среда, 22 апреля 2020 г.

Щепкин Михаил

Щепкин Михаил (1788 –1863) – актёр. Родился в семье крепостного в с. Красное Курской обл. Играл в спектаклях крепостных и любительских театров. С 1805 г. на профессиональной сцене. В 1822 на деньги, собранные по подписке среди зрителей, был выкуплен из крепостной зависимости. Приглашение в Москву (1822; зачислен в труппу Московского театра в 1823 г., с 1824 г. Малый театр) было переломным событием в жизни Щепкина и в судьбе московского драматического театра. Формированию Щепкина как актёра способствовали тесные дружеские связи с А. Пушкиным, В. Белинским, А. Герценом, Н. Некрасовым, Т. Грановским, И.С. Тургеневым и др. В 1830-х гг., играя в «Горе от ума» А. Грибоедова (1831), «Ревизоре» Н. Гоголя (1836), сочетал живую правду сценического переживания со строгостью мастерства. Среди лучших ролей Щепкина также: Муромский («Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, 1855), Кузовкин («Нахлебник», 1862) и Мошкин («Холостяк», 1850, обе пьесы Тургенева). Традиции Щепкина имели решающее значение для развития искусства Малого театра, за которым закрепилось наименование «Дом Щепкина». 
М. Щепкин был артист по призванию и по труду. Он создал правду на сцене, он первый стал нетеатрален в театре. Нередко Малый театр называют «Домом Щепкина». И действительно, «щепкинская система стала творческим методом не только всех поколений актеров Малого театра, но и легла в основу учения о театре другого великого актера и мыслителя - Константина Станиславского. Система Станиславского является развитием и продолжением системы М. С. Щепкина».
Артист-демократ М. Щепкин был близок с передовыми людьми своего времени: А. Пушкиным и В. Белинским, Н. Гоголем и А. Герценом, Н. Огаревым и Т. Грановским, И. Тургеневым и Т. Шевченко. Лишь в возрасте 33 лет, имея громкое имя на провинциальной сцене, Щепкин смог освободиться от крепостной зависимости. Ненависть к крепостному праву и горячее сочувствие к борцам за свободу артист пронес через всю свою жизнь. Щепкин не побоялся посетить сосланного в Спасское-Лутовиново И. Тургенева, а позднее - живущего под надзором жандармов в Нижнем Новгороде Т. Шевченко. «Первый русский, ехавший в Лондон, не боявшийся по-старому протянуть мне руку, был Михаил Семенович», – вспоминает о своем лондонском изгнании А. Герцен. В 1859 г. в «Список подозрительных лиц в Москве», составленный для шефа жандармов, был занесен и М. Щепкин с характеристикой: «Желает переворотов и на все готовый».
Москва имела большое значение для артистической деятельности Щепкина. Он говорил: «Все, что вы находите во мне достойным какой-либо оценки, принадлежит, собственно, не мне, –все это принадлежит Москве, то есть тому избранному высокообразованному обществу, умеющему глубоко понимать искусство, которым Москва всегда была богата. В этом кругу было все: и литераторы, и поэты, и преподаватели Московского университета; тридцать лет я находился в этом кругу».
Впервые на московской сцене (Б. Никитская ул., дом № 1, перестроен) Щепкин выступил 20 сентября 1822 г. в комедии М. Загоскина «Господин Богатонов, или Провинциал в столице». С этих пор его творческий путь до конца жизни связан с Москвой. Сначала М. Щепкин поселился в доме купца М. Аралова, в одном из Голутвинских переулков; отсюда переехал в дом купца И. Мыльникова на Большой Якиманке. В 1830 г. артист приобрел собственный дом (Б. Спасский пер., ныне Б. Каретный пер., 16), скоро ставший одним из культурных центров Москвы. Здесь бывали С. Аксаков, математик Д. Перевощиков, В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарев, Т. Грановский, А. Кольцов и И. Тургенев.
Щепкин был замечательным рассказчиком. Он подсказал А. Герцену сюжет повести «Сорока-воровка» и В. Соллогубу – сюжет «Собачки». Некоторые рассказы Щепкина Н. Гоголь использовал в «Старосветских помещиках» и «Мертвых душах». А. Пушкин просил Щепкина записать свои воспоминания и в 1836 г. даже набросал первые строки его «Записок».
Летом 1832 Гоголь, впервые приехав в Москву, посетил Щепкина. С этой даты начинается их многолетняя дружба. Гоголь нашел в Щепкине воплотителя своих драматургических образов. «Кажется, что Гоголь с него списывал своего городничего, а не он выполнял роль, написанную Гоголем», – говорил современник о первой постановке «Ревизора» в Москве. В пьесах же Гоголя артист нашел жизненную правду, обличение реакционной действительности, которые он мечтал воплотить на сцене. В громадной галерее созданных им сценических образов Щепкин придавал особое значение ролям Городничего и Фамусова. По словам артиста, развитие его дарования определили «два великие комические писателя. Им я обязан более всех; они меня силою своего могучего таланта, так сказать, поставили на видную ступень в искусстве: это Александр Грибоедов и Николай Гоголь». «Горе от ума» Щепкин слышал в чтении самого А. Грибоедова.
Ломоносовская, – по определению А. Южина, – порода Щепкина привлекала к нему современников. В его радушном доме можно было встретить писателей и артистов, музыкантов и ученых, видных деятелей русской культуры и студентов. «Дом М. С. Щепкина принадлежал к тем домам старинной Москвы, в которых находило приют искусство», – пишет жена его сына, сестра Н. Станкевича. 22 мая 1847 г. Щепкин с грустью сообщал Гоголю: «Я продал дом, расплатился с долгами, и у меня остается за уплатою за годовую квартиру 1 500 р.: вот все мое состояние».
Щепкин поселился в Воротниковском переулке, в доме Щепотьева, где жил до конца 1850-х годов. Здесь у него бывали Н. Гоголь, И. Тургенев, Т. Грановский, собиратель русских народных сказок А. Афанасьев. В начале 1850-х годов у артиста жил его ученик и последователь С. Шумский.
Последние годы жизни Щепкина прошли в доме № 47 на 3-й Мещанской улице (сейчас ул. Щепкина). Сохранились сведения о том, как выглядел дом в эти годы. Он был украшен колоннами, а от его правого крыла до Пальчикова переулка шел широкий двор, заканчивавшийся на углу небольшим флигельком. На месте большого здания, примыкающего сейчас к левому крылу дома, находился густой, тенистый сад, заросший сиренью, малиной, смородиной. Гуляя по дорожкам сада, артист любил повторять свои роли.
В этом доме Щепкин принимал негритянского трагика Айру Ольриджа, создавшего ряд замечательных образов в пьесах Шекспира. Вынужденный покинуть Америку из-за расовой дискриминации, Ольридж нашел в России вторую родину и провел здесь конец своей жизни. В одно из посещений он подарил Щепкину свой портрет с надписью: «Отцу русской сцены».
Щепкин был человек редкой сердечности. Друг Гоголя, украинский ученый и писатель М. Максимович говорил, что он «дивно-милый человек, который и на закате дней своих светит и согревает, как солнце утром». В доме Щепкина нашли гостеприимный кров некогда блиставшая на сцене актриса М. Мочалова-Франциева и мать рано умершего поэта Н. Цыганова, автора песни «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан».
Щепкин до конца дней не оставлял сцену. Несмотря на преклонный возраст и слабое здоровье, он уезжал на гастроли. По совету врачей артист летом 1863 г. приехал в Крым, предполагая по дороге дать несколько спектаклей. Тяжело заболев после одного из выступлений, Щепкин 11 августа скончался в Ялте.
«Говорят, актер, умирая, все уносит с собой, – писала его ученица А. И. Шуберт, – но с Щепкиным это не так. Он жив, жива душа его на московской сцене. Самарин, Шумский продолжали его дело, теперь осталась представительницей Медведева – той же школы, тех же взглядов. Федотова, Никулина пользовались его участием, хоть немного застали его. Ермолова, близко стоящая к Медведевой, Ленский, воспитывавшийся тоже на московских традициях, и другие. Ведь эти лица, твердо стоящие на сцене, продолжают дело М. С.».
Именем Щепкина названа эта улица, Театральное училище при Малом театре. На домах, где жил Щепкин (Большой Спасский переулок, 16, во дворе, и улица Щепкина, 47), –мемориальные доски. В 1980 г. во дворе ЦДРИ установлен бюст Щепкина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий