понедельник, 18 декабря 2023 г.

Зускин Вениамин

Вениамин (Биньомен) Зускин род. 1899 в г. Поневеже Ковенской губ. (ныне литовский Паневежис) в семье еврейского портного Лейбы. Мальчик учился в хедере, затем в реальное училище, но окончить не успел, поскольку началась ПМВ. 1915 население прифронтовой полосы выселено в разные губернии России. Семья Зускиных оказалась в Пензе, где Вениамин продолжил учебу в реальном училище и, увлекшись театром, стал участвовать в представлениях. Отец не считал это увлечение серьезным, и под его влиянием юноша в 1920 поступил в Горный институт в Екатеринбурге. Там стал членом еврейского драматического кружка и вскоре, увлеченный рассказами о десятках еврейских театральных студий в Москве, подал документы на перевод в Моск. горный институт. 1921 оказался в Москве и узнал, что идет набор в студию еврейского камерного театра, переехавшего из Петербурга в Москву. Придя на просмотр, вспомнил, как в детстве передразнивал деда, и на глазах приемной комиссии в считаные секунды превратился в старого еврейского портного. Этюд этот восхитил экзаменаторов, и он был зачислен в студию, через 3 месяца в труппу театра. Здесь прошла вся его жизнь, встретился с создателем театра реж. Алексеем Грановским (Абрамом Азархом), постановщиком спектаклей, в которых Зускин сыграл первые роли. Но главной стала встреча с ведущим артистом театра Соломоном Михоэлсом. С первого спектакля театра, которым стал «Вечер Шолом-Алейхема», Михоэлс и Зускин выступали дуэтом разных актерских индивидуальностей, дополнявших друг друга. 1922 Зускин сыграл роль Бобэ-Яхнэ (Бабы-Яги) в «Колдунье» А. Гольдфадена. Затем были роли Сендерл-Бабы в пьесе «Путешествие Вениамина III» Менделе Мойхер-Сфорима, свата Соловейчика в пьесе Гоцмаха «200 тысяч», в «Блуждающих звездах» по роману Шолом-Алейхема, свата Бадхена в пьесе Шнеера «Фрейлехс» и др., принесших ему славу. Особое место среди них занимает вошедшая в историю театра роль шута в шекспировском «Короле Лире», где гл. роль исполнял Михоэлс. 1928 ГОСЕТ отправился в гастроли по странам Европы и США. Спектакли имели успех. Грановский, предчувствуя неприятности и надеясь на возможность успешной театральной работы за границей, решил не возвращаться в Советский Союз. После возвращения театра в Москву его возглавил Соломон Михоэлс, приглашавший др. режиссеров, в т. ч. Зускина, поставившего неск. успешных спектаклей. При этом актерский дуэт Михоэлса и Зускина продолжал развиваться, радовать и восхищать зрителей. Абрам Эфрос: «Они воплощали две стороны национального характера: рядом с драматически приподнятыми и философски отстраненными героями Михоэлса шли неунывающие, земные, немного грустные и тоже одержимые мыслью о недостижимом персонажи Зускина». С театральной работой Зускин совмещал работу в кино: снялся в фильмах «Человек из местечка» (1930), «Граница» (1935), «Искатели счастья» (1936), «Непокоренные» (1945). В 1942 был учрежден Еврейский антифашистский комитет, главой которого стал Михоэлс, Зускин вошел в состав президиума, но продолжал оставаться артистом, художником и компенсировал недостаточную общественную активность творческой работой в ташкентской эвакуации, где ГОСЕТ находился с 1941 до 1943, затем в Москве. В конце войны в ознаменовании победы был поставлен последний яркий спектакль театра «Фрейлехс» по мотивам еврейского муз. фольклора. В 1947 Москонцерт организовал поездку группы актеров театра в Вильнюс и Каунас, где артисты показывали отдельные сцены из спектаклей ГОСЕТа. Это были последние гастроли в жизни Венимина Зускина. В 1948 Соломон Михоэлс по приказу Сталина был убит в Минске. Зускин был вынужден возглавить ГОСЕТ, который испытывал давление от властей: было сокращено финансирование, уменьшилась посещаемость, критика ополчилась против театра, в конце концов был прекращен выпуск афиш и объявлений о спектаклях, театр лишился зрителя. В 1948 был расформирован Еврейский антифашистский комитет и начались аресты его членов и сотрудников. Тогда был схвачен Зускин в больнице, где проходил лечение по поводу тяжелого нервного истощения, доставлен на Лубянку. Последовали годы издевательств в застенках МГБ, в результате доведенный до отчаяния артист то давал признательные показания, то отказывался от них. В 1952 состоялся процесс над деятелями ЕАК, в ходе которого практически все подсудимые отказались от данных под пытками показаний. Несмотря на это, 13 из 15 обвиняемых, в т. ч. Зускин, приговорены к расстрелу по обвинению в «измене Родине». Зускину было 53 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий