суббота, 11 апреля 2020 г.

Комиссаржевская Вера

Яркой звездой сцены была Вера Комиссаржевская (1864-1910). В 1896 г. в Александринском театре она была первой исполнительницей роли Нины Заречной в «Чайке» А. П. Чехова. Увидев ее на репетиции, он сказал: «Она так играет Нину, словно была в моей душе, подслушала мои интонации... Какая тонкая, чуткая актриса». Созданный Комиссаржевской образ Ларисы в «Бесприданнице» А. Н. Островского вошел в историю русского театра. В 1890 г. Комиссаржевская поселилась в Москве, у своего отца Ф. П. Комиссаржевского, основавшего вместе с К. С. Станиславским Общество искусства и литературы. Ф. П. Комиссаржевский жил в помещении Общества на Тверской (дом не сохранился, он занимал часть нынешнего большого здания № 17 на углу с М. Гнездниковским пер.). Станиславский вспоминает, что актрисе «был отгорожен уголок, обставленный бутафорскими театральными вещами и мебелью. Скрываясь от всех, она под собственный аккомпанемент гитары, вполголоса напевала грустные цыганские романсы...». Небезынтересно, что в этом же помещении в 1920-х годах играл театр имени В. Ф. Комиссаржевской. Летом 1890 г. Комиссаржевские вместе с Обществом переехали на Поварскую, 13. Громадное значение для формирования таланта Комиссаржевской имели ее встречи с К. С. Станиславским, под руководством которого прошли ее первые выступления в Москве. 13 декабря 1890 г. она играет вместе с ним в пьесе П. П. Гнедича «Горящие письма». «Это было первое и весьма успешное сценическое выступление в Москве будущей знаменитости», - отмечает К. С. Станиславский. Большим творческим достижением Комиссаржевской была роль Бетси в пьесе Л. Н. Толстого «Плоды просвещения», поставленной Станиславским и игравшейся в Немецком клубе на Софийке (Пушечная ул., 9). Артист В. В. Лужский пишет, что «такой барышней бывш. дворянского круга, и именно круга семей Толстых, Давыдовых, Лопатиных... приблизившихся к разночинству, к влиянию профессорских и докторских кружков, с налетом цыганщины, начинающегося декадентства, - такой Бетси, как В. Ф., не было ни на одной из сцен... Какая и тогда была в этой актрисе загорающаяся и зажигающая окружающих сила!». В историю русского театра Комиссаржевская вошла как актриса, близкая демократическим кругам, стремившаяся воплотить большую социальную правду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий