вторник, 21 апреля 2020 г.

Шапорин Юрий

Юрий Шапорин (1887–1966) – композитор, дирижёр и музыкальный педагог. Родился в Глухове (Сумская обл. Украины) в семье художника, в детстве учился игре на виолончели, играл в оркестре гимназии, сочинял небольшие салонные пьесы. По указанию отца в 1906 году поступил на юридический факультет Киевского университета, но, серьёзно заинтересовавшись музыкой, начал также брать уроки теории и композиции у Г. Любомирского. Два года спустя, по рекомендации известного композитора Н. Лысенко, Шапорин приезжает в Санкт-Петербург, где становится студентом юридического факультета Университета и одновременно делает попытку поступить в Консерваторию, однако это ему удаётся лишь в 1913 году, уже по окончании университета. Шапорин поступает в классы композиции Н. Соколова, оркестровки М. Штейнберга и чтения партитур Н. Черепнина. В консерваторские годы формируется самобытный композиторский стиль Шапорина, испытавший влияние русской классической школы, в особенности, Н. Римского-Корсакова. Окончив консерваторию в 1918 году, Шапорин становится активным участником музыкальной жизни послереволюционного Петрограда. Год спустя композитор вместе с А. Луначарским, А. Блоком и М. Горьким принимал участие в организации БДТ имени М. Горького и работал в нём в качестве музыкального руководителя и дирижёра до 1928 года, (в 1921–1922 гг. – в Петрозаводском драматическом театре выступал также как дирижёр в симфонических концертах),а затем, вплоть до 1934 года – в ЛАТД имени А. Пушкина, где писал музыку к многочисленным спектаклям по произведениям А. Толстого, А. Блока, Е. Замятина, В. Маяковского, К. Федина, М. Горького и других отечественных и зарубежных авторов, продолжая одновременно тесно сотрудничасть и с БДТ. С 1935 года жил в Клину, с 1936 года в Москве. Совместно с Горьким композитор планировал создать оперу по роману «Мать», однако смерть писателя в 1936 году помешала этому замыслу. Шапорин был одной из крупнейших фигур молодого советского театра, выступая не только в качестве композитора, но и дирижёра на представлениях. К середине 1920-х годов относится знакомство Шапорина с ведущими представителями ленинградской музыкальной общественности, в том числе с Б. Асафьевым, с которым они вместе состояли в Ленинградском отделении Ассоциации современной музыки (АСМ), пропагандировавшей профессионализм, эксперименты и интерес к современным западным течениям в искусстве. В этот период композитор пишет ряд инструментальных сочинений, среди которых – две фортепианных сонаты и оркестровая сюита «Блоха». После распада АСМ в 1930 году многие бывшие её участники (в том числе и Шапорин) вошли в состав Ленинградского отделения СК СССР. Большинство крупных сочинений, начатых композитором в это время, оставались неоконченными в течение многих лет. Примером может служить одна из самых известных его работ – единственная опера «Декабристы», которую Шапорин начал писать в 1920 году, а окончил лишь в 1953 году. В середине 1930-х Шапорин получил приглашение в Москву, где стал преподавать в МГК имени П. Чайковского (с 1939 года – профессор класса инструментовки, с 1945 года – композиции). В течение 1925–1936 годов Шапорин работал в музыкальном издательстве «Тритон», многократно избираясь председателем его правления. Некоторые сочинения Шапорина были напечатаны в «Тритоне», например, романс «О чём ты воешь, ветр ночной». В 1941–1942 гг. руководил ансамблем красноармейской песни и пляски в Нальчике, затем в Тбилиси. Находясь в эвакуации в Тбилиси, Шапорин создал симфонические сюиты из своей музыки к фильмам «Минин и Пожарский», «Суворов» и «Кутузов», в послевоенные годы – обратился к вокальной музыке. После окончания и первой постановки в 1953 году оперы «Декабристы» композитор стал сочинять значительно меньше, отдавая предпочтение преподаванию и музыкальной критике. С 1952 года Шапорин был секретарём СК СССР.

Комментариев нет:

Отправить комментарий