понедельник, 20 апреля 2020 г.

Васнецов Аполлинарий

Аполлинарий Васнецов родился в 1856 г. в селе Рябово, ныне в Кировской области. В 1878 жил в Москве в семье брата, В. Васнецова. у которого учился живописи, встречался с И. Репиным, В. Поленовым. С 1882 был знаком с С. Мамонтовым, сблизился с «абрамцевской средой художников». С 1891 постоянно жил в Москве, с 1900 академик Академии художеств, преподавал в пейзажном классе МУЖВЗ (1901–18). Член-учредитель и председатель Союза русских художников. Увлекся московским городским пейзажем, перейдя от его «современного», непосредственно открывающегося взгляду художника облика («Московский Кремль. Соборы», 1894, Третьяковская галерея) к историческому («Москва середины XVII века. Москворецкий мост и Водяные ворота», «Москва конца XVII века. На рассвете у Воскресенских ворот», 1900, ГТГ). Васнецов – создатель многочисленных исторических пейзажей-реконструкций, с топографической точностью и художественной достоверностью воссоздающих вид ныне исчезнувших или изменившихся улиц и площадей средневековой Москвы, неповторимо-своеобразный стиль московских деревянных и каменных построек, которые органически «обрамляют» живую яркую пестроту разноликой уличной толпы, доносящей до зрителя подлинный «аромат» жизни древнего города («Книжные лавки на Спасском мосту в XVII веке», «На крестце в Китай-городе», обе – акварель, 1902, ГТГ; «Базар. XVII век», 1903, ГИМ). Васнецов выступил с рядом историко-бытовых картин из жизни Москвы для издания И. Кнебеля «Картины из русской истории» (М., 1908–09), в 1910 написал раздел «Облик старой Москвы» для второго тома «Истории русского искусства» под редакцией И.Э. Грабаря. В эскизах театральных декораций активно использовал яркие, жизненные картины Москвы и московского быта (к опере «Хованщина» М.П. Мусоргского, находятся в ГТГ, к опере «Опричник» П.И. Чайковского, находятся в Центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина, все – 1911). Васнецов выступил также с серией драматически выразительных произведений, запечатлевших в характерных эпизодах городской жизни тревожное настроение исторической эпохи («Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века», 1913, ГТГ). Богатая фантазия Васнецова, его умение воссоздавать картины прошлого сочетались с обширными знаниями по истории и археологии Москвы. Много работал в фондах Исторического музея, использовал фрагменты планов-чертежей XVII в. («Сигизмундова» плана, А. Олеария, А. Мейерберга и др.), изучал предметы этнографии и народное деревянное зодчество, тщательно анализировал архивные данные, описания городских построек, изображения Москвы на древнерусских иконах, миниатюрах, гравюрах XVII в. С 1900 член-корреспондент, с 1906 действительный член Московского археологического общества, с 1900 член Комиссии по сохранению древних памятников, в 1914–28 сделал 40 докладов по археологии и истории архитектуры Москвы. В 1918–28 председатель Комиссии по изучению старой Москвы при Московском археологическом обществе. В 1926–27 осуществлял надзор за земляными работами в Москве, особое внимание уделял раскопкам укреплений Белого города, его проездных ворот (Берсеневских, Яузских, Сретенских и др.) и башен. Выпустил альбом автолитографий «Древняя Москва» (1922). С 1917 по заказу Московского коммунального музея (ныне Музей истории Москвы) создавал серию художественно ярких и исторически документальных картин-акварелей с изображениями Москвы XII–XIX вв. («Московский Кремль при Иване Калите», 1921, «Лубяной торг на Трубе», «У Мясницких ворот Белого города в XVII веке», 1926, все в Музее истории Москвы). 
В Москве:
В изучении Москвы и воссоздании ее древнего облика значительна роль А. Васнецова. Почти нет книг по истории нашей столицы, в которых бы не воспроизводились его картины. Талантливый художник, вдумчивый ученый, археолог и историк, он в ярких образах запечатлел Москву времен Юрия Долгорукого, Ивана Калиты, Дмитрия Донского. Исключительная убедительность картин Васнецова опирается на громадную предварительную научно-исследовательскую работу. Он был близко знаком с известным историком Москвы И. Е. Забелиным и много раз участвовал в раскопках древних зданий на территории Москвы. С докладами о своих находках художник неоднократно выступал в Московском археологическом обществе. В 1918 г. Васнецова избрали председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Углубленная научная деятельность не подавляла в Васнецове художника. Знания помогали ему с большей полнотой и достоверностью передавать облик древней Москвы и ее архитектуру. В картинах Васнецова Москва встает как величавый исторический памятник, созданный народом. В Москве художник поселился в конце 1870-х годов, однако до сих пор не выяснены некоторые его адреса. В 1891-1892 гг. Васнецов жил в скромных номерах «Фантазия» (дом стоял в конце Садовой-Черногрязской улицы, посреди проезда), несколько раз останавливался в Кокоревском подворье, которое, очевидно, привлекало его близостью к Кремлю. На многих полотнах художника запечатлены кремлевские памятники, это - «Московский Кремль. Соборы» (1894 г.), «Беклемишевская башня» (1896 г.), «Кремль» (1898 г.). С начала 1900-х годов творчество Васнецова посвящено преимущественно древней Москве. В это время появляются картины: «На рассвете у Воскресенских ворот» (1900 г.), «Москворецкий мост и Водяные ворота (середина XVII в.)» (1900 г.), «Всехсвятский мост. Москва конца XVII в.» (1901 г.), которые принесли ему славу художника-историка. В 1903-1904 гг. художник жил в доме № 2 по Малому Палашевскому переулку, а с 1904 г. до конца жизни - в доме № 6 по Фурманному переулку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий