четверг, 2 апреля 2020 г.

Лермонтов Михаил

Лермонтов Михаил (1814-1841) – поэт. Родился Лермонтов в доме генерал-майора Ф. Толя, стоявшем на месте нынешнего высотного здания у Красных ворот (доска), который снимала бабушка поэта Е. Арсеньева. Грудным ребенком был увезен в родовое поместье Тарханы в Пензенской губернии. Вновь жил в Москве с 1827; в 1828-30 х учился в московском Благородном университетском пансионе. В 1830-32 х учился в Московском университете, а жил тогда с бабушкой на ул. Малая Молчановка, 2 (ныне здесь дом-музей Лермонтова). Здесь в 1831поэт познакомился с В. Лопухиной, увлекся Н. Ивановой. Из этого дома, оставив университет, Лермонтов уехал в Петербур Впоследствии во время кратковременных приездов в Москву в 1835-38 и 1840 х Лермонтов посещал салон К. Павловой (на Рождественском бул., 14); 9 мая 1840на им.нах Гоголя читал ему в саду дома М. Поина поэму «Мцыри». В 1841Лермонтов последний раз был в Москве проездом из Петербурга на Кавказ, жил в Петровском путевом дворце на квартире Д. Розена - сына героя Отечественной войны 1812.

Мировоззрение:

Постоянно жил во внутренней борьбе, чувствовал в себе противоречия, смятения, конфликт, разлад с окружающим миром и с Богом. Он постоянно чувствовал себя одиноким, абсолютно и безысходно, и от этого постоянно страдал, унывал и чувствовал себя несчастным (признак гордости и неудовлетворенного властолюбия). Он не находит отрады в памяти о прошлом и боится будущего. У него много горечи и безнадежности. При этом в своих мучениях он часто бросает упрек Самому Богу, видя в Нем силу, которая не дает ему (гордецу) осуществить свою волю. Хотя он прекрасно понимал гибельность своеволия и гордыни, но ничего не мог с собой поделать («Да будет воля моя»). Именно его гордыня и отвергла Промысел Божий и саму веру, доведя до безбожия и неприятия воли Бога. Поэтому иногда он пытается соединить свет и адское пламя, что конечно абсурдно. Это все – от гордости, неудовлетворенность которой всегда порождает тоску – и тогда все ценности жизни обесцениваются, да и сама жизнь тоже. Сама жизнь представляется Лермонтову пустой и глупой шуткой Бога, а Бог – источником всего зла в мире. То есть страдания от собственного нереализованного своеволия он перекладывает на внешние обстоятельства и Самого Бога (получается, что не он в своих страданиях виноват, а Бог).
Он постоянно хотел умереть – с юности:

Пора уснуть последним сном,
Довольно в мире пожил я;
Обманут жизнью был во всем,
И ненавидя, и любя.

Причем смерти он не боялся, но ждал ее как перехода в новый мир (видимо, он представлялся ему отрадным).

Духовность Лермонтова темна и лишена блати – его главные чувства – ненависть к жизни, людям и Богу.
Любовь – обманчива и заслуживает только презрения. Он хочет упиться в любви мстительным горделивым презрением – и опять же все от гордости, неразделенной любви, которая хочет только своего.

Для Лермонтова всегда был очень привлекателен образ демона (есть и поэма «Демон»), как символ темных состояний его души. Вот демон его и увлек сильно в свои сети, соблазнил, так что некоторые его стихи стали факт. молитвой бесовской силе.

Хотя надо отметить, что Лермонтов пытался преодолеть в себе безбожие, он часто горячо молился. Но молитва не спасла его, потому что от нее он ждал только восторгов, а понести молитвенного руда не захотел.
Чел. только гадит везде, от людей – одни беды, людям (которых он презирал) Лермонтов противопоставляет красоту и гармонию природы, которую он воспевает в стихах.

Его поэмы – страстные, в них главное – это земные идеалы и ценности, переживания (например, Мцыри превозносится над смиренными монахами и не видит своей греховности, да и вообще отказывается от спасения и считает, что обретет рай в мрачном ущелье, хотя он к нему совсем и не стремится, а стремится к некоей свободе и пр.).

В поэме «Демон» Тамара предавалась греховной страсти, слушалась во всем демона, отступила от Бога, но при этом, сказано, вошла в рай. Потому что спасение определяется не любовью (отношение к Богу), а изначальной, предвечной избранностью души, а делать она может, что уно. Такая душа соткана из лучшего эфира и возносится над другими душами (очевидно, Лермонтов себя причислял именно к таким избранным душам). Факт. это прообраз идеи о сверхчел.е. На практике вывод такой: избранным людям все позволено и их нельзя оценивать по общим критериям, – Бог все равно их оправдает.

В стихе «Тучи» - образ странника, одиноко бредущего по жизни, коррелирует с холодными тучами.

Стих «Нищий»: как нищий обманут и страдает, когда ему вместо хлеба дали камень, так и влюбленный - от отвергнувшей его женщины. Одиночество, отверженность, живая мука.
Стих «Из-под таинственной холодной полумаски...» - на маскараде мужик встретил девушку, но лицо ее было закрыто маской. Однако это не помешало ему нафантазировать себе ее образ, который был ему по душе. И он влюбился в придуманный образ - и это вывело его из состояния одиночества и он поверил, что встретит родственную ему душу.

Стих «Парус» - одиночество человв. в мире с его постоянными поисками смысла жизни, неуспокоенностью, тревогами, противостоянием злому миру. Спасение от одиночества - не в туманной далекой стране, а в борьбе со стихиями в море мира, ведь от себя никуда не убежишь. Но страсти никуда не денутся - и борьба будет постоянной.

Стих «Бородино» - противопоставление подвигов, геройства и славы воинов бездейственности и апатии нынешнего поколения.

Стих «Когда волнуется желтеющая нива...» - от созерцания природы и душевного покоя у человв. возникает чувство причастности к Богу, который есть и в красоте мира и в душе. И тогда тревога сменяется ощущением гармонии и счастья.

Стих «Дума» - после поражения декабристов и реакции со стороны властей - у нового поколения возникла апатия и малодушие перед опасностью, рабство перед властью. Но равнодушие к жизни - духовная смерть для человв.. 

Стих «Три пальмы» - пальмам было скучно от одиночества и они роптали. Тогда к ним пришел караван с людьми, чтобы укрыться от зноя. Пальмам на время стало легче, они удовлетворились, а потом их обкарнали, спилили и сожгли. Так пальмы погибли от гордости, потому что не распознали замысла и Промысла Бога над ними.

Стих «И скучно и грустно» - разочарование человв. в скорбной жизни. Ничто его не радует и не дает удовлетворения. Все напрасно - одна скука и пустота.

Стих «Пророк» - поэт обречен на одиночество. Хотя он несет людям истину, но остается не понят ими. Его выгонят с позором в пустыню, но он остается верен своим убеждениям, истине, Богу.

Стих «Как часто пестрою толпою окружен...» - светское общество лицемерно и бездушно. А герой-одиночка бунтует против общества, действительности и бежит от них в мир мечтаний.

У Печорина в «Герое нашего времени» гордыня и комплекс неполноценности неразлучны. Они борются между собой в душе и мучают его, постоянно требуя себе в качестве пищи борьбу с кем-то, противоречие кому-то, власть над кем-то. Печорин всегда действует только для удовлетворения гордыни и корыстных интересов. Он - герой нашего времени, потому что он показывает его суть – причем делает это явно, неприкрыто («Да, я такой вот гордый!»). Это – душевный (а не духовный) герой. Он не сознает своей греховности и не ищет Бога (а ведь губит-то человв. как раз нераскаянное и ожесточенное сердце) – более того, он открыто и нагло грешит, да и не считает, что это плохо (ему вообще неведомо понятие греха!). Печорин живет страстями, удовольствиями, – собой. Только удовлетворить своей гордыни он хотел, только своего – никакой жертвенности! Он хотел счастья, но мирского, которое есть «насыщенная гордость». Но в итоге дошел до преступления и отчаяния. Отверг Бога – получил пустоту отчаяния и внутреннего страдания, которое еще более умножает зло («зло всегда умножает зло»). Тогда Печорин стал фаталистом – решил, что все его поступки предопределен слепой судьбой, некой волей свыше и решил, что он не виноват вообще ни в чем, произошедшим с ним (ведь получается, что воля человв. вообще бессильна сама по себе – только творит воля некого рока). Но только тоску и отчаяние это не заглушило. Да еще он приносил страдание всем, кто с ним сталкивался по жизни, потому что нес только мятежность, страстность и противопоставление себя всем - гордыню.
«Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных... нет! у нее есть своя душа, своя жизнь... каждый ее камень хранит надпись, начертанную временем... богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для ученого, патриота и поэта!..» - писал Лермонтов. Он любил Москву «как сын, как русский - сильно, пламенно и нежно!».

В ночь со 2 на 3 сентября 1814 в каменном двухэт. доме на Красноворотской площади (Красные Ворота), родился будущий поэт. Теперь на месте этого дома - высотное здание. Осенью 1827 Лермонтов с бабушкой Е. Арсеньевой приехал в Москву из Тархан. Зиму они провели у своих родственников Мещериновых, живших в Большом Сергиевском переулке (дом неизвестен). В 1828Лермонтов поступил в университетский пансион. Весной этого жеАрсеньева с внуком поселилась на Поварской дом № 24, (не сохранился), откуда в следующемпереехала в соседний дом (№ 26, не сохранился). Почти напротив (дом № 11, не сохранился) жила вдова брата Арсеньевой, Е. А. Столыпина, владелица Середникова, где юный Лермонтов проводил лето. Москвичи называют Поварскую и Большую и Малую Молчановки «лермонтовским районом». С весны 1830поэт жил в доме № 2 на Малой Молчановке. Здесь прошли его студенческие ы. Друзьями Лермонтова были А. А. Лопухин, Н. И. Поливанов, А. Д. Закревский - автор нашумевшего памфлета о Царе-Горохе. Закревский был близок с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. Одно из собраний друзей описано Лермонтовым в драме «Странный чел.». В скромном особняке на Малой Молчановке поэт написал свыше ста стихотворений, работал над «Демоном» и юношескими драмами. Лопухиным принадлежал дом № 11 (внешний вид изменен) по Большой Молчановке. С этой семьей поэт был очень дружен и однажды на стене одной из комнат их дома нарисовал портрет своего легендарного шотландского предка Лермы. Глубокое чувство к В. Лопухиной прошло через всю жизнь Лермонтова. Он писал:
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою;
Хоть пути не кончить им вдвоем!

Отношения Лермонтова с В. Лопухиной отразились в его произведениях «Княгиня Литовская», «Княжна Мери», «Герой нашего времени». Ее образ всегда напоминал поэту о родном городе. В письме к ее сестре он писал: «...Москва моя родина, и такою будет для меня всегда: там я родился, там много страдал, и там же был слишком счастлив!».

На Большой Молчановке, в доме № 8 (облик изменен), жил друг поэта Н. И. Поливанов, впоследствии учившийся вместе с ним в военной школе. Под прозвищем «Лафа» он выведен Лермонтовым в «Гошпитале» и «Уланше». 23 марта 1831поэт написал у Н. И. Поливанова стихотворение:
Послушай! вспомни обо мне,
Когда законом осужденный
В чужой я буду стороне -
Изгнанник мрачный и презренный.

16 марта 1831 в университете произошла так называемая «маловская история». Бездарный профессор-реакционер М. Я. Малов был изгнан студентами из аудитории. Лермонтов, принимавший участие в этой демонстрации, ожидал жестоких репрессий. В августе 1832он покинул Москву. Впоследствии Лермонтов часто бывал в ней. В мае 1840, по дороге из Петербурга на Кавказ во вторую ссылку, поэт встретился в Москве с Н. В. Гоголем. 9 мая в саду дома М. П. Поина (Поинская ул., 10-12) на им.нах Н. В. Гоголя поэт читал «Мцыри», «и читал, говорят, прекрасно», - сообщает С. Т. Аксаков. На следующий вечер Лермонтов и Гоголь встретились в салоне Д. Н. Свербеева (Страстной бульв., 6, дом надстроен). А. И. Тургенев записывает в дневнике, что они беседовали до 2 часов ночи. В этот же приезд Лермонтов несколько раз посетил А. И. Тургенева (Б. Власьевский пер., 11), бывал в салоне К. К. и Н. Ф. Павловых (Рождественский бульв., 14, дом перестроен), который являлся одним из центров литературной жизни Москвы 1840-х. «Все вопросы, и философские, и исторические, и политические, все, что занимало высшие современные умы, обсуждалось на этих собраниях», - вспоминает современник. Перед отъездом в ссылку на Кавказ Лермонтов в доме Павловых простился с московскими писателями. «Он уехал грустный. Ночь была сырая. Мы простились на крыльце», - рассказывает Ю. Ф. Самарин. Последний раз Лермонтов приехал в Москву 17 апреля 1841, за три месяца до смерти. Остановился он у Розенов, с которыми был связан по службе на Кавказе (Петербургское шоссе, ныне Ленинградский проспект, 54). Оставляя Москву, Лермонтов с грустью признавался: «Ах, если б мне позволено было оставить службу, с каким бы удовольствием поселился бы я здесь навсегда». Но мечте поэта не суждено было сбыться.
Имя поэта в Москве присвоено площади (Лермонтовская, часть площади Красные ворота, где есть и памятник Лермонтову), ул. в Черкизове, библиотеке № 102 на Краснопрудной ул.

Комментариев нет:

Отправить комментарий