воскресенье, 19 апреля 2020 г.

Горький Максим

Горький Максим (псевдоним; настоящее имя и фамилия Алексей Пешков) (1868, Нижний Новгород –1936, Горки, под Москвой) – основоположник литературы социалистического реализма, родоначальник советской литературы. Отец Г. – столяр-краснодеревец М. С. Пешков, мать – В. В. Каширина, дочь владельца красильни. Рано потеряв отца, Г. подростком начал тяжелую жизнь «в людях». Работал грузчиком, пекарем. Занимался самообразованием. Участвовал в нелегальных народнических кружках, вел пропаганду среди рабочих и крестьян. После ареста в 1889 находился под надзором полиции. В 1888–89 и 1891–92 странствовал по России. 12 сентября 1892 опубликовал первый рассказ – «Макар Чудра». Войти в литературу Г. помог В. Г. Короленко. В очерках и фельетонах 90-х  Г. бичевал «хозяев жизни», мещан, защищал интересы бедноты, рабочих. Его «Очерки и рассказы» (т. 1–3, 1898–99) вызвали небывалый отклик в России и за рубежом. Выразитель революционного подъема рабочего класса, Г. уже в 90-е  развивал лучшие традиции реализма и романтизма 19 в. В реалистических рассказах о народе («Коновалов», «Челкаш», «Супруги Орловы», «Кирилка» и др.) Г. изображал ростки нового социально-политического сознания, мечты о справедливости и – незрелость протеста, бунтарство одиночек. Легендарно-аллегорические, романтические образы молодого Г. («Старуха Изергиль», 1895; «Песня о Соколе», 1899; «Песня о Буревестнике», 1901) с их пафосом «безумства храбрых» звали к революционному подвигу. Идейно-общественные искания привели Г. в конце 19 – начале 20 вв. к марксизму. Он солидаризируется с направлением ленинской «Искры», участвует в революционном движении. В прокламации (1901) о разгоне студенческой демонстрации Г. призывал к свержению царизма. По делу о подпольной типографии он был выслан в 1901 в Арзамас. В. И. Ленин в «Искре» протестовал против преследований «европейски знаменитого писателя». На рубеже 19–20 вв. в романах и пьесах Г. начинается формирование социалистического реализма. В романе «Фома Гордеев» (1899) Г. дал типичные характеры русской буржуазии, ее идеологов (Яков Маякин) и отщепенцев (Фома), а из народной массы впервые выделил пролетариат. В романе «Трое» (1900) трагической участи бедняка Лунева, ставшего собственником, противопоставлен путь рабочего Грачева, нашедшего правду в социалистическом кружке. В 1899–1900 Г. знакомится с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым, высоко ценившими его талант, сближается с Московским Художественным театром, поставившим его пьесы «Мещане» и «На дне». Вокруг издательства «Знание» Г. объединил демократических писателей-реалистов (А. Серафимович, А. Куприн, С. Скиталец, И. Бунин, В. Вересаев и др.). В годы революционного подъема пост. пьес Г. стали общественным событием, вызывали демонстрации против царизма. В «Мещанах» (1901) русский рабочий впервые предстал как новый герой истории. В пьесе «На дне» (1902), рисуя страдания отверженных, сброшенных капитализмом на «дно» жизни людей, Г. показал вред христианского гуманизма, утешающей лжи. В монологе Сатина («На дне») и в философско-лирической поэме «Человек» (1903) Г. воспел величие человека, его творческий разум. В пьесах «Дачники» (1904), «Дети солнца» и «Варвары» (обе – 1905) он осуждает омещанившуюся либо замкнувшуюся в сфере «чистой» науки интеллигенцию и призывает мастеров культуры творить для народа. Г. принял участие в революционных событиях 1905. За прокламацию 9 января 1905 с призывом свергнуть самодержавие был заключен в Петропавловскую крепость (освобожден под давлением мировой общественности). Летом 1905 вступил в партию большевиков. Участвовал в организации первой большевистской легальной газеты «Новая жизнь», руководимой В. И. Лениным; 27 ноября 1905 в Петербурге впервые встретились Г. и Ленин. В дни Декабрьского вооруженного восстания 1905 в Москве Г. снабжал рабочие дружины оружием и деньгами. В начале 1906 по поручению партии Г. нелегально выехал в Америку, где, несмотря на травлю, агитировал в поддержку рус. революции. Очерки и памфлеты Г. «В Америке» и «Мои интервью» (оба – 1906) разоблачали фальшь буржуазной демократии. В годы Революции 1905–07 Г. создал выдающиеся произведения социалистического реализма. В пьесе «Враги» (1906) он показал, как забастовочное движение пролетариата поднимается до политической борьбы, как растет в массах влияние большевиков. В романе «Мать» (1906) Г. впервые в литературе изобразил борьбу революционного пролетариата под руководством партии за социализм и рождение в этой борьбе нового человека. В 1907 присутствовал в Лондоне на 5-м съезде партии. Прочитав «Мать» в рукописи, Ленин в беседе с Г. отметил своевременность романа. Переведенная на многие языки, «Мать» стала настольной книгой миллионов. В 1906–13 Г. жил в Италии, на о. Капри. В годы реакции он сблизился с группой «Вперед» Ошибочное увлечение Г. «богостроительством» сказалось в повести «Исповедь» (1908). Ленин в письмах к Г. подверг резкой критике «богостроительство», помог писателю укрепиться на марксистских позициях. Обличение самодержавно-полицейского порядка и показ разложения буржуазно-мещанского мира («Последние», 1908; «Васса Железнова», 1-я ред., 1910; «Городок Окуров», 1909) сочетались у Г. с утверждением революционных идей, проникающих в крестьянскую и мещанскую среду («Лето», 1909; «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910–11). Ленин высоко оценил «Сказки об Италии» (1911–13), в которых Г. показал социалистические настроения итальянского пролетариата и восславил трудового человека. Верой в будущее придавленной народной массы пронизаны рассказы сборника «По Руси» (1912–16). В сатирических «Русских сказках» (1912 и 1917) Г. осмеивал черносотенство, шовинизм, «кладбищенскую литературу» декадентов. Лучшее в творчестве Г. 1910-х  – автобиографические повести «Детство» и «В людях» (опубликованы в 1913–16). В них с большой художественной силой запечатлен путь человека из низов к высотам культуры, творчества, к борьбе за свободу. В 1913 Г. вернулся в Россию. Сотрудничал в большевистских газетах «Звезда» и «Правда», в журнале «Просвещение». Г. осудил начавшуюся в 1914 мировую войну. В 1915 основал антивоенный журнал «Летопись», руководил его литературным отделом. Политическая линия публицистического отдела журнала была противоречивой, на что указывал Ленин. В период подготовки и проведения Октябрьской социалистической революции Г. недооценил организующую силу партии, революционного пролетариата, возможность союза его с крестьянством, опасался напора анархо-индивидуалистической мелкособственнической стихии, что отразилось в публицистическом цикле «Несвоевременные мысли» (опубликован в 1917–18 в полуменьшевистской газете «Новая жизнь», которую Г. редактировал). Эта позиция Г. вызвала решительную критику Ленина, который помогал Г. найти пути преодоления ошибок в самой революционной действительности. Впоследствии Г. не раз признавал правоту Ленина. В 1918–1921 Г. активно участвовал в строительстве социалистической культуры (организация издательства «Всемирная литература» и др.). В годы Гражданской войны и разрухи Г. помогал борьбе с голодом, беспризорностью, заботился об охране художественно-исторических ценностей, о быте ученых. В публицистических статьях 1919–20 призывал передовые силы мира к защите революции. 23 апреля 1920 на чествовании В. И. Ленина в связи с его 50-летием Г. говорил о значении грандиозной работы Ленина для человечества. В июле 1920 Г. присутствовал на 2-м конгрессе Коминтерна. Осенью 1921 из-за обострения туберкулезного процесса Г. по настоянию Ленина уехал лечиться за границу (Германия, Чехословакия); в апреле 1924 поселился в Италии (Сорренто). За рубежом Г. организовал по поручению Ленина международную помощь голодающим Поволжья, выступал в защиту завоеваний Октября. Но некоторые заблуждения Г. (преувеличение опасности крестьянского анархизма, отвлеченный гуманизм) сказались в статьях 1922 («О русском крестьянстве», выступление против приговора по делу эсеров). В 1922 Г. написал повесть «Мои университеты» – 3-ю часть художественной автобиографии. В мемуарном очерке «В. И. Ленин» (1924–31) он с большой художественной силой воссоздал образ «Человека с большой буквы», передал живое обаяние Ленина и демократизм вождя масс, который «прост, как правда». Г. принадлежат также литературные портреты Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, Л. Б. Красина и др. В 1925 Г. опубликовал роман «Дело Артамоновых», в котором история трех поколений буржуазной семьи дана на фоне русской общественной жизни от реформ 1861 до Октября. В 1928 и 1929 Г. приезжал в СССР; о своих поездках по стране написал очерки «По Союзу Советов» (1929). В 1931 возвратился на родину и развернул широкую литературно-общественную деятельность. Особенно значительны его выступления за мир, демократию и социализм, против фашизма и войн. Г. был организатором и председателем Первого всесоюзного съезда советских писателей (1934), энергично содействовал развитию литературы народов СССР. Он создал и редактировал многие журналы и книжные серии («Наши достижения», «СССР на стройке», «За рубежом», «История гражданской войны», «История фабрик и заводов», «Жизнь замечательных людей», «Библ. поэта» и др.). 1930-е  – время нового расцвета драматургии Г. Пьесы «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), «Васса Железнова» (1935, 2-я ред.) утверждали неизбежность гибели капитализма и победы социалистической революции. Крупным достижением социалистического реализма стало итоговое произведение Г. – монументальный роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (1925–36; 4-я часть не была завершена). В этой «движущейся панораме десятилетий» (Луначарский А. В.) отразились исторические события сорока предоктябрьских лет русской жизни, острая идейно-общественная борьба эпохи. Главная тема романа – разоблачение «самгинщины», буржуазного индивидуализма. В «самгинщине» типизировано поведение той части буржуазной интеллигенции, которая на подъемах революции «примыкала» к ней, а по существу предавала ее. Большевик Степан Кутузов и др. революционеры в ходе идейной борьбы побеждают Самгина и ему подобных. Роман глубоко раскрывает противоречия действительности, показанной в ее революционном развитии. Великий художник слова, Г. был и выдающимся литературным критиком, публицистом. Мысли Г. о роли труда, о значении фольклора для национальной культуры, о народности как источнике силы русской литературы, об активном гуманизме советской литературы вливались в русло исканий советской эстетики 1920 – начале 1930-х , завершившихся созданием теоретических основ социалистического реализма. Г. определял его как «реализм людей, которые перестраивают мир», и считал главным его признаком способность отражать действительность в революционной перспективе, смотреть на прошлое «с высоты целей будущего» (статьи 1933 «О кочке и точке», «О социалистическом реализме»). Г. неустанно защищал права романтического начала в советском искусстве. Главной задачей советских писателей он считал воспитание нового, социалистического человека. Величие и мировое значение творчества Г. в том, что он выразил идеи и стремления русского революционного пролетариата, способствовал созданию социалистического общества и новой советской культуры. Творчество Г. оказывает большое влияние на советскую многонациональную и мировую литературу. Р. Роллан, А. Франс, Б. Шоу, Дж. Лондон, Лу Синь и др. прогрессивные писатели высоко оценили вклад Г. в искусство нового мира. Основополагающими являются высказывания В. Ленина о Г. как пролетарском писателе, который «крепко связал себя с рабочим движением России и всего мира». Начало изучению творчества Г. положили работы 20–30-х  (Луначарский, С. Балухатый, И. Груздев, В. Десницкий, Н. Пиксанов и др.). В послевоенные годы горьковедение выделилось в специальную отрасль истории советской литературы.
Впервые приехал в Москву весной 1889, чтобы увидеть Л.Н. Толстого, но их встреча состоялась только в январе 1900 в доме последнего в Долгохамовническом переулке (ныне улица Льва Толстого, 21). Приехав в Москву в 1901, Горький остановился у книгоиздателя С.А. Скирмунта (Гранатный переулок, 20), где бывали С.Т. Скиталец, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, Ф.И. Шаляпин, Вл.И. Немирович-Данченко, Л.А. Сулержицкий. Посещал телешовские «Среды», спектакли МХТ в «Эрмитаже» (Каретный ряд, 3), где в 1901 была впервые поставлена его пьеса «Мещане», которой театр открыл сезон 1902 в новом здании (Камергерский переулок, 3), где в том же году была поставлена и пьеса Горького «На дне». Прототипом ряда персонажей произведений Горького был известный московский фабрикант С.Т. Морозов, у которого Горький бывал в его особняке на Спиридоновке, 27. Революционные события 1905 оживают в главах романа-эпопеи Горького (жившего в то время в гостинице «Петергоф» на Воздвиженке, 4/7) «Жизнь Клима Самгина»: ул. Никитская, Тверская, Театральная площадь, Охотный ряд предстают как арена студенческих демонстраций, борьбы противоборствующих социальных сил. В 1915–29, приезжая в Москву, останавливался у своей первой жены Е.П. Пешковой в Машковом переулке, 1а (мемориальная доска), где в его кабинете обсуждались дела Комиссии по улучшению быта ученых, издательства «Всемирная литература»; бывали многие видные деятели культуры и политики. Часто бывал в кремлевском кабинете В.И. Ленина. В 1921 писатель уехал на лечение в Италию. По возвращении Горького в Москву 31 мая 1928 в Большом театре состоялось торжественное заседание в его честь. Писатель активно участвовал в жизни литературной Москвы, был первым редактором литературно-художественного отдела первого советского «толстого» журнала «Красная новь» (Кривоколенный переулок, 14). В 1931–36 жил в д. 6/2 по Малой Никитской улице (с 1965 мемориальный Музей-квартира писателя; две мемориальных доски). Здесь бывали Р. Роллан, Б. Шоу, А.Н. Толстой, М.А. Шолохов, П.Д. Корин, В.И. Мухина, Л.А. Орбели, Н.Н. Бурденко. Во дворе соседнего дома (Спиридоновка, 4) размещались журналы «Наши достижения», «СССР на стройке», «За рубежом», редактируемые Горьким. 
В Москве:
Впервые Горький приехал в Москву в возрасте 21 года, чтобы встретиться со Львом Толстым. До 1905 года он приезжал в Москву кратковременно, чаще на несколько дней. Известно, что один из адресов его проживания была улица Воздвиженка (дом № 4/7). В 1921 году Максим покинул Москву, но правительство в 1931 году уговорило его вернуться, предоставив для жительства отреставрированную усадьбу на Малой Никитской улице (№ 6/2).
Именем Горького названа крупная московская киностудия и самый большой московский парк. Долгое время его именем также была названа и самая главная улица страны (Тверская).
Мировоззрение:
Максим Горький - атеист, марксист и гуманист (человек – центре мира и всего и ценен сам по себе без Бога, он – сам бог и в то же время абстрактная фигура, а не личность; Горький любил абстрактное человечество, а конкретных людей нет). Жизнь мрачная и мерзкая, полна горестей. Надо сделать ее лучше через революции (по гордости), несмотря ни на что, ни на какую цену и с расправой над теми, кто против новой жизни. Но без Бога. Жизнь Будды, Христа и Магомета – художественно-фантастические романы. Если Бог и есть, то он злой (это от злобы самого Горького) и равнодушный к бедам людей, хотя Сам виновен за все зло в мире. Смысл жизни в творчестве и приобретении знаний («Меня пленил и вел за собой фанатик знаний – сатана»). Религия Горького – преклонение перед творческой силой человеческого разума и вера только в разум. А православная религия – одна из причин зла. Всех духовных лиц и Ц. Горький везде порочит, иронизирует и клевещет на них. Главная свобода и ценность – свобода рационалистической мысли. На деле свобода мысли неизбежно ведет и к свободе действий, т. е. ко вседозволенности со всеми вытекающими отсюда пороками. Горький отвергал смирение и борьбу с грехами, а это неизбежный путь к человекобожию. Жизнь – неизбежная социальная вражда: господ с рабами и рабов с господами. При этом любовь к ближним у Горького была ложной – он просто не хотел видеть страданий ближних, чтобы ему самому было хорошо (т. е. для себя). История движется от ада на земле до рая на земле с «обновленным» своим выдуманным Богом во главе (некое торжество вседовольных свободных людей-людоедов, которые убили себе подобных, не согласных с революционными идеями), которым они сами будут управлять и от которых он будет зависеть, через пролетарскую революцию (пролетариат – суррогат мессианского народа; вместо христианской соборности – классовая социалистическая партийность). Бог церковного учения – плохой и обманщик, а новый, стоящий во главе революционной борьбы, покровитель бедных – хороший и справедливый. Потом Горький от идеи богостроительства отказался. Бессмертие человека – в его делах и людской памяти. Не смог Горький Бога ни найти, ни построить. Он сам не видел выхода в бессмысленности и пустоте жизни и метался: он видел зло в мире, но не знал, как его побороть, потому что в Бога не верил (без Бога ничего хорошего не получается, а Бога Горький не принимал). Он лишь показал, что жизнь человека в безбожном пространстве бессмысленна.
Память:
В Москве установлены памятники Горькому: на площади Тверская застава (1951, скульпторы Мухина, И.Д. Шадр и др.), на Поварской улице, 25а (в сквере перед зданием Института мировой литературы имени А.М. Горького (ИМЛИ); скульптор Мухина, 1956). Именем Горького в Москве с 1930-х до начала 1990-х  назывались ул. (Тверская и 1-я Тверская-Ямская), переулок (Хитровский), набережные (Космодамианская, Комиссариатская и Краснохолмская). Имя Горького носят Институт мировой литературы, Литературный институт, ЦПКиО, МХАТ на Тверском бульваре, Центральная киностудия детских и юношеских фильмов, несколько библиотек и др. С 1937 работает Литературный музей М. Горького (Поварская, 25а; в его фондах – библ., личные вещи, рукописи Горького, первые публикации его произведений).

Комментариев нет:

Отправить комментарий