Третьяков Павел
(1832, Москва – 1898, там же), предприниматель, меценат, коллекционер, благотворитель. Брат С.М. Третьякова. Потомственный почетный гражданин (1856), коммерции советник (1880), почетный гражданин г. Москвы (1897). Член московского отделения Совета торговли и мануфактур (1868–89), выборный Московского биржевого общества (с 1870). Действительный член петербургской Академии художеств (1893). Член Русского музыкального общества (1860–98), член совета Московского художественного общества (1872–94).
Из купеческой семьи Третьяковых, выходцев из г. Малоярославца. Известны его прадед Елисей Мартынович (в 1774 поселился в Москве), дед Захар Елисеевич, московский купец 3-й гильдии (в 1828 устроил в Москве заведение по окраске и крахмалению холста и парусины) и отец Михаил Захарович (1801–50), московский купец 2-й гильдии (вел торговлю полотном из собственных лавок, в 1846 купил и в 1847 перестроил «торговые, всенародные, дворянские и семейные мужские и женские бани» в Якиманской части Москвы). Третьяков получил домашнее образование. В первой пол. 1850-х унаследовал дело отца, развивал операции по закупке льна, его переработке и продаже текстильных изделий. В 1860 вместе с братом С. Третьяковым и зятем В. Коншиным учредил торговый дом «П. и С. бр. Третьяковы и В.Д. Коншин» для торговли изделиями из льна, хлопка и шерсти, в 1866 – Товарищество Новой Костромской льняной мануфактуры. Совместно с другими московскими предпринимателями выступил учредителем Московского купеческого банка (1866; был одним из его руководителей), Московского торгово-промышленного товарищества (1874; правление на улице Ильинке в здании Московского торгового банка), некоторых других крупных фирм. Составил крупное состояние (4,4 млн. рублей), заключавшееся в недвижимости (5 домов в Москве), ценных бумагах, деньгах и векселях. Третьяков начал собирать художественную коллекцию в 1854, купив 10 полотен старых голландских мастеров на «развалах» у Сухаревой башни. Поставил перед собой цель создать национальную художественную галерею. В собрание Третьяков включал наиболее ценные и примечательные произведения, в первую очередь своих современников, с 1870-х – главным образом членов Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретения делал на выставках и непосредственно в мастерских художников, иногда покупал целые собрания: в 1874 приобрел туркестанскую серию В.В. Верещагина (13 картин, 133 рисунка и 81 этюд), в 1880 – его же индийскую серию (78 этюдов). В собрание Третьякова входило свыше 80 этюдов А.А. Иванова. В 1885 Третьяков купил 102 этюда В.Д. Поленова, выполненных художником во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. У В. Васнецова приобрел собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями в киевском Владимирском соборе. Наиболее полно у Третьякова были представлены В. Перов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, И. Левитан, В. Серов. Стремясь показать становление и развитие отечественной художественной школы, Третьяков стал приобретать картины мастеров 18 – первой половины XIX вв. и памятники древнерусской живописи. Он задумал также создание «Русского пантеона» – портретной галереи знаменитых соотечественников. Специально для нее заказал портреты деятелей отечественной культуры ведущим мастерам этого жанра – Н.Н. Ге, Крамскому, Н.В. Невреву, Перову, Репину. На рубеже 1870–80-х Третьяков стал коллекционировать и рисунки (471 к 1893), с 1890-х формировал собрание икон. В общей сложности Третьяков приобрел 62 иконы. При его жизни в экспозицию они не включались, а находились в кабинете владельца. Собирал Третьяков и скульптуру, однако эта часть коллекции была небольшой (9 скульптур к 1893). В 1870–80-х арх. А. Каминский несколько раз перестраивал дом братьев Третьяковых в Лаврушинском пер. (д. 10; куплен ими в 1851), приспосабливая его для размещения коллекций. Фасад галереи в неорусском стиле был построен уже после смерти Третьякова, в 1900–05 (по эскизу В. Васнецова). С 1881 его галерея стала общедоступной (к 1885 в ней побывало около 30 тыс. человек). В 1892 Третьяков унаследовал собрание западноевропейской живописи своего брата и разместил его в двух залах западной школы. По значимости собрания галерея Третьякова находилась в одном ряду с крупнейшими музеями России того времени, стала одной из достопримечательностей Москвы. В августе 1892 Третьяков передал свое собрание и особняк в дар Москве. К тому времени в коллекции насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков западноевропейской школы, 15 скульптур и коллекции икон. 15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых» (ныне Третьяковская галерея). В 1890-х ее посещали до 150 тыс. человек ежегодно. Третьяков продолжал пополнять собрание, например, в 1894 передал галерее 30 картин, 12 рисунков и мраморную статую «Христианская мученица» работы М.М. Антокольского. Занимался изучением коллекции, с 1893 издавал ее каталог (с 1896 – под названием «Каталог художественных произведений Городской галереи П. и С. Третьяковых»). Третьяков был известен также как щедрый благотворитель и общественный деятель. В 1860 построил и затем содержал Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых на Донской улице. Оказывал материальную помощь отдельным художникам и Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, с 1869 состоял членом совета Московского попечительства о бедных. Был также членом советов Московского коммерческого училища и Александровского коммерческого училища. Половину своих средств завещал на благотворительные цели: на устройство приюта для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников (построен в 1909–12 архитектором Н.С. Курдюковым, Лаврушинский переулок, 3), для раздачи рабочим и служащим своих предприятий, а также на финансирование галереи.
(1832, Москва – 1898, там же), предприниматель, меценат, коллекционер, благотворитель. Брат С.М. Третьякова. Потомственный почетный гражданин (1856), коммерции советник (1880), почетный гражданин г. Москвы (1897). Член московского отделения Совета торговли и мануфактур (1868–89), выборный Московского биржевого общества (с 1870). Действительный член петербургской Академии художеств (1893). Член Русского музыкального общества (1860–98), член совета Московского художественного общества (1872–94).
Из купеческой семьи Третьяковых, выходцев из г. Малоярославца. Известны его прадед Елисей Мартынович (в 1774 поселился в Москве), дед Захар Елисеевич, московский купец 3-й гильдии (в 1828 устроил в Москве заведение по окраске и крахмалению холста и парусины) и отец Михаил Захарович (1801–50), московский купец 2-й гильдии (вел торговлю полотном из собственных лавок, в 1846 купил и в 1847 перестроил «торговые, всенародные, дворянские и семейные мужские и женские бани» в Якиманской части Москвы). Третьяков получил домашнее образование. В первой пол. 1850-х унаследовал дело отца, развивал операции по закупке льна, его переработке и продаже текстильных изделий. В 1860 вместе с братом С. Третьяковым и зятем В. Коншиным учредил торговый дом «П. и С. бр. Третьяковы и В.Д. Коншин» для торговли изделиями из льна, хлопка и шерсти, в 1866 – Товарищество Новой Костромской льняной мануфактуры. Совместно с другими московскими предпринимателями выступил учредителем Московского купеческого банка (1866; был одним из его руководителей), Московского торгово-промышленного товарищества (1874; правление на улице Ильинке в здании Московского торгового банка), некоторых других крупных фирм. Составил крупное состояние (4,4 млн. рублей), заключавшееся в недвижимости (5 домов в Москве), ценных бумагах, деньгах и векселях. Третьяков начал собирать художественную коллекцию в 1854, купив 10 полотен старых голландских мастеров на «развалах» у Сухаревой башни. Поставил перед собой цель создать национальную художественную галерею. В собрание Третьяков включал наиболее ценные и примечательные произведения, в первую очередь своих современников, с 1870-х – главным образом членов Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретения делал на выставках и непосредственно в мастерских художников, иногда покупал целые собрания: в 1874 приобрел туркестанскую серию В.В. Верещагина (13 картин, 133 рисунка и 81 этюд), в 1880 – его же индийскую серию (78 этюдов). В собрание Третьякова входило свыше 80 этюдов А.А. Иванова. В 1885 Третьяков купил 102 этюда В.Д. Поленова, выполненных художником во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. У В. Васнецова приобрел собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями в киевском Владимирском соборе. Наиболее полно у Третьякова были представлены В. Перов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, И. Левитан, В. Серов. Стремясь показать становление и развитие отечественной художественной школы, Третьяков стал приобретать картины мастеров 18 – первой половины XIX вв. и памятники древнерусской живописи. Он задумал также создание «Русского пантеона» – портретной галереи знаменитых соотечественников. Специально для нее заказал портреты деятелей отечественной культуры ведущим мастерам этого жанра – Н.Н. Ге, Крамскому, Н.В. Невреву, Перову, Репину. На рубеже 1870–80-х Третьяков стал коллекционировать и рисунки (471 к 1893), с 1890-х формировал собрание икон. В общей сложности Третьяков приобрел 62 иконы. При его жизни в экспозицию они не включались, а находились в кабинете владельца. Собирал Третьяков и скульптуру, однако эта часть коллекции была небольшой (9 скульптур к 1893). В 1870–80-х арх. А. Каминский несколько раз перестраивал дом братьев Третьяковых в Лаврушинском пер. (д. 10; куплен ими в 1851), приспосабливая его для размещения коллекций. Фасад галереи в неорусском стиле был построен уже после смерти Третьякова, в 1900–05 (по эскизу В. Васнецова). С 1881 его галерея стала общедоступной (к 1885 в ней побывало около 30 тыс. человек). В 1892 Третьяков унаследовал собрание западноевропейской живописи своего брата и разместил его в двух залах западной школы. По значимости собрания галерея Третьякова находилась в одном ряду с крупнейшими музеями России того времени, стала одной из достопримечательностей Москвы. В августе 1892 Третьяков передал свое собрание и особняк в дар Москве. К тому времени в коллекции насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков западноевропейской школы, 15 скульптур и коллекции икон. 15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых» (ныне Третьяковская галерея). В 1890-х ее посещали до 150 тыс. человек ежегодно. Третьяков продолжал пополнять собрание, например, в 1894 передал галерее 30 картин, 12 рисунков и мраморную статую «Христианская мученица» работы М.М. Антокольского. Занимался изучением коллекции, с 1893 издавал ее каталог (с 1896 – под названием «Каталог художественных произведений Городской галереи П. и С. Третьяковых»). Третьяков был известен также как щедрый благотворитель и общественный деятель. В 1860 построил и затем содержал Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых на Донской улице. Оказывал материальную помощь отдельным художникам и Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, с 1869 состоял членом совета Московского попечительства о бедных. Был также членом советов Московского коммерческого училища и Александровского коммерческого училища. Половину своих средств завещал на благотворительные цели: на устройство приюта для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников (построен в 1909–12 архитектором Н.С. Курдюковым, Лаврушинский переулок, 3), для раздачи рабочим и служащим своих предприятий, а также на финансирование галереи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий