четверг, 16 апреля 2020 г.

Попов Алексей (актер)

Алексей Попов (1892 – 1961) – актер, театральный режиссер, теоретик театра, педагог. Член КПСС с 1954 года.

Родился в г. Николаевск Саратовской области. Учился в школе живописи в Казани. В 1912 году был принят 1-ю Студию МХТ и до 1918 года в качетсве актера выступал на сценах Московского Художественного театра и 1-й Студии МХТ, играл, в частности Василия в «Мысли» Л. Андреева, Аполлона в «Провинциалке» И. Тургенева, Дантье в «Гибели „Надежды“« Г. Хейерманса. Как режиссер дебютировал в 1916 году в руководимой Евгением Вахтанговым Мансуровской студии постановкой «Незнакомки» А. Блока; но эта работа осталась незавершенной. Первой законченной режиссерской работой стала постановка спектакля «Гибель „Надежды“« в созданной Алексеем Поповым в сентябре 1918 года в Вичуге (Бонячках) рабочей театральной студии. С конца 1918 по 1923 год возаглавлял Театр студийных постановок в Костроме, на сцене которого выступал как актер, поставил ряд спектаклей, в том числе, по режиссерским экспликациям 1-й Студии МХТ, «Потоп» Ю. Х. Бергера и «Сверчок на печи» Ч. Диккенса. В 1923 году Алексей Попов вернулся в Москву и стал режиссером 3-й студии МХАТа, в 1926 году преобразованной в Театр им. Е. Б. Вахтангова. Здесь Попов дебютировал постановкой спектакля «Комедии Мериме»; наиболее значительные работы этого периода – «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной и «Разлом» Б. А. Лавренева. В Театре им. Вахтангова Алексей Попов работал по 1930 год; одновременно в 1928–1929 годах учился в мастерской С. М. Эйзенштейна при ГТК. В 1931 Попов возглавил Театр Революции, которым руководил до 1935 года, осуществил вошедшие в историю советского театра пост. ранних пьес Николая Погодина «Поэма о топоре», «Мой друг» и «После бала», а также «Ромео и Джульетты» с Михаилом Астанговым и Марией Бабановой в главных ролях. В своих постановка Алексей Попов стремился к синтезу творческих принципов К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и Е. Б. Вахтангова; работая в Театре Революции, Попов выдвинул концепцию современного «актера-мыслителя», чье творчество одушевлено «волнением от мысли». В 1935 году Алексей Попов был назначен художественным руководителем в Центральный театр Красной Армии, который возглавлял до 1960 года. Здесь режиссер создал лучшие исторические и историко-революционные спектакли того времени – «Год 19-й» И. Л. Прута, «Падь Серебряная» Н. Погодина, «Флаг адмирала» А. П. Штейна, «Поднятая целина» по М. А. Шолохову и другие, а в годы ВОВ– «Давным-давно» А. К. Гладкова и «Сталинградцы» Ю. П. Чепурина. Не менее успешным были и его обращения к классике, прежде всего «Укрощение строптивой» У. Шекспира и «Ревизор» Н. В. Гоголя. Ужесточение репертуарной политики в послевоенные годы, борьба с «формализмом», которая в театральном процессе приняла характер всеобщей «мхатизации» – при том, что сам МХАТ после смерти Немировича-Данченко переживал далеко не лучшие времена, – отразились на искусстве Алексея Попова, как и всех лучших режиссеров того времени. М. Строева вспоминала, как в конце 50-х годов во время одного из режиссерских диспутов – между старшим и молодым поколениями – в стенах ВТО, обычно немногословный и не склонный к публичным выступлениям Попов, «вдруг вспылив, раздраженно взмахнул длинными своими руками, и, скрестив, ударил себе по плечам: „Что вы хотите от нас?! У нас же крылья давно перебиты!“». Начиная с 1919 года Алексей Попов вел педагогическую работу в театральных студиях и в ГИТИСе; с 1940 года был профессором, с 1957 – доктором искусствоведения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий