четверг, 2 апреля 2020 г.

Юмашев Андрей (летчик)

Андрей Юмашев (1902 – 1988) – генерал-майор авиации, летчик-испытатель, член Союза художников СССР.

Родился в Петербурге. Окончил реальное училище, в 1918– классы Общества поощрения художеств. Летом 1918работал землемером в Орловской губернии. В армии с августа 1918. С конца 1919– курсант 2-х Петроградских артиллерийских курсов. Участник гражданской войны: в октябре 1920-феврале 1921 – боец артиллерийского дивизиона (Южный фронт); участвовал в разгроме войск П. Н. Врангеля и отрядов Н. И. Махно. В 1921окончил 7-е Севастопольские артиллерийские курсы. До конца 1922служил в артиллерии (в Харьковском военном округе). В 1923окончил Егорьевскую военно-теоретическую авиационную школу, в 1924– Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков и Серпуховскую высшую школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания. Служил в строевых частях ВВС (в Киевском военном округе). В 1926–1927 – летчик-инструктор Серпуховской высшей школы воздушного боя, стрельбы и бомбометания. В 1925сконструировал и построил планер Ю-1, с которым участвовал в 3-х Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле. В сентябре 1928 на планере «Гамаюн» впервые в стране осуществил парение в термическом потоке; установил 2 всесоюзных планерных рекорда. С 1927– летчик-испытатель Научно-испытательного ин-та ВВС. Поднял в небо и провел испытания экспериментального самолета «Сталь-6»; принимал участие в государственных испытаниях истребителей И-3, И-4, И-7, разведчиков Р-3, Р-6, Р-7, бомбардировщиков ТБ-1бис, ТБ-3, «Сталь-7», Пе-8, пассажирского самолета АНТ-9. Установил 3 мировых авиационных рекорда грузоподъемности на самолете ТБ-3: 11 сентября 1936– высота 8.116 м с грузом 5 тонн, 16 сентября 1936– высота 6.605 м с грузом 10 тонн, 20 сентября 1936– максимальный груз в 12 тонн, поднятый на высоту 2.000 м. 12-14 июля 1937в качестве второго пилота на самолете АНТ-25 (командир экипажа – М. М. Громов, штурман – С. А. Данилин) совершил беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто (США) протяженностью 10.148 км по прямой (полетное время – 62 часа 17 минут). Были установлены 3 мировых авиационных рекорда дальности полета (из них 1 – абсолютный). Весь экипаж (первыми среди отечественных авиаторов) был удостоен медалей де Лаво (награды FAI). С 1937– летчик-испытатель ЦАГИ. Участвовал в проведении испытаний экспериментальных высотных самолетов БОК-7 и БОК-15. Участник советско-финляндской войны: в январе-феврале 1940в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка совершил 6 боевых вылетов на ДБ-3. С марта 1941– заместитель начальника Летно-исследовательского ин-та по летной части. В июле-августе 1941командовал 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильей, принимавшей участие в отражении ночных налетов на Москву. В августе-декабре 1941находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолетов. Участник ВОВ: в январе-феврале 1942 – командир 237-го истребительного авиационного полка (Калининский фронт); в марте-августе 1942 – заместитель командующего 3-й воздушной армией (Калининский фронт); в августе 1942-феврале 1943 – заместитель командующего 1-й воздушной армией (Западный фронт); в марте-июне 1943 – командир 6-го истребительного авиационного корпуса (Центральный фронт). Участвовал в оборонительной операции в районе города Белый, в Ржевской и Курской битвах. В июле 1943-марте 1944 – командующий ВВС Восточного фронта ПВО; в марте-декабре 1944 – командующий ВВС Южного фронта ПВО. Руководил воздушным прикрытием важнейших объектов Поволжья, Кавказа и Закавказья, коммуникаций и баз снабжения 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Украинских фронтов. С февраля 1945– начальник Управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки ВВС. Участвовал в подготовке штурма Кенигсберга и Берлина. С октября 1946генерал-майор авиации А. Б. Юмашев – в запасе. Жил в Москве (продолжительное время жил на даче в Алупке). Занимался художественным творчеством, в 1946был принят в Союз художников СССР. Вместе с художником Р. Фальком совершил ряд поездок по Средней Азии, изображая исторические памятники Самарканда и Бухары, портреты людей Востока.

Комментариев нет:

Отправить комментарий