вторник, 21 апреля 2020 г.

Чернышевский Николай

Николай Чернышевский (1828-1889) – литературный критик, философ, идеолог, предтеча и теоретический вдохновитель революции 1917 года в России. В Москве Чернышевский постоянно не жил и вообще бывал нечасто. Впервые Чернышевский приехал в Москву в 1846 году, когда ехал в Петербург поступать в университет и поселился в доме № 5 на Малой Бронной улице. В доме № 10 на улице Волхонка критик останавливался в 1847 году. В Москве в 1857 году критик познакомился с Николаем Щепкиным, сыном артиста, который содействовал изданию сочинений многих писателей и мыслителей; часто он бывал в его книжной лавке на улице Большая Лубянка, дом № 11 (не сохранился). В 1861 году Чернышевский приезжал в Москву для переговоров о совместном протесте против тяжелых цензурных условий, встречался с московскими писателями в Кривоникольском переулке (дом № 8). Не раз бывал в Москве Чернышевский (1828-1889). Впервые он посетил Москву в июне 1846 г., когда ехал в Петербург поступать в университет. Эти дни Чернышевский провел в доме № 5 на Малой Бронной улице. В доме № 10 на Волхонке он останавливался в 1847 г. В Москве в 1857 г. критик познакомился с Н. Щепкиным, сыном великого артиста, который оказывал большое содействие при издании сочинений В. Белинского, Н. Некрасова, А. Полежаева. Книжную лавку Щепкина (Б. Лубянка, 11, дом не сохранился) Чернышевский назвал «предприятием в самом деле честным и полезным». В марте 1861 г. Чернышевский приезжал сюда для переговоров о совместном протесте против тяжелых цензурных условий. Он встречался с московскими писателями в доме № 8 в Кривоникольском переулке. В том же году в Москве в первой подпольной русской типографии была отпечатана его прокламация «Барским крестьянам». В доме № 5 по Успенскому переулку под секретным надзором полиции жил с начала 1870-х годов друг критика, участник революционного движения 1860-х годов, врач П. Боков – прототип Лопухова в романе «Что делать?». П. Боков оказывал материальную помощь находившемуся в ссылке Чернышевскому и его семье.
Мировоззрение:
Сын священника и окончил духовную семинарию, но изменил Христу и был проповедником идеи революции с полной верой в себя и при сочувствии народа, чтобы установить новую жизнь без Бога. И будет земной рай (без Бога), а всех недовольных – уничтожат. Разумный эгоизм – делать только то, что мне выгодно (добро, любовь и пр.) – ради земного благополучия и процветания эгоиста.
По своим убеждениям атеист. Главное - это земное и земные ценности, а там - за гробом - ничего нет. И это тем более удивительно, что он вырос в священнической семье и даже был семинаристом. В итоге же стал яростным теоретиком бунтарства против традиционных духовно-нравственных личностных и семейно-государственных устоев. Выступал за революцию против власти, о чем написал в известном произведении «Что делать?» Причем считал, что во имя великой цели можно сделать все, пойти на любые жертвы.
Каждый человек должен поступать лишь исходя из своих личных земных выгод. Но при этом он будет не совсем уж волюнтаристом, а все же разумным эгоистом, учитывающим не только свои «хочу» и животные инстинкты, но и интересы других людей. Но опять же именно по расчету - потому что жизнедеятельность других людей человеку тоже выгодна. На Земле же человеку главное хорошо поесть и получить максимум удовольствий земных, чтобы ему было приятно.
При таком подходе конечно грань и критерии добра и зла размыты и ситуативны. Хорошо то, что выгодно, хотя по сути и объективно оно может быть низко, подло и греховно. Любовь должна быть свободной, брак - формален. Традиционная семья должна уйти в прошлое и уступить место «свободной любви» без обязательств и духовности (божественности).
Революция позволяет человеку самоутвердиться («делай, что хочешь», да еще подчиняй миллионы) и герои революции становились новыми «святыми» (безбожными «святыми»).
В итоге – буйство страстей, своеволие каждого (ибо свобода превращается в хотелки), вражда всех против всех и крах такого Царства Божьего на земле. В безбожном обществе нет никаких преград для своеволия и разных видов зла. Это такое «хрустальное» блаженство, романтизированный публичный дом (зато полная свобода!). Даже семейные отношения становятся только средством добывания довольствий и бытового комфорта и сам Чернышевский поощрял любодеяния как проявление свободы. Но на самом деле революция строит хрустальное блаженство силой – через реки крови несогласных. Так что никакой свободы конечно нет.
(А нравственность – не духовность. Когда рационализм и своеволие заменяют Бога мертвые нравственные нормы не помогут, но затемнят совесть и дадут плацдарм для совершения всякого зла).

Комментариев нет:

Отправить комментарий