЗИЛ», метро, а также население и предприятия окрестных районов.

• Всероссийский теплотехнический научно-исследовательский институт (№ 14). На стене памятная доска: «1941-1945. На фронтах Великой Отечественной войны 56 работников БТИ пали смертью храбрых, защищая свободу и независимость Родины от фашистских захватчиков, вечная слава нашим товарищам».

Десятиэтажное здание, построенное в 1975 году.

Первое научно-исследовательское учреждение отраслевого профиля. Учреждено 13 июля 1921 г. при главном управлении по топливу в целях изучения и разработки вопросов теплотехники, связанных с ними технико-экономических задач и для подготовки квалифицированных специалистов. 
Теперь – технопарк "ВТИ".

• ОВД по Даниловскому району (№ 15). 1929 год постройки.

• Школа-лицей № 494 (№ 15/2). 

Открыта 8 ноября 1927 года на базе деревянной земской школы, которая находилась здесь с начала 20 века.

Первоначально называлась средняя школа № 9. Позже получила № 494 с музыкальными классами, потом – лицей с физико-математическим уклоном.

В апреле 2009 года старое здание было снесено, на его месте в 2014 году выстроено новое. 

C 2014 года – школа № 494 имени героя России А. Рожкова.

• Московский политехнический университет (№ 16 с несколькими корпусами).

Бывший завод-втуз при ЗИЛе. 

Открыт в 1931 году как филиал вечернего автомеханического института – «АМИ-АМО», но в 1932 году был закрыт.

Открыт заново 1 марта 1960 года как завод-втуз при ЗИЛе. 

1972 год — переезд завода-ВТУЗа сюда в это новое здание.

В 1988 году переименован в МАСИ (ВТУЗ-ЗИЛ). 

С 1996 года – МГИУ (индустриальный ун-т).

С 1 сентября 2015 года университет прекратил существование м является структурным подразделением Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ).

С 21 марта 2016 года путем реорганизации в форме слияния Университета машиностроения (МАМИ) и Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова (МГУП) создан Московский политехнический университет («Московский политех»).

– Стр. 1. 5-й корпус университета. Пятиэтажное здание. Построено в 1980 году.

– Стр. 2. Редакционно-издательский центр и гаражи университета. Двухэтажное здание. Построено в 1973 году. 

Ранее тут располагалась военная кафедра МГИУ.

– Стр. 3. 3-й корпус университета. 

Это здание было трёхэтажное, потом надстроили ещё два этажа. 

Раньше были коммунальные квартиры, а в подвальном помещении шашлычная. Рядом стояло четырёхэтажное здание общежития. 

После того, как это здание передали МГИУ (тогда назывался ВТУЗ), его укрепили металлическими стяжками снаружи, чтобы не разваливалось, а также покрасили снаружи.

– Стр. 5. Новый 4-й лабораторно-учебный корпус университета. Девятиэтажное здание. Построено в 2009 году.

• Бывший автосервис (№ 16, стр. 15). Здание запланировано к сносу в 2016 г. Одноэтажное здание. Построено в 1980 году.

• Бывший завод «ЗИЛстроймаш» (№ 16, к. 2 с несколькими строениями). Бывший сервис-центр для грузовиков "ЗиЛ" – там запчасти продавались. Производственно-монтажное управление, где изготавливалась оригинальное оборудование: конвейеры, термическое, моечное оборудование и т. д. Образцы продукции завода – купол для здания налоговой инспекции на Большой Тульской, стандарные ввтобусные остановки, П-образные опоры для размещения дорожных знаков на магистралях Москвы. 

Также металлоконструкции для строительства гражданского и промышленных зданий и сооружений, контейнеры для сбора и транспортировки бытовых и промышленных отходов, емкости для хранения жидких и сыпучих материалов из углеродистых нержавеющих сталей, изготовление балок и труб заданных габаритных размеров, газовая плазменная резка металлов, разработка проектно-технической документации. 

Предприятие с 1995 г. работало в новых рыночных условиях. Обладало 12000 м. производственных площадей, расположенных в Москве и Московской области вблизи основных транспортных магистралей, было оснащено высокоэффективным обрабатывающим технологическим оборудованием. Обладало автотранспортом разной грузоподъемностью и грузоподъемными машинами. Осуществляло транспортные услуги.
Совместно с одной из ведущих в мире производителей тары Schafer было налажено серийное производство евроконтейнеров для сбора и транспортировки бытовых и строительных отходов. 

Снесли в середине 2010-х годов.

– Стр. 11. Двухэтажное здание. Построено в 1916 году. Ранее в здании размещалось ООО «Телеком-монтаж». Запланировано к сносу в 2016 г.

– Стр. 15. Бывший автотехцентр «Артс-моторс». Одноэтажное здание. Построено в 1938 году. Запланировано к сносу в 2016 г.

– Стр. 16. Бывший автотехцентр. Двухэтажное кирпичное здание. Построено в 1989 году. Запланировано к сносу в 2016 г.

– Стр. 17 и 19. Бывший автотехцентр. Два смежных двухэтажных здания, построенные в 1998 году. Запланированы к сносу в 2016 г.

• Букмекерская контора «Фонбет» (№ 17). 

Одноэтажный торговый павильон 1986 года постройки.

До апреля 2014 года здесь был магазин верхней одежды «1001 Куртка», с 2014 по 2017 гг. – продуктовый магазин. 

• Универсальный центр (№ 17, к. 1). Пятиэтажное кирпичное здание 1930 года постройки. Конструктивизм.

• Мировые суды (№ 17, к. 2). Пятиэтажное кирпичное здание 1929 года постройки. Конструктивизм.

• Офисы (№ 17, к. 3). Пятиэтажное кирпичное здание 1930 года постройки. Конструктивизм.

• Офисы (№ 17, к. 4). Четырехэтажное кирпичное здание 1935 года постройки. Конструктивизм.

• Торгово-развлекательный центр «Ривьера» с универсамом «Ашан» (№ 18). 

Шестиэтажный центр (3+3 этажа) построен на месте бывшего автокомбината завода имени Лихачёва.

Участок под строительство торгового центра был арендован в 2006 году. Через некоторое время все постройки автокомбината были снесены, и начались строительные работы. В 2008 году строительство было остановлено из-за финансового кризиса. Но в начале 2009 года работы возобновились.

К 2011 году здание было построено, но внешняя отделка не началась. Строительство было остановлено из-за проблем у застройщика ЗАО «Кузнецкий Мост Девелопмент» («КМД»). Руководство этой компании было обвинено в мошенничестве, связанном с махинациями ЗАО «Премьер-Эстейт» и кредитами «Банка Москвы». В результате руководство «КМД», Шемякин и Тимонина, были арестованы, но освобождены под залог.

Достраивать объект должна была одна из строительных дочерних компаний банка «ВТБ 24» (под чей контроль перешёл «Банк Москвы»). Но в 2013 году появилась информация о том, что недостроенный торговый центр купила компания ООО «Практика Девелопмент», принадлежащая бывшему сенатору и акционеру футбольного клуба «Открытие» Сергею Гордееву.

Строительство на короткое время возобновилось. Были проведены внутренние работы, смонтирована часть остекления крыши. На этом строительство остановилось уже в 3-1 раз.

В очередной раз строительство возобновилось в 2014 году. Изначально проектом предусматривалось 2 наземных этажа, но в 2015 году был надстроен ещё один этаж. 

Открыт 15 апреля 2016 года.

• Отделение Пенсионного фонда (№ 18, к. 2). 

Здание довоенной постройки.

Бывшее здание отдела кадров завода ЗиЛ. 

В 1990-е годы здание отремонтировано.

• Электротяговая подстанция (№ 18а). Построена в 1972 году. Питает троллейбусную линию. До 1992 года также обслуживала трамвайную линию.

• Офисы (№ 19, к. 1). Пятиэтажное кирпичное здание 1930 года постройки. Конструктивизм.

• Офисы (№ 19, к. 2). Пятиэтажное кирпичное здание 1929 года постройки. Конструктивизм.

• Бывший стадион завода «Динамо» (№ 20). Заброшен.

• Территория бывшего автотехцентра «Апекс» (№ 20, стр. 1).

• Физкультурно-оздоровительный комплекс «Торпедо» (№ 21).

Сначала это были Тюфелевские бани, строились в 1915 году в Тюфелевской роще.

Потом – бани-бассейн Пролетарского района в стиле конструктивизма 1930 года постройки. 

Позже – ДСО «Труд» имени лётчика Е. Лобанова, затем ФОК «АМО ЗИЛ». 

• Офисы (№ 21, стр. 1). 

Бывшая фабрика-прачечная ЗиЛ, построенная в 1930 г.

• Салон и сервис Subaru (№ 21а).

• Контора товарной станции Кожухово (№ 21д).

• Офис продаж «ЗИЛАрт Холл» (№ 22). 

Бывший универсам ЗИЛ, построенный в 1973 году. 

В советское время был неплохой ассортимент продуктов. 

В послеперестроечное время был закрыт, сдавался в аренду. 

С 1997 года – торгово-складской комплекс. 

С конца 2015 г. – офис продаж жилого комплекса «ЗилАрт».

Завод имени Лихачева (ЗИЛ; № 23 с бывшими многочисленными строениями, проходными и пр.; большинство помещений теперь или разрушены, или занимают сторонние компании).

Автомобильный завод АМО (Автомобильное московское общество) или Завод Имени Лихачова (ЗИЛ) был основан торговым домом «Кузнецов, Рябушинские и К» 2 августа 1916 года. Рябушинские планировали выпускать 1,5-тонные грузовики «ФИАТ-15 Ter», но этим планам помешала революция и последовавшая за ней национализация завода. Постройка заводских зданий велась под руководством А. Кузнецова и А. Лолейта, а фасады нескольких корпусов разработал знаменитый московский архитектор Константин Мельников.

ЗИЛ 1 ноября 1924 года выпустил первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15. 7 ноября колонна из 10 автомобилей приняла участие в параде на Красной площади. А вскоре несколько грузовиков с успехом приняли участие в автопробеге по центральной России, чем подтвердили высокий уровень качества продукции АМО. После этого инвестиции в развитие завода увеличились.

В 1925 году завод АМО переименовали в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году его директором стал И. Лихачев. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/02/blog-post_9.html. А в 1931 году завод получил имя Иосифа Сталина (ЗИС).

В 1930 году была куплена лицензия на американский грузовик Autocar-5S. Собранный из американских комплектов, грузовик получил имя АМО-2. После 1931 года он был переименован в АМО-3, а после 1933 года — в ЗИС-5. В 1934 году, после коренной реконструкции завода, грузовик пошел в массовую серию. Всего на базе ЗИС-5 было разработано 25 моделей и модификаций.

В 1950-е годы ЗИЛ начал выпускать холодильники и до конца 1950-х годов производил велосипеды.

В советское время это была самая большая промзона Москвы. Это был действительно целый город ЗИЛ, занимавший большой полуостров, образованный Москвой-рекой — со множеством основных и вспомогательных производственных и подсобных строений (одних только проходных было более десятка), огромной инфраструктурой с детскими садами, пансионатами, домами отдыха, садовыми товариществами, множеством общежитий в разных районах Москвы. В период расцвета ЗИЛа на нем работала более 60000 человек, многие из которых до сих пор живут в домах или общежитиях, предоставленных им заводом.

В постсоветское время контрольный пакет акций ЗИЛа перешел правительству Москвы. В 1992 году был разработан 3-х тонный автомобиль ЗИЛ-5301, который мэр Москвы Юрий Лужков назвал «Бычок». Кроме автомобилей на заводе была разработана уникальная технология и налажено литье церковных колоколов. Так, для Храма Христа Спасителя было отлито 14 колоколов.

Ныне ЗИЛ находился в глубоком кризисе, значительная часть производственных площадей в 2010-е годы была разрушена. Ныне используется только примерно 10 % бывших производственных мощностей, и еще в начале 2010-х годов на этом заводе трудилось около 2000 человек, но численность работающих неуклонно снижается. Власти города считают продукцию завода невостребованной и ведут курс на его полное закрытие, что вероятно уже в этом году и произойдет. На сегодняшний день работу продолжает только 6-й механосборочный цех, где производят и реставрируют лимузины, а дочерняя компания ООО «ЗИЛ» производит грузовики (примерно 10 машин в месяц). А работников на ЗИЛе осталось всего около 300 человек. Таким образом 100-летний юбилей завода может стать одновременно и годом его закрытия, что весьма печально.

– Стр. 2. Штаб строительства МФЦ ''Парк легенд''. Бывшее административное здание кузнечного цеха. В здании есть библиотека, хоз. помещения, кабинет директора цеха, актовый зал и пр.

– Стр. 9. Механосборочный цех № 6. Построен в 1936 году.
По состоянию на конец 2016 года — единственный действующий цех Завода им. Лихачёва. С января 2015 года вся производственная деятельность данного предприятия (производство и обслуживание автомобилей представительского класса ЗИЛ-41041) находится в частных руках, хотя формальным владельцем цеха остаётся Правительство Москвы в лице руководства ЗИЛа. В последние годы выпускали 5-6 авто в год, а в хорошие времена до 20 автомобилей выпускалось.

– Стр. 16. Гостиница «Галерея Вояж». Бывший Цех пластмасс.

– Стр. 23. Административно-бытовой корпус литейного цеха № 3. Четырёхэтажное здание, построенное в 1937 году. Конструктивизм. Заброшен.

– Стр. 32. Первая очередь ТЭЦ-ЗИЛ. Котельное и турбинное отделения, административная пристройка. Построены в 1937 году. Будут сносить в 2018-2019 годах.
Функционирует с 1936 года и обеспечивает энергией старейшую автомобилестроительную компанию – завод имени Лихачева (АМО "ЗиЛ"). Архитектурный проект комплекса зданий ТЭЦ-ЗИЛ разрабатывался в проектной мастерской архитекторов братьев Весниных и является примером промышленной архитектуры конструктивизма. 

ТЭЦ-ЗИЛ имеет богатую историю:

Яков Джугашвили, сын И. Сталина от первого брака работал в одной из организаций на строительстве ТЭЦ. С 1936 года Яков был зачислен на ТЭЦ-ЗИЛ инженером машин электрического цеха.

Во время войны для обеспечения работ на новых производственных площадках необходимо было эвакуировать часть энергетического оборудования ТЭЦ-ЗИЛ. Для ведения противовоздушной разведки на зданиях завода расположили посты воздушного наблюдения, в том числе и на главном здании ТЭЦ.

125 метровая труба служила ориентиром для фашистских летчиков, которым была поставлена задача уничтожить все стратегические объекты в Москве. 2 августа 1941 года уменьшили высоту дымовой трубы до 40 метров направленным взрывом.

В 1946 году начались работы по восстановлению трубы, которые длились 5 месяцев. Одновременно началась реконструкция системы золоулавливания и гидрозолоудаления. На правом берегу реки Москвы был отведен участок для устройства золоотвала. Иван Лихачев, проверяя ход работ, увидел на участке урожай капусты. Он запретил производить работы по устройству ограждающих дамб до снятия урожая. Разрешил занять только небольшой участок для устройства стапельной дорожки.

В 1953 году советское правительство приняло решение об оказании помощи Китайской Народной Республике в строительстве первого автомобильного завода. В 1955-1956 гг. на ТЭЦ-ЗИЛ проходил производственную практику в электрическом цехе энергетик из КНР Цзян Цзэминь (будущий председатель КНР). В 1956 году для автозавода в КНР был построен лонжеронный пресс. Его сборка и испытание проводились в машинном зале ТЭЦ-ЗИЛ.

В 1970 году в связи с проведением реконструкции завода увеличили мощности ТЭЦ. Началось строительство нового энергоблока, дымовой трубы и сооружения ХВО-2.

На сегодняшний день принято решение вывести ТЭЦ-ЗИЛ из эксплуатации из-за износа оборудования с сохранением части здания как наследия конструктивизма.

– Стр. 34. Энергетическая установка. Подача токовых фидеров от генераторов 2-й очереди ТЭЦ ЗИЛ на повышающие трансформаторы. 1937 год постройки.

– Стр. 57. Градирня лабораторного корпуса.

– Стр. 59.  Лабораторный корпус с аэроклиматической камерой. Построен в 1983 г. В восточной части здания находится производственно-бытовой корпус КЭИР (корпуса экспериментальных исследовательских работ). Имеется затопленное бомбоубежище, а также безэховая камера.

– Стр. 64. Фасад административно-бытового корпуса МСЦ-9. Впоследствии участок мелких серий МСЦ-2, а также абразивный цех. Построен в 1933 году.

– Стр. 85. Экспериментальный цех Управления конструкторских и экспериментальных работ. Здание построено в 1940 г., в начале 1960-х гг. пристроена северная его часть (иногда ее рассматривают как продолжение лабораторного корпуса).

– Стр. 86. Инженерный корпус. В нем располагались Управление главного конструктора по автомобилям, последнее название - УКЭР - конструкторских и экспериментальных работ, управление гл. конструктора по технологической оснастки и станкам, технологическое управление, техническая и обычная библиотека, столовая и куча мелких служб. Граничил Инженерный с экспериментальным цехом и Лабораторным корпусом. 1958 год постройки.

– Стр. 110. Цех благоустройства. Четырёхэтажное производственное здание.
Построено в 1989 году. В 2017 г. выведено из эксплуатации. Заброшено.

– Стр. 111. Склад масел. Одно время был завод презервативов. Сейчас заброшен.

– Стр. 118. Пожарная часть. C 2012 по 2014 год на 2-м этаже здания работала студия звукозаписи Magnetone Studios. 1939 год постройки. Заброшена.

– Стр. 132. Поисково-спасательная служба. Здание, в котором проживали сотрудники охраны, работавшие с собаками. Преимущественно женщины. Трехэтажное кирпичное здание 1992 года постройки. Заброшена.

– Стр. 133. Столярная мастерская цеха благоустройства. Одноэтажное производственное здание, построенное в 1946 году. Выведено из эксплуатации. Заброшена.

– Стр. 135. Комплекс очистных сооружений и цех доочистки. Заброшены.

– Стр. 145. Руины цеха печей и приборов. Здание построено в 1949 году. В здании также располагалась редакция газеты «Московский автозаводец». В период с декабря 2016 по май 2017 года была снесена значительная часть здания.

– Стр. 149. Разрушенная лаборатория дефектоскопии. Четырёхэтажное здание, построенное в 1943 году. По состоянию на июнь 2017 полздания снесено, в остальной части ничего ценного не осталось.

– Стр. 151. Заброшенное здание Управления сбыта. Ранее с площадки рядом отгружались машины для продажи. А на соседней площадке стояли грузовые машины для отправки в другие города по железной дороге. После начала реконструкции завода ЗиЛ и реконструкции малого кольца московской железной дороги площадка опустела. Все произведенные транспортные средства находились на площадке рядом с управлением сбыта. Сейчас и эта площадка пуста. Сейчас двери открыты, внутри разруха. Брошены профсоюзные билеты, командировочные удостоверения, документация. 2 этажа. 1939 год постройки.

– Стр. 160. Прессово-сварочный корпус. 

– Стр. 175. Одноэтажный продовольственный склад комбината общественного питания ЗИЛа, построенный в 1959 г.

– Стр. 179. Заброшенный склад баллонов газового цеха. Одноэтажное здание, построенное в 1959 году. Заброшен.

– Стр. 191. Отдел пластмасс и службы Мосводоканала. Комплекс из двух трёхэтажных зданий. Построен в 1931 году. В зданиях располагались Центральная лаборатория синтетических материалов и производственный участок пластмасс. На первом этаже – службы Мосводоканала (в том числе КНС). Оба строения в аварийном состоянии и частично обрушены.

– Стр. 220. Заброшенное комплексное многофункциональное многопрофильное предприятие «Метрополитеновец». Двухэтажное здание, построенное в 1963 году.

– Стр. 228. Заброшенный кузнечно-механический цех. Трёхэтажное здание, построенное 1963 году.

– Стр. 237. Цех переработки лома металлов. Трёхэтажное производственное здание. Построено в 1964 году.

– Стр. 245. Заброшенный пост централизации. Пост централизации железнодорожной станции завода ЗИЛ на набережной Москвы-реки. Станция «Западная». Двухэтажное кирпичное здание с часами. Построено в 1965 году.

– Стр. 268. Отдел кадров. Бывший партком.

– Стр. 269. Заброшенная диспетчерская железнодорожной станции. Четырёхэтажное административное здание. Построено в 1989 году.

– Стр. 277. Склад горючих веществ, построенный в 1969 г.

– Стр. 299. Котельная при прачечной ЗИЛа. Построена в 1970 году.

– Стр. 308. Руины газового цеха. Четырёхэтажное производственное здание. Построено в 1970 году. До 2013 года – производство и транспортировка технических газов для нужд завода. В 2013–2017 гг. в здании располагался теплосиловой цех. В марте-апреле 2017 ТСЦ переведён на северную территорию. Цех частично снесён.

– Стр. 310. Четырехэтажный лабораторный корпус, построенный в 1984 г.

– Стр. 316. Насосная станция. Заброшена.

– Стр. 317. Очистные сооружения. Заброшены.

– Стр. 318. Канализационный отстойник. Старое кирпично-бетонное здание. Заброшено.

– Стр. 322. Руины механосборочного цеха № 3. Одноэтажный производственный корпус. Построен в 1972 году. Значительная часть здания снесена весной 2017 г.

– Стр. 322а. Заброшенный административно-бытовой корпус механосборочного цеха № 3. Четырёхэтажное административное здание. Построено в 1972 году. Здесь размещался отдел кадров и спортивный зал.

По состоянию на начало 2017 года на первых двух этажах отсутствуют окна.

– Стр. 324. Пиковая водогрейная котельная ТЭЦ-ЗИЛ.

– Стр. 436. Представительство Охраны Труда.

– Стр. 456. Сборочный цех Производственного объединения «Спецтехника пожаротушения».

– Стр. 526. Мойка 1959 г. постройки.

– Стр. 734. Пятиэтажный бытовой корпус, построенный в 1973 г.

– Стр. 781. Заброшенный склад металла. Четырёхэтажное производственное здание. Построено в 1974 году.

– Стр. 788. Компрессорная станция № 2. Четырёхэтажное здание, построенное в 1974 году. Разорена.

– Стр. 789. Руины автосборочного корпуса. Четырёхэтажное производственное здание. Построено в 1974 году. Частично обрушено при демонтаже металлоконструкций в феврале-марте 2017 года.

– Стр. 790. Административно-бытовой корпус (столовая, буфет и пр.). Четырёхэтажное производственное здание. Построено в 1974 году. С января 2017 года заброшено.

– Стр. 791. Заброшенная краскостанция. Одноэтажное служебное здание. Построено в 1974 году.

– Стр. 831. Руины складского корпуса. Здесь осуществлялась сборка грузовых платформ — 2 линии на 2 этаже, первая, где собирали платформы ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, вторая — ЗИЛ-133.Еще на 1-м этаже сборка колёс и подсборка мостов. Значительная часть здания снесена весной 2017 года. Двухэтажное производственное здание. Построено в 1975 году.

– Стр. 928. Главная заводская столовая. Фабрика-кухня № 20 комбината общественного питания ЗИЛ. Четыре этажа отдельных столовых. В свое время на ЗИЛе была куча столовых. Именно в этой столовке, комбинате питания, была замечательная кулинария. Там с 11 утра продавали антрекоты по 37 копеек, Азу по 2. 80. Часто можно было купить отварное сердце по 1р 10 коп. Всегда в продаже были вареные овощи.

– Стр. 936. Вторая очередь ТЭЦ-ЗИЛ. 

Принадлежащая АМО ЗИЛ электростанция (ТЭЦ ЗИЛ) сооружалась для обеспечения завода электроэнергией, теплом, горячей водой и технологическим паром. Первая очередь ТЭЦ ЗИЛ была введена в эксплуатацию в 1937 году, вторая – с 1971 по 1983 годы. Установленная электрическая мощность ТЭЦ ЗИЛ составляет 125 МВт, тепловая – 567 Гкал/ч. На сегодняшний день оборудование электростанции физически изношено и морально устарело, в связи с чем было принято решение о выводе ТЭЦ ЗИЛ из эксплуатации.

В 2016 г. архитектурное бюро «Проект Меганом» предложило создать в здании старой ТЭЦ арт-центр. 

В ближайшее время планируется вывод ТЭЦ ЗИЛ из эксплуатации в рамках ликвидации неэффективной теплогенерации.

– Корп. 6. Вторая проходная ЗИЛ. Закрыта.

– Корп. 7. Второй инструментальный цех. 5 этажей. 1936 год постройки.

– Корп. 8. Медсанчасть № 1.

– Корп. 9. Отдел руководящих и инженерных кадров ЗИЛ. Изначально — медсанчасть, построенная в 1930 г.  Также тут был профком.

– Корп. 10. Третья проходная ЗИЛа. Двухэтажное здание, построенное в 1910 году.

– Корп. 15. Заводоуправление (новое). Бывший лабораторный корпус, построенный в 1970 г. В 1950-е – 1960-е гг. на его месте была спортплощадка. Директор сидел на 13 этаже, даже свой лифт был у него, охранял вахтер. Теперь тут НПЦ «Сапсан» и КБ «Корунд-М», спортивный клуб «Торпедо», ресторан «Арена-Олимп» и пр.

– Автотранспортная база ЗИЛа.

– Цементный завод. В связи с реконструкцией территории завода ЗИЛ, на этой площадке был организован цементный завод для нужд будущего строительства. Ранее – территория автозавода ЗИЛ.

А территория ЗИЛа теперь интенсивно застраивается офисными и жилыми домами. В 2015 году на значительной части бывшей территории ЗИЛа был построен так называемый технопарк. Это красивое слово совершенно не соответствует действительности. На самом деле был построен не техно-, а самый обычный офисный парк, а точнее несколько высоких офисных центров — он так официально и называется бизнес-центр «Нагатино i-Land». Производственных мощностей там фактически нет, а слово дали видимо для прикрытия, чтобы показать, что город якобы сохраняет и развивает производственный потенциал. А когда-то вся эта территории была заполнена произведенными новыми ЗИЛовскими грузовиками, которые стояли рядами. Открыли одноименную станцию метро в конце 2015 года — «Технопарк», которой уже вовсю пользуются офисные работники. 

А за офисными центрами уже начали строить жилые дома, потом настанет очередь детских садов, школ, магазинов и т. п. Открыли и ледовый дворец. Будет создано около 30 улиц на территории полуострова ЗИЛ. Находящееся на территории завода российско-японское предприятие Alpha Automotive Technologies (ААТ), производящее более 150 видов штамповок для автомобилей марок Citroen, Lada, Mitsubishi, Nissan, Peugeot и Renault, будет перенесено в здание С24 технополиса «Москва» (один из корпусов бывшего АЗЛК). Если посмотреть на инфографику, то из нее видно, что из объектов промышленности тут построят только ТЭЦ, что просто необходимо для обеспечения теплом и энергией новопостроенные офисы и будущие жилые дома с социальными учреждениями. От ЗИЛа пока остается незначительный кусок территории, в частности, автотранспортный корпус, но видимо и его снесут. По крайней мере, символическую машину, которая еще недавно стояла перед его воротами и была хорошо видна из вагона метро, — уже сняли с постамента. Предполагается некоторую часть бывших производственных зданий сохранить на память, только перелицевав их фасады и перепланировав помещения изнутри (что в общем довольно глупо, потому что фактически это уже будет новодел). В феврале 2016 года был снесен бывший модельный цех ЗИЛа.

Масштабная реорганизация промзоны займет около 10 лет.

В целом же можно уверенно констатировать, что еще одна московская промзона практически прекратила свое существование.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post476224051/

• Спортивно-развлекательный квартал «Парк Легенд» (№ 23). На территории расположены крупнейшие в России объекты спортивного и культурно-зрелищного характера. 

Главные спортивные объекты квартала:

– многофункциональный комплекс «ВТБ Ледовый дворец» — первое в России спортивное сооружение с тремя аренами под одной крышей;

– комплекс водного спорта с Олимпийским центром синхронного плавания имени Анастасии Давыдовой, с открытым и крытым бассейнами, фитнес- и SPA-центром;

– первый в России музей хоккея.

Возведение крупнейших спортивно-развлекательных сооружений и проведение мероприятий российского и международного масштаба подразумевает строительство продуманной инфраструктуры, в состав которой входят:
– конгресс-центр с вместимостью до 1 000 человек;
– отель 4 звезды международной гостиничной сети;
– деловой центр для размещения спортивных и профильных структур;
– комплекс апартаментов;
– многоуровневый паркинг на 3 500 парковочных мест;
– жилой комплекс порядка 160 000 м²;
– энергоцентр, обеспечивающий бесперебойную работу спортивных сооружений;
– торговые центры, рестораны, кафе, магазины, медицинский центр, банки, салоны связи и другие объекты.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post476224166/

– Музей хоккея (№ 23, к. 3).

Основан 06.05.2016 года.

Первоначально — заводоуправление АМО (1917 г.), затем — музей ЗиЛ.

Здание — одно из лучших образцов т. н. промышленного стиля в классической архитектуре. Масштабность этого стиля здесь интересно сочетается с принципами классической дворцовой симметрии. Старое заводоуправление ЗИЛа, потом, когда у моста сделали лабораторный корпус, заводоуправление перенесли туда с 6 по 13 этажи.

Первый в истории отечественного спорта музей хоккея. 

– ВТБ Ледовый дворец (№ 23а). Введён в эксплуатацию 26 апреля 2015 г. Проектное название — «Арена Легенд». Многофункциональный ледовый дворец вмещает в себя 2 арены-трансформера: главная арена — 12 100 зрителей; малая арена — 3 500 зрителей; и тренировочную арену — 500 мест.

Ледовый дворец является домашней ареной хоккейного клуба «Динамо» с сезона 2015/16, также планируется проведение домашних матчей баскетбольного ЦСКА в Евролиге.

В 2016 г. ледовая арена стала площадкой для проведения чемпионата мира по хоккею с шайбой.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post476224093/

– Гостинично-деловой центр (№ 23а, к. 2). Построен в 2016 году.

– Котельная (№ 23а, к. 3). Построена в 2016 году.

– Олимпийский центр синхронного плавания Анастасии Давыдовой (№ 23а, к. 4). Введён в эксплуатацию в мае 2016 года.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post476224191/

• Бизнес-парк «Нагатино Ай-лэнд» (№ 23).

• Бывший завод домашних холодильников (№ 23, стр. 8; бывший цех домашних холодильников ЗИЛа). 

Четырёхэтажный производственный корпус построен в 1957 году. 

Частично снесён. По состоянию на март 2017 года остались лишь северный и южный фасады.

• Московский технологический колледж: корпус «Автозаводское» № 2 (№ 23, к. 12). 

Четырёхэтажное здание, построенное в 1947 году. 

До 2016 года – Московский автомеханический техникум (МАМТ), второй корпус Политехнического колледжа № 31. 

Политехнический колледж № 31 реорганизован. 

Теперь это филиал Московского технологического колледжа.

• Московский технологический колледж: корпус «Автозаводское» № 1 (№ 23, к. 14). 

Пятиэтажное здание, построенное в 1960 году.

Политехнический колледж № 31 (до 2016 года) образован в результате слияния государственных образовательных учреждений: 
— Московского автомобильного колледжа при АМО "ЗиЛ" (бывшее ПТУ № 1 и Московского автомеханического техникума);
— Профессионального училища № 6;
— Профессионального училища № 153;
— Профессионального училища № 154.

Старейшее в стране ПТУ, основано в 1920 г. В числе его воспитанников 6 героев Советского Союза: В. Гущин, А. Курзенков, К. Новиков, Б. Ривкин, А. Свистунов и Рубен Руис Ибаррури, сын почётного председателя компартии Испании Долорес Ибаррури (памятная доска). В 1986 году училищу было присвоено имя испанского интернационалиста. 

В 2016 году реорганизовано в Московский технологический колледж.

• Научно-производственный центр «Сапсан» (№ 23, к. 58; изготовление средств вычислительной техники и электроники специального назначения, разработка систем автоматизации производства).

• Российское объединение инкассации Центрального банка России (№ 24). 

До инкассации здание принадлежало 6-му автокомбинату Мосавтотранса.

• Завод гелиевого машиностроения – НПО «Гелиймаш» (№ 25).

Ранее здесь располагался завод "Сжатый газ" Мосхимтреста. На его основе 4 ноября 1931 года был создан 1-й автогенный завод Всесоюзного треста автогенной промышленности (ВАТ).

В 1971 г. в результате слияния этого завода и института ВНИИкриогенмаш было создано научно-производственное объединение «Гелиймаш». ВНИИкриогенмаш был переименован во Всесоюзный научно-исследовательский институт гелиевой техники (ВНИИГТ), а завод – в Московский экспериментальный завод гелиевого машиностроения (МЭЗГМ).

На здании училища металлистов (д. 25/7), где учились герои Советского Союза В. Гущин, Р. Ибаррури, А. Курзенков, К. Новиков, Б. Ривкин, А. Свистунов, раньше была памятная доска.

Сейчас помещения сдаются под офисы разных компаний.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post476223978/

• Территория бывшей компании «Пелискер». Компания занималась производством строительно-монтажных работ при осуществлении капитальных ремонтов и реконструкции искусственных сооружений (мосты, тоннели, набережные и т. п.). 

Здания на территории запланированы к сносу в 2016 г.

• Пустая площадка (в конце улицы). 

Ранее здесь располагался 9-й таксомоторный парк (переведён в Бирюлёво). 

В 1990-х здесь стояли автобусы, обслуживающие ЗИЛ. Также на этой площадке давали машиноместо в ракушке тем, чей гараж был снесен из строительства ТТК. 

Потом землю кто-то выкупил и ракушки убрали.

Жилые дома:

Общая хар-ка: 8, 9, 10 и 13 этажей (1950-е – 1960-е годы постройки).

9 этажей (№ 2). 1969 год постройки. Кирпичный.

10 этажей (№ 3). 1957 год постройки. Кирпичный.

10 этажей (№ 4). 1958 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – универсам «Дикси», аптека и пр.

13 этажей (№ 5). 1957 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – детский сад № 131, универсам «Дикси», почта и пр.

13 этажей (№ 6). 1955 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – аптека, банки.

10 этажей (№ 7). 1957 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – сбербанк, химчистка, салон красоты и пр.

10 этажей (№ 8). 1957 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – детский сад № 26, продукты, обувь и пр. 

Несколько квартир у арки дома имеют собственный отдельный вход, с ведущей к квартирам узкой лестницей.

10 этажей (№ 9/1). 1958 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – ткани, обувь, сбербанк и пр.

8 этажей (№ 11). 1961 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – южный вестибюль метро «Автозаводская», магазин «Л'Этуаль», оптика и пр.

8 этажей (№ 13/1). 1955 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – аптека, такни и пр.


Идет стр-во жилого квартала «Парк Легенд» (№ 25, стр. 120). Бывший «Новый» кузовной корпус завода им. Лихачёва. Реконструируется с сентября 2014 года. В рамках реконструкции здание бывшего корпуса будет разделено на 6 этажей: на первом этаже разместятся торговые помещения, остальные пять этажей будут реконструированы под многоуровневый паркинг. Жилые апартаменты будут расположены в надстроенных над стилобатной частью корпусах. 




Один из типичных жилых домов на этой улице. 2014 год


На первом этаже этого жилого дома в советское время продавали телевизоры. 2014 год

Зона отдыха:

Скверы у метро "Автозаводская"



Сквер-бульвар (между двумя проезжими частями улицы по всей ее длине; пешеходные дорожки; ограда, скамейки; деревья, кусты и газоны).



2014 год


2014 год
Фото-2020 см.: https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post473958278/

Велодорожек нет, для велодвижения улица неплохо приспособлена только в том случае, если ехать  по скверу между двумя проезжими частями: там достаточно широкие пешеходные дорожки, а народу бывает обычно немного, т. к. это место нераспиаренное, малоизвестное в широких кругах. А вот на проезжую часть и тротуары по сторонам от нее лучше не выезжать - автомобильное движение тут всегда интенсивное.


Для пеших прогулок проезд неудобен (рядом проезжая часть, довольно много народа, узкий тротуар, нет мест отдыха).

Фотосъемка (без интерьеров) разрешена везде.

Кроме ЗИЛа промышленных предприятий на улице нет.

Жилищного строительства на улице не ведется.

Памятная дата:


1 января (1943) — открыта станция метро "Автозаводская".

Фото:



Улица у метро "Автозаводская" (середина улицы). 2014 год


Середина улицы: вид в сторону ее начала; на переднем плане - сквер, проходящий посередине улицы почти на всем ее протяжении. 2014 год


Автор на улице у метро "Автозаводская". 2014 год


Памятник ополченцам Пролетарского района (в то время эту улица проходила по Пролетарскому району), погибшим в Великой Отечественной войне. 2014 год


Небольшой сквер у метро "Автозаводская", рядом с которым в советское время стояли палатки, где продавали семена и чебуреки. Теперь - на этом месте чешский пивной ресторан и универсам "Виктория". 2014 год 

Проезд:

От метро «Автозаводская» пешком и на многочисленных автобусах и троллейбусах.

Видео:




Состояние на: 24.4.2019

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий