Георгий Тахтамышев родился в Белгороде в 1874 в семье дорожного мастера. После окончания Белгородской гимназии поступил в институт инженеров путей сообщения императора Александра I в Петербурге. Вскоре начал участвовать в студенческих сходках, за революционную деятельность его исключили из института. Однако администрация ин-та сочувствовала студентам, и через 1, 5 года Георгию дали возможность окончить институт и получить диплом инженера. В 1901 Георгий женился на дочери профессора Новороссийского университета Варваре Кононович. В 1902 его зачислили в Правление Владикавказской железной дороги (Петербург) на должность инженера-конструктора по проектированию моста через Дон в Ростове, вскоре был уволен со службы за солидарность с бастующими рабочими в Ростове и за публичное выражение порицания Правлению. Следующим местом работы Тахтамышева стала ст. Славянск Курско-Харьковско-Севастопольской ж/д, где Георгий занял должность помощника начальника участка службы пути, организовал кружок для рабочих и по вечерам бесплатно читал им лекции по математике, физике, астрономии. Обсуждались на занятиях и политические вопросы. В 1905 Георгий стал одним из фигурантов в деле о подстрекательстве к забастовке в Славянске. Одновременно в Белгороде на него заводят дело за призывы к забастовке в речи, с которой он выступил в железнодорожном депо. Тахтамышева арестовали в 1906, через месяц его отпустили под залог, внесенный тестем. Чтобы избежать ссылки в Сибирь на 3 года, Георгий нелегально перешел границу и эмигрировал в Швейцарию. Ждать возвращения домой пришлось 11 лет, хотя политикой Георгий Степанович больше не занимался. На жизнь зарабатывал частными уроками. В 1907 Варвара приехала с 3 детьми к мужу в Берн. В 1908 из-за болезни матери ей пришлось вернуться в Одессу. Георгий поступил в Политехникум: высшее техническое училище в Цюрихе, сумел менее чем за два года окончить Политехникум и получить диплом инженера. Георгия взяли на должность младшего инженера на частном заводе металлических конструкций в Базеле. Однажды директор завода предложил младшему инженеру подумать, как можно использовать лежавшие без дела двутавры. Через день Георгий Степанович принес готовое решение по их применению для строительства моста, на который был объявлен конкурс. Его проект оказался лучшим и занял первое место. Тахтамышева зачислили на постоянную работу инженером и направили в конструкторское бюро той же фирмы в итальянский город Боллате. За победу на одном из конкурсов Георгия назначили начальником конструкторского бюро. В 1914 он писал жене: «После Рождества мне на конкурсах страшно везло. За последнее время все мои проекты оказываются на конкурсах лучшими; мы получили уже кое-какие работы… Я очень хорошо овладел своей специальностью, чувствую себя очень твердо на ногах». По его проектам были возведены мосты в Риме, Флоренции и др. городах. Вскоре Тахтамышеву предложили переехать в г. Кастелламаре-ди-Стабия под Неаполем и возглавить завод металлоконструкций. Очень скоро завод перестал быть убыточным. Появилась возможность расширения производства, заработки рабочих росли, им стало выгодно хорошо работать. «Синьор Джорджио», как называли директора на заводе, открыл медпункт и столовую для рабочих. Он играл с рабочими в итальянскую игру боччио, бывал у них на крестинах и свадьбах. После Февральском революции в России Георгий бросил все: блестяще складывавшуюся карьеру, спокойную, обеспеченную жизнь в Италии, виллу на берегу Неаполитанского залива. Он был готов служить новой России на любой должности, в любом месте. Его назначили главным инспектором Министерства путей сообщения, зам. министра путей сообщения, потом управляющим МПС (министром). 24 июля 1917 года было сформировано второе коалиционное Временное правительство с участием кадетов; на пост министра путей сообщения был назначен представитель этой партии П. Юренев. Георгий снова стал зам. министра. В 1917 Юренева на посту министра сменил А. Ливеровский, после ареста которого Тахтамышев снова вступил в управление ведомством. В ноябре был создан наркомат путей сообщения РСФСР (НКПС), 9 декабря нарком М. Елизаров уволил ряд руководителей МПС, в т. ч. Тахтамышева. В 1918 Георгий назначен помощником начальника работ по сооружению плотин и каналов Управления ирригационными работами в Туркестане. Этот проект предусматривал стр-во в степи городов, хлопкоочистительных заводов, ГЭС. 2 декабря 1918 самарские чекисты арестовали и поместили в тюрьму весь состав Иртура, ок. 230 чел. После переговоров с Лениным часть арестованных была освобождена. В 1919 в Москву были доставлены 85 членов экспедиции, остававшихся под арестом, среди них был Тахтамышев. Президиум ВЦИК принял постановление о ликвидации дела Иртура «ввиду того, что произведенное следствие не установило никаких контрреволюционных действий». После освобождения Георгий начал работать в НКПС. Он поселился в коммунальной квартире в этом дома. 1919 жене: «сижу на 5-м этаже, и предо мною Кремль, и большие, и маленькие маковки церквей, они все горят; в воздухе, как аромат весенний, льется благовест. Наш, родной, православный, торжественный, спокойный, величественный. Maestoso. А там на католическом западе он allegro, жиденький с перебоем. Как я рад, что я в России. Как ни тяжело, но я у себя дома». Приказом следующего наркома путей сообщения РСФСР Л. Красина в 1919 Тахтамышев был назначен управляющим ЦУТОПом (Центральное управление по снабжению железных дорог топливом и лесными материалами). Одновременно ВСНХ решил утвердить Тахтамышева членом коллегии Главлескома. Для снабжения дровами железных дорог под руководством Георгия была спроектирована и построена сеть узкоколейных топливных веток. Был членом Технической секции Трансплана при НКПС и на него возложено задание по планированию работ речного и морского транспорта, а также вопросы, связанные с постройкой крупных мостов. В письме к матери: «Мальчики все при деле, все занимаются; работа у них идет хорошо. Что нас страшно угнетает, – это теснота. Ведь все грамотные, всем надо место для писания, а они еще иногда раскладывают большие чертежи». Много сил отдал Георгий разработке проекта по соединению Волги с Доном. В 1927 СНК утвердил Комитет по сооружению Волго-Донской водной магистрали во главе с председателем Госплана Г. Кржижановским. Тахтамышева утвердили членом правительственной экспертизы при этом комитете. Но строительство канала затянулось на долгие годы. В 1927–28 Георгий принимал участие в разработке 1-го пятилетнего плана. В 1928 Тахтамышева назначили председателем Технической секции Центрального планового управления НКПС СССР, потом членом тепловозной комиссии НКПС и членом Совета Днепростроя от НКПС. Арестовали в 1929 по одному из многих сфальсифицированных в эти годы дел «О вредительско-шпионской организации в центральном и местном управлениях шоссейно-грунтовых путей сообщения СССР». Он до конца не признавал себя виновным и не давал показаний против других. Следствие длилось почти год. В 1930 Тахтамышева расстреляли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий