воскресенье, 5 апреля 2020 г.

Фомин Иван (архитектор)

Иван Фомин (1872–1936) – арх., историк архитектуры, педагог, создатель концепции «пролетарской классики» в архитектуре. Родился в семье почтового чиновника. Окончил классическую гимназию в Риге и поступил в Московский университет на математический факультет, на котором проучился три курса. В 1894 году Фомин поступил на арх. факультет Академии художеств в Петербурге. В 1897 году из-за студенческих волнений руководство Академии объявило всех студентов отчисленными и потребовало от каждой повторной подачи заявления о приеме – Фомин уехал во Францию, где изучал архитектуру. Вернувшись, сдал экзамен на право строительных работ. В 1898 – 1905 годах начал работать в фирмах арх.ов Д. Кекушева и Ф. Шехтеля. В этот период принял участие в воплощении проекта особняка Рябушинского и спроектировал интерьеры здания Художественного театра. В 1900 году выстроил первый особняк в Скатертном пер., 20 для Московского Торгового Строительного Акционерного Общества. В 1902 году вместе с И. Бондаренко и Ф. Шехтелем выступил одним из организаторов выставки «Архитектура и художественная промышленность нового стиля» в Москве. По его проектам было выполнено неск. интерьеров и десятки предметов для этой выставки. Позднее, в своем творчестве он обратился к классицизму и «московскому ампиру». В это время сотрудничал с кружком «Мир искусства», куда он формально вступил в 1910 году. В 1904 году написал программную статью об александровском ампире в журнал «Мир Искусства». В 1905 году снова начал заниматься в Академии художеств, закончив ее в 1909 году по мастерским Л. Бенуа. За дипломный проект на тему «Курзал на Минеральных Водах» он был награжден пенсионерской поездкой за границу, во время которой в 1909 – 1910 годах специально изучал архитектуру Египта, Греции, Италии. В 1909 году был а2-м в «Истории русского искусства» под редакцией И. Грабаря, в которой датировал, проанализировал и атрибутировал неизвестные материалы из истории русского искусства. В 1911 году принял участие в организации «Исторической выставки архитектуры» в Петербурге. 26 октября 1915 году Фомину присуждено звание академика архитектуры за известность на художественном поприще. В этот период он преподает на Высших женских политехнических курсах, позднее преобразованных в Женский политехнический институт, в 1918 году – во 2-й Петроградский Политехнический институт. В 1917 году арх. вошел в Комиссию художников – «Комиссию Горького», руководившую тогдашней художественной жизнью страны. В 1918 – 1929 годы преподавал на архитектурном факультете Петроградских Государственных Свободных художественно-учебных мастерских – Ленинградском Высшем художественно-техническом институте (бывш. Академии художеств). В 1919 г. возглавил Архитектурно-планировочную мастерскую Совета по урегулированию плана Петрограда и его окраин при Совете коммунального хозяйства Петрограда. Под его руководством была создана последовательная программа развития города – он выполнял обязанности главного арх. до середины 1920 годов. Выступал с теорией обновления классики, предлагая пролетарскую классику. В 1928 году по проекту Фомина и его соавтора А. Лангмана были постр.ы универмаг и жилой дом общества «Динамо». В этом же году, сотрудничая с Г. Олтаржевским, арх. Фомин построил новый корпус здания Моссовета на ул. Станкевича. В 1929 году переехал из Ленинграда в Москву вместе с женой Александрой и дочерью Ираидой. Для работы и проживания ему предложили перестроить одноэт.ную конюшню городской усадьбы по адресу 1-я Мещанская, 60 (проспект Мира 52, стр. 4). По проекту Фомина построили двухэт.ный дом. На 2-м эт. располагалась проектная мастерская Фомина и 3 жилые комнаты, где и поселилась вся семья. В остальных 4-х квартирах поселились сотрудники мастерской. После смерти арх. в 1936 году, дом оставили наследникам, которые проживают в нем до сих пор. В 1930 году по его проекту было постр.здание Народного комиссариата путей сообщения СССР у Красных ворот. В 1933 году возглавляет архитектурно-проектную мастерскую Моссовета № 3. В 1934 – 1935 годах спроектировал и построил подземные интерьеры метро «Красные ворота». В 1936 году начал проектировать станцию метро «Пл. Свердлова», но работа не была им закончена – проект завершил Л. Поляков. Умер в 64 года и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Комментариев нет:

Отправить комментарий