суббота, 11 апреля 2020 г.

Бунин Иван

Бунин Иван (1870 – 1953) – писатель. Родился в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Детство провел на хуторе Бутырки Орловской губернии. В молодости работал корректором, статистиком, библ.рем, газетным репортером. В печати выступил в 1887. В 1891 в Орле вышел сборник «Стихотворения». Сборники «Под открытым небом» (1898) и получивший Пушкинскую премию «Листопад» (1901) ≈ пример совершенствования стиха в его «старых» классических формах, продолжающих традиции А. А. Фета, Я. П. Полонского, А. К. Толстого. Поэзия Б. ≈ песнь о родине, ее «бедных селеньях» и необъятных лесах. В том же тематическом ключе написаны ранние рассказы Б. о голодной, нищей деревне, о полузаброшенных усадьбах. К декабрю 1895 относится знакомство Б. с А. П. Чеховым, к 1899 ≈ с М. Горьким, который привлек Б. к сотрудничеству в издательстве «Знание», содействуя становлению демократических взглядов молодого писателя. В лучших рассказах этой поры ≈ «Антоновские яблоки» (1900), «Сосны» (1901), «Новая дорога» (1901), «Чернозем» (1904) ≈ наряду с обобщенными раздумьями о судьбе России, еще ощутима социальная индифферентность Б. Начиная с повести «Деревня» (1910), Б. обращается к широкой общественной тематике. Судьбу России он воспринимает как судьбу крестьянства (рассказы «Древний человек», «Ночной разговор», «Веселый двор», «Игнат», «Захар Воробьев», «Худая трава»). Не сумев увидеть в деревне ничего нового, Б. своим реалистическим изображением крестьянской жизни после Революции 1905≈07 дал, однако, по выражению В. В. Воровского, «... своего рода исследование о причинах памятных неудач» (Литературно-критические статьи, 1956, с. 334). Хроникой вырождения усадебного дворянства явилась повесть «Суходол» (1911). Б. много путешествовал; итогом его поездок по Востоку был цикл очерков «Храм Солнца» (1907≈11). В 1910-е гг. в творчестве Б. возникает новая тематика: удушливый быт мещанства («Хорошая жизнь»), городское дно («Петлистые уши»), проникновение в «темные аллеи» человеческой страсти («Сны Чанга»). Проза Б. пронизана враждебным отношением к капиталистической цивилизации («Господин из Сан-Франциско», 1915), колониализму («Братья», 1914). Мастер «малых» форм ≈ повести, рассказа, новеллы, Б. был выдающимся стилистом, создавшим особый «парчовый» (плотный, узорчатый) язык. Живописность и строгость, музыкальность и ритмическая выразительность характерны для бунинской прозы. Среди поэтических переводов Б. ≈ «Песня о Гайавате» (1896, 2 и 1898) Г. Лонгфелло. Враждебно встретив Октябрьскую революцию, Б. в 1920 эмигрировал во Францию. Здесь он обратился к интимным, лирическим воспоминаниям молодости. Роман «Жизнь Арсеньева» (отдельное и 1930, Париж) как бы замкнул цикл художественных автобиографий, связанных с жизнью русского поместного дворянства. Одно из центральных мест в позднем творчестве Б. занимает тема роковой любви-страсти («Митина любовь», 1925; «Дело корнета Елагина», 1927; цикл новелл «Темные аллеи», Нью-Йорк, 1943). В эмиграции Б. создал также философско-литературный трактат о Л. Н. Толстом («Освобождение Толстого», Париж, 1937), написал «Воспоминания» (Париж, 1950), в которых содержатся выпады против М. Горького, А. Блока, В. Брюсова, А. Н. Толстого. Автор книг об А. П. Чехове (Нью-Йорк, 1955). В 1933 Б. присуждена Нобелевская премия. Во многом противоречивое творческое наследие Б. обладает большой эстетической и познавательной ценностью. Преемник традиций классической русской литературы, он явился одним из крупных представителей критического реализма в России. Творчество Б. высоко ценится и всесторонне изучается в СССР. Сочинения его широко издаются.

В Москве:

Впервые оказался в Москве на короткое время в 1889 проездом из Витебска, посетил редакцию журнала «Русская мысль». В 1891 Бунин приезжал в Москву на французскую художественно-промышленную выставку, общался с Л.Н. Толстым, чьими идеями и творчеством восхищался; между 4 и 8 января 1894 вновь встретился с ним в Москве, а в 1899 подарил Толстому свой перевод «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло. Дважды посещал Толстого в Долгохамовническом переулке, 21; однажды (последняя встреча) случайно увиделся с ним на Арбате. Бунин посещал Москву также в феврале –марте (останавливался в меблированных комнатах Боргеста у Никитских ворот; дом не сохранился) и осенью 1895. В 1895 он познакомился с А.П. Чеховым, в кон. 1895 –нач. 1896 –с В.Я. Брюсовым, в кон. 1897 –с Н.Д. Телешовым. 17 декабря 1897 Бунин побывал на премьере «Чайки» в МХТ, который в ту пору размещался в саду «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). В 1901 в руководимом Брюсовым издательстве символистов «Скорпион» (гостиница «Метрополь», Охотный ряд, 1) вышел в свет сборник стихотворений Бунина «Листопад». В 1905 Бунин, живший в гостинице «Националь» (Тверская улица, 1), стал свидетелем Декабрьского вооруженного восстания. В те годы он систематически выступал в сборниках М. Горького «Знание». В 1906 Бунин познакомился в Москве с В.Н. Муромцевой, ставшей его женой. В 1912 Бунина чествовали в Московском университете в связи с 25-летием его творческой деятельности. Бывая в Москве наездами (1903, 1905–06, 1909–15), Бунин останавливался у старшего брата Юлия в Староконюшенном переулке, 32 (дом не сохранился), где находилась редакция журнала «Вестник воспитания», руководимая братом, и где Бунин написал один из лучших своих рассказов «Господин из Сан-Франциско», или в Столовом переулке (дом не сохранился) у родственников жены. 21 мая 1918, оставив квартиру на Поварской ул., 26, Бунин навсегда покинул Москву, а в 1920 и Россию. Дух, быт и облик Москвы отразились в его рассказах («Чистый понедельник», «Казимир Станиславович», «Мадрид», «2-й кофейник» и др.) и стихотворениях («В Москве»).

Вместе с Куприным был в эмиграции Бунин. «Очень хочу домой», писал он своему другу Н. Телешову. Москва описана во многих произведениях Бунина. В автобиографическом рассказе «Лика» он вспоминает свою первую встречу с Москвой: «Огромная, людная, старая Москва встретила меня блеском солнечной оттепели, тающих сугробов, ручьев и луж, громом и звоном конок, шумной бестолочью идущих и едущих, удивительным количеством тяжко нагруженных товарами ломовых розвальней, грязной теснотой улиц, лубочной картинностью кремлевских стен, палат, дворцов, скученно сияющих среди них золотых соборных маковок. Я дивился на Василия Блаженного, ходил по соборам в Кремле, завтракал в знаменитом трактире Егорова в Охотном ряду». В 1910-1913 гг., бывая в Москве, писатель останавливался преимущественно у родных своей жены (Столовый пер., 11, дом не сохранился), иногда - у брата, Ю. А. Бунина (Староконюшенный пер., 32), который руководил журналом «Вестник воспитания». По словам Н. Д. Телешова, «любовь и дружба между братьями были неразрывные». В сентябре-октябре 1912 г. Бунин «для тишины, для писания» жил в Лоскутной гостинице. 28 октября литературная Москва торжественно отметила 25-летие его творческой деятельности. Обращаясь к юбиляру, А. М. Горький писал: «Большому сердцу Вашему доступно не только горе русской жизни - оно познало «тоску всех стран и всех времен» - великую, творческую тоску о счастье, которая движет мир все вперед». В кон. 1914 г. Бунин жил в Долгом переулке (ул. Бурденко, 14), в 1915 г. - вновь в Лоскутной гостинице, в нач. 1916 г. - в доме № 26 на Поварской. В кон. 1915 г. писатель закончил одно из своих выдающихся произведений - рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Мировоззрение:

Cинкретист – для Б. язычество, хр-во, ислам, иудаизм, буддизм с их книгами – равнозначны и все смешано (он даже перевел сатанинскую мистерию Байрона «Каин») и пантеист (царство мира сего и царство смерти – одно и тоже). Любимые темы – природа, как выражение настроения, чувств, дум, а также описание ее красоты, и любовь (особенно «Темные аллеи» – он поэтизирует земную, плотскую и чувственную любовь и ужасается ее темной силе, для него она – радость и трагедия, что является отражением личной жизни самого Б.; человек обречен роком страдать – и он ничего не может сделать, чтобы любовь не стала мукой – рок правит миром; а любовь греховной быть не может – греховной поврежденности плотской любви Б. не признавал и превозносил ее и все ее греховные проявления – его любовь не знал запретов и пределов; брак может только опошлить любовь – она должна быть свободной). Много грусти о прошлом, уходящем (пришла новая эпоха), которое представлялось ему лучшим и счастливым. В эмиграции сильно страдал от утраты Родины (как от утраты рая), т.к. полностью не принял революции 1917 г. Очень любил жизнь и сожалел, что она уходит, а также, что от него ушла жена Галина. Из-за своей гордости он чувствовал себя одиноким и от этого сильно страдал (искал связи с собой в ушедших временах – он искал утраченное время, как бы пытаясь его воскресить) и при этом был тщеславным. Людьми он тяготился и часто смотрел на них свысока – его больше привлекала природа. В природе для Б. воплощен и Сам Бог. Именно природа и пребывание в гармонии с Богом, а вот люди нет. Божья природа как храм Божий противостоит человеку и захламленному им храму. Ему нравится все внешнее в жизни, в мире (материально-эстетическое), а внутреннее его практически не интересует. В том же венчании главное – описание красоты обряда, его внешних подробностей, а не сути. Жизнь героев Б. – вне-духовна, и сама жизнь – просто как бессмысленный и безличный поток, суета – одни внешние чувства и эмоции. Более того, в людях – мрак, хаос, неприятные поступки, что и понятно при таком взгляде на жизнь (раз она бессмысленна). Постепенно все больше отходил от хр-ва в сторону буддизма с его идеей отвержения личности. Бог – безличностнен и воля Его губительная для всех людей. Мир цивилизации – фальшь, актерская игра в жизнь и в любовь и им правит дьявол. В кон. жизни Б. увидел цель жизни – как бессмертие в бесконечных перевоплощениях.  Все движится по кругу – память создается долгим, бесконечным опытом существования в цепи своих предков. И он помнит свои предыдущие перевоплощения и даже в этой жизни в нем умерло неск. человек. (Ничто не умирает – только видоизменяется). Но некоторые люди (как Б.) осознают тщету земной суеты и хотят вырваться из этой цепи перевоплощений и раствориться и исчезнуть в безликом Всеедином. Он – избранник, готовый выйти из цепи. Освобождение от жизни – в восприятии смерти, как освобождении от своей личности, от себя (чтобы прекратились всякие желания, всегда несущие страдания), отдание себя безличному потоку и растворение в нем (Всеедином): части надо слиться с целым: он уже возвысился над людьми, обрел полноту своего «Я», полноту жизни и теперь надо выйти из цепи, отречься от себя. Но при этом все же умирать ему страшно (кто его знает, что ТАМ), да и потщеславиться еще хочется (Б. в гордыне очень сильно осознавал свою выделенность среди людей) – поэтому муки от предчувствия смерти у Б. были страшные. А Бог у Б. – страшный, темный, губительный, страшный (как ненасытные волчьи глаза), т. е. он факт. тождественен дьяволу.
Если жизнь бессмысленна, то она подменяется суетой и страданием. А это – от желаний. А желание – св-во личности. Освобождение человека ради бесконечности есть освобождение от личности. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий