пятница, 17 апреля 2020 г.

Верейский Арест

Арест Верейский (1915-1993). Образ Теркина родился в результате творческого содружества художника и писателя. Они познакомились на фронте в 1942 году, их объединила дружба и редкое взаимопонимание – А. Твардовский писал главы «Книги про бойца»; О.Верейский, художник газеты «Красноармейская правда», создавал графическую хронику фронтовых будней. Верейский не придумал и не «сложил» Теркина – скорее увидел и узнал в конкретном человеке – поэте Василии Глотове: в той лишь мере, в какой «натура» определяет «образ». Образ Теркина стал индивидуально портретным; его конкретная собирательность заключает в себе то общее, что открылось в нашем народе в суровые годы войны. Личное отношение художника к своему герою определило жизненность его облика – органическое единство индивидуального и собирательного. Книга «Василий Теркин» вышла в 1946 году с иллюстрациями Верейского. Впоследствии художник много раз возвращался к этой теме. Привнося что-то новое, он не менял образ героя – так «изобразительная жизнь» Теркина обрастала новыми подробностями и деталями. Образность и графическую стилистику «Василия Теркина» определило само время. Качество, которое особо выделяет графику ВОВ, – хроникальность. Это правда карандашного рисунка с натуры – особая достоверность увиденного, доступная лишь непосредственному участнику. К поэзии А.Твардовского художник обращается затем постоянно. Фронтовые наблюдения помогли «прочитать» «Военную хронику» и «Дом у дороги», а многочисленные поездки по стране – «Страну Муравию» и «За далью – даль». Художник начал учиться у своего отца, классика русской советской графики Г.С.Верейского (1886-1962). В 1936-38 годах он вольнослушатель Института живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде (мастерская А.Осмеркина), одновременно занимался у Н.Тырсы. В книжной графике начал работать в конце 1930-х годов (Ю.Герман. «Железный Феликс», 1938). В 1939-40 годах – сотрудник газеты «Боевой карандаш», после войны (1946-56) работал в «Огоньке». В эти годы появляются наиболее значительные работы Верейского-иллюстратора – «Разгром» А.Фадеева (1948, тушь), «Тихий Дон» М. Шолохова (1951 – 52, черная акварель). Классикой стал обширный, более 50 листов, цикл иллюстраций к «Тихому Дону». Им свойственны подчеркнутый станковизм, «картинная» законченность, соответствующая сочности языка, обстоятельности шолоховского повествования. М.Шолохов, как А.Твардовский и Л.Толстой, – самый иллюстрируемый Верейским автор («Судьба человека», 1958, черная акварель; «Поднятая целина», 1965, тушь). Образность «Поднятой целины» по сравнению с «Тихим Доном» уже иная – графически емкая, основанная на контурной линии и точечном пятне. Художник не стремится к подробному рассказу, ограничиваясь выразительной характерностью крупноплановых портретов, общим указанием на сюжетное событие. Своей новизной привлекают листы к повести С.Антонова «Аленка» (1965, цв. карандаш, тушь). Необычная пространственность, композиционные срезы и ракурсы вызывают ассоциации с кинематографической стилистикой «движущейся камеры» С. Урусевского. График разрабатывает драматургию цвета: события настоящего изображены в цвете, а воспоминания – белым рисунком по черному фону. Крупнейшая работа 1970-х годов – иллюстрации к «Анне Карениной». Концепция графического оформления романа заключается в изображении конкретной эпохи – так читает художник замысел Толстого. Обращает на себя внимание композиционная свобода – «случайные», неожиданные точки зрения и ракурсы, калейдоскоп планов, статика и динамика изображений. Графическое решение – то тональное, то экспрессивно контрастное; художник использует цветную акварель и тушь. Герои Толстого, подобно шолоховским героям, воссозданы Верейским в исторической среде, но переданной более живо и непосредственно, чем в иллюстрациях к «Тихому Дону». Листы к романам Э.Хемингуэя «Прощай, оружие!», «Пятая колонна», «По ком звонит колокол» и повести «Старик и море» обладают иным образным строем – конкретность изображения сочетается со склонностью к метафоре. За иллюстрации к «Анне Карениной» и романам Э.Хемингуэя Верейский удостоен наград на выставках в Лейпциге (1977) и Братиславе (1981). Многообразие интересов характеризует творческий диапазон Верейского. Помимо книжной иллюстрации, он успешно работает в станковой графике. Значительны циклы, созданные им по материалам поездок по стране («Подмосковье», «Пушкинские места», «Ангара», «Енисей») и за рубежом. Путевые заметки и наброски трансформируются в законченные акварели, рисунки, эстампы, книги. Художником создано несколько книг-дневников – «Древнее и молодое» (Сирия, Ливан, Египет), «Исландия», «В Америке». В своих работах он пытается уловить колорит страны, что впоследствии помогает в работе над книгой. Интерес художника к Исландии, где он бывал несколько раз, дал ему богатый материал для иллюстрирования произведений Х.Лакснесса («Самостоятельные люди», 1976).

Комментариев нет:

Отправить комментарий