Сергей Анохин (1910 – 1986) – летчик-испытатель, полковник. В декабре 1945 года во время летных испытаний потерял левый глаз, но после восстановления вернулся к летной работе.
Родился 19 марта (1 апреля) 1910 года в Москве в семье бухгалтера. После окончания в 1926 году 7 классов средней школы № 3 в Замоскворечье, работал в Москве с мая 1928 рабочим-путеремонтником на Рязанско-Уральской железной дороге, с сентября 1929 чернорабочим Измайловской электроподст.. В 1928 году окончил автомобильные курсы и в январе 1929 – феврале 1932 работал водителем авт. и контролером Басманного и Ордынского автобусных парков. Подавал заявление в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, но не прошел медкомиссию. В 1929 году начал летать на планере ИТ-4бис, построенном в кружке планеристов при клубе им.Кухмистерова. Учился без отрыва от работы. В 1930 окончил Московскую планерную школу. Продолжая работу в автобусном парке, занимается подготовкой планеристов в Московской планерной школе. В 1931 году закончил Высшую летно-планерную школу в Коктебеле. С июня 1931 – курсант, с ноября 1931 – командир отряда в ВЛПШ. 1 сентября 1933 года на планерных состязаниях в Коктебеле впервые в термических потоках на планере обогнул гору Карадаг. 15 сентября того же года установил всесоюзный рекорд продолжительности полета на одноместном планере – 15 часов 47 минут (на планере ПС-1). В мае 1934 года участвовал в первом буксировочном перелете трех планеров Г-9 за самолетом Р-5 (пилоты планеров – С. Н. Анохин, Н. Я. Симонов, И. И. Шелест; пилот Р-5 – Н. Д. Федосеев). Аэропоезд стартовал из Москвы 22 мая 1934 года и с промежуточными посадками достиг Коктебеля. 2 октября 1934 года выполнил эксперимент по испытанию планера Рот Фронт-1 с преднамеренным разрушением его в воздухе. 18 октября 1934 года установил всесоюзный рекорд продолжительности полета на планере (Г № 2) – 32 часа 11 минут. В октябре 1934 года выполнил экспериментальный прыжок с парашютом со сверхнизкой высоты методом срыва на планере «П. П. Постышев» и установил всесоюзный рекорд высоты полета на планере (Г № 2) – 2340 м. В 1934 году в Феодосии написал (совместно с Н. Я. Симоновым) «Курс учебно-летной подготовки ВЛПШ». В 1934 году ему присвоено звание «Мастер планерного спорта СССР». В 1935 году окончил Московскую парашютную школу. С апреля 1935 года по 1940 год – летчик-инструктор, инструктор-парашютист Турецкого авиационного общества в Анкаре. С января 1940 года – командир звена, с 31 марта – командир отряда, с 3 октября 1941 года – командир планерной эскадрильи Центрального аэроклуба им. В. П. Чкалова в Тушино. В ноябре 1941 года присвоено звание «Мастер парашютного спорта СССР». 20 ноября 1941 года призван в армию и назначен командиром планерной группы, с 22 декабря – командир звена летно-испытательного отряда Воздушно-десантных войск Калининского фронта. 28 декабря присвоено воинское звание старший лейтенант. Совершил ок. 200 боевых вылетов, в том числе в тыл врага. С апреля 1942 года – командир отряда Опытного испытательного полигона, с ноября – командир звена и отряда отдельной испытательной авиаэскадрильи ВДВ РККА. Проводил испытания десантной техники на Опытно-испытательном полигоне ВДВ РККА в Медвежьих Озерах. В ночь на 17 марта 1943 года С. Анохиным и летчиком А. В. Жилютовым был выполнен единственный за время Великой Отечественной войны взлет планера с партизанского аэродрома (был произведен взлет планера Г-11 на коротком тросе за самолетом СБ). В июне 1943 года по личному распоряжению члена ГКО Г. М. Маленкова был откомандирован в ЛИИ для проведения испытаний самолета «302», одного из первых истребителей-перехватчиков с ЖРД (самолет был испытан лишь в планерном варианте). С сентября 1943 переведен в Москву в опытный летный отряд, проводил испытания планера А-40, предназначенного для десантирования по воздуху легкого танка Т-60 методом буксировки за самолетом (танк с приделанными крыльями). С 14 октября 1943 года – летчик-испытатель п/я 12 (ЛИИ им. Громова). В марте 1944 года присвоена квалификация «летчик-испытатель 3-го класса», в июле 1945 года – «летчик-испытатель 2-го класса». 15 мая 1944 года выполнил первый полет и потом провел испытания самолета Як-7Б. В это же время проводил летные исследования по влиянию перегрузки на организм и работоспособность летчика в полете: выполнил ряд испытательных полетов на высотном самолете-перехватчике Як-3ПД на высотах более 13000 м (сложность полетов заключалась в отсутствии герметичной кабины на самолете). 15 мая 1945 года при контрольных испытаниях истребителя Як-3 на прочность произошло разрушение самолета, Анохин получил тяжелые ранения и потерял левый глаз. После усиленных тренировок разработал глубинное зрение (зрительное восприятие трехмерности пространства). Уже в декабре 1945 возвратился к летно-испытательной работе в ЛИИ. В 1947–1948 годах совместно с С. Амет-Ханом и Н. С. Рыбко проводил испытания летающих лабораторий ЛЛ-1 (с прямым крылом) и ЛЛ-2 (с крылом обратной стреловидности в 30°) конструкции П. В. Цыбина. В полетах на ЛЛ-2 была достигнута максимальная скорость, равная М=0,87. Во время испытаний был получен большой экспериментальный материал по измерению аэродинамических характеристик, распределению давления по крылу и оперению на ок.звуковых скоростях, перемещению скачков уплотнения по крылу. С 8 мая 1947 года летчик-испытатель 1-го класса, с 1949 – полковник. С 1947 года прикомандирован к ОКБ А. С. Яковлева. С ноября 1947 года выполнил первые полеты и провел испытания Як-25 и Як-16. В 1948 г. летал на Як-30 , И-215, Ла-174. С 1949 года испытал Як-23УТИ, Як-50 (реактивный), Як-19 и Як-20. В 1950 году участвовал в испытаниях самолета И-320 («Р-2»). 22 марта 1950 года на реактивном самолете Як-50 Анохиным была достигнута рекордная в стране скорость у земли – 1170 км/час (М=0,98). Принимал участие в испытаниях Як-11У и Як-18У (1951 г.). Одновременно с работой в ОКБ А. С. Яковлева проводил испытания 2-го и 3-го экземпляров МиГ-15 (в 1948 г.), а также Су-11, Су-15 (в 1949). Летом 1949 года провел скоростные рулежки первого отечественного сверхзвукового (по расчетам) самолета Су-17 («Р»). В 1951 году принял участие в испытаниях системы «Бурлаки». Эта система была разработана для увеличения дальности полета истребителей сопровождения стратегических бомбардировщиков (пилот МиГ-15бис в полете производил сцепку со специальным тросом, который выпускал Ту-4, затем выключал двигатель и продолжал полет в безмоторном режиме). В 1951–1953 годах совместно с С. Амет-Ханом, Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым проводил испытания пилотируемого аналога крылатой ракеты КС («Комета»). Руководил планерной секцией Совета ДОСААФ. В 1953 году провел испытания самолетов МиГ-21Ф на штопор и МиГ-19 на динамический потолок, в 1956 – Ту-104 и Як-26, в 1958 – Як-28. В 1957 году совместно с Г. М. Шияновым провел испытания СМ-30 (системы запуска самолета МиГ-19 с наземной катапульты). В 1958 году – испытания Ту-104 на устойчивость и управляемость, в 1959 году – испытания Ту-16 на срыв и сваливание. У Анохина на Ту-16 тоже было приключение. При испытаниях с имитацией невесомости требовалось проверить возможность запуска двигателя блока «Л» перед нашими очередными пусками по Венере. Блок «Л» не запустился, но загорелся. Анохин приказал экипажу покинуть самолет: авария была неизбежной. Фонари на штатных местах почему-то не открывались. Люди бросились в хвост и прыгали из хвостовой точки. Анохин пытался спасти горящий самолет, но, убедившись, что это невозможно, ухитрился его отогнать «куда подальше» и тоже покинул. Его искали неск. суток. Сочли уже погибшим если не от увечий при аварии, то от 30-градусного мороза. Но он не замерз, а отыскал в лесу избушку, в которой зимовал лесник, имевший большие запасы крепких напитков. В этой избушке Анохин провел неск. суток. Только отдохнув и отоспавшись, он распрощался со своим гостеприимным собутыльником, добрался до большой дороги и вернулся «с того света» к постоянному месту службы. В феврале 1959 года проводил работу по определению возможности вывода самолета из перевернутого штопора вслепую (испытания проводились на самолете МиГ-15УТИ). В 1960 году выполнил неск. десятков полетов на летающей лаборатории Ту-104АК, созданной для исследования режима невесомости. Параллельно с испытаниями самолетов проводил испытания планеров А-13 (1958 г.), А-15 (первый вылет – 26.03.1960), «Амур» (1961 г.), принимает участие в испытаниях планера КАИ-17 (1962 г.). В августе 1962 г. по здоровью списан с летно-испытательной работы в транспортную авиацию. После этого работал заместителем начальника летно-испытательного комплекса ЛИИ по методическим вопросам. В феврале 1964 вышел в отставку, в марте уволился из ЛИИ. С 5 мая 1964 года и. о. начальника методического отдела в ОКБ-1 (НПО Энергия). 23 мая 1966 года включен в группу кандидатов в космонавты по программе «Союз», командир группы. Прошел курс подготовки к космическим полетам, в августе 1967 включен в группу кандидатов в космонавты (ЦКБЭМ) по программе Н1–Л3 (высадка на Луну), в 1967-68 проходил подготовку в составе группы. В сентябре 1968 года прекратил подготовку, но остался командиром отряда гражданских космонавтов. С октября 1973 года – начальник отдела ЦКБЭМ, с марта 1974 года – начальник сектора, с 27 ноября 1978 года – зам. командира отряда космонавтов-испытателей, с марта 1982 года – ведущий инженер в ЦКБЭМ. Последний раз поднялся в небо в 1983 году в возрасте 73 лет на мотодельтаплане в Коктебеле, на торжествах, посвященных 60-летию советского планеризма. Анохин, обычно молчаливый, казавшийся замкнутым, после первых стопок становился интереснейшим собеседником и бесхитростным рассказчиком необычайных летных происшествий. Рассказывал Анохин с удивительной простотой, доходчиво и без всякой рисовки. У неискушенного слушателя, не знающего Анохина, создавалось впечатление, что работа летчика-испытателя – дело простое, отнюдь не героическое и совсем непонятно, почему в мирное время погибают летчики-испытатели. За время своей летной деятельности освоил ок. 200 типов самолетов и планеров, провел испытания 30 типов самолетов, выполнил 308 парашютных прыжков. Жена – планеристка Маргарита Раценская (в свое время она была его ученицей в ВЛПШ), 1913 г.р. Сын – Анохин Сергей, 1937 г.р., ст. лаборант и курьер ЛИИ имени Громова Дочери – Анохина Мария и Анохина Наталия. Умер в Москве от рака желудка.
Родился 19 марта (1 апреля) 1910 года в Москве в семье бухгалтера. После окончания в 1926 году 7 классов средней школы № 3 в Замоскворечье, работал в Москве с мая 1928 рабочим-путеремонтником на Рязанско-Уральской железной дороге, с сентября 1929 чернорабочим Измайловской электроподст.. В 1928 году окончил автомобильные курсы и в январе 1929 – феврале 1932 работал водителем авт. и контролером Басманного и Ордынского автобусных парков. Подавал заявление в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, но не прошел медкомиссию. В 1929 году начал летать на планере ИТ-4бис, построенном в кружке планеристов при клубе им.Кухмистерова. Учился без отрыва от работы. В 1930 окончил Московскую планерную школу. Продолжая работу в автобусном парке, занимается подготовкой планеристов в Московской планерной школе. В 1931 году закончил Высшую летно-планерную школу в Коктебеле. С июня 1931 – курсант, с ноября 1931 – командир отряда в ВЛПШ. 1 сентября 1933 года на планерных состязаниях в Коктебеле впервые в термических потоках на планере обогнул гору Карадаг. 15 сентября того же года установил всесоюзный рекорд продолжительности полета на одноместном планере – 15 часов 47 минут (на планере ПС-1). В мае 1934 года участвовал в первом буксировочном перелете трех планеров Г-9 за самолетом Р-5 (пилоты планеров – С. Н. Анохин, Н. Я. Симонов, И. И. Шелест; пилот Р-5 – Н. Д. Федосеев). Аэропоезд стартовал из Москвы 22 мая 1934 года и с промежуточными посадками достиг Коктебеля. 2 октября 1934 года выполнил эксперимент по испытанию планера Рот Фронт-1 с преднамеренным разрушением его в воздухе. 18 октября 1934 года установил всесоюзный рекорд продолжительности полета на планере (Г № 2) – 32 часа 11 минут. В октябре 1934 года выполнил экспериментальный прыжок с парашютом со сверхнизкой высоты методом срыва на планере «П. П. Постышев» и установил всесоюзный рекорд высоты полета на планере (Г № 2) – 2340 м. В 1934 году в Феодосии написал (совместно с Н. Я. Симоновым) «Курс учебно-летной подготовки ВЛПШ». В 1934 году ему присвоено звание «Мастер планерного спорта СССР». В 1935 году окончил Московскую парашютную школу. С апреля 1935 года по 1940 год – летчик-инструктор, инструктор-парашютист Турецкого авиационного общества в Анкаре. С января 1940 года – командир звена, с 31 марта – командир отряда, с 3 октября 1941 года – командир планерной эскадрильи Центрального аэроклуба им. В. П. Чкалова в Тушино. В ноябре 1941 года присвоено звание «Мастер парашютного спорта СССР». 20 ноября 1941 года призван в армию и назначен командиром планерной группы, с 22 декабря – командир звена летно-испытательного отряда Воздушно-десантных войск Калининского фронта. 28 декабря присвоено воинское звание старший лейтенант. Совершил ок. 200 боевых вылетов, в том числе в тыл врага. С апреля 1942 года – командир отряда Опытного испытательного полигона, с ноября – командир звена и отряда отдельной испытательной авиаэскадрильи ВДВ РККА. Проводил испытания десантной техники на Опытно-испытательном полигоне ВДВ РККА в Медвежьих Озерах. В ночь на 17 марта 1943 года С. Анохиным и летчиком А. В. Жилютовым был выполнен единственный за время Великой Отечественной войны взлет планера с партизанского аэродрома (был произведен взлет планера Г-11 на коротком тросе за самолетом СБ). В июне 1943 года по личному распоряжению члена ГКО Г. М. Маленкова был откомандирован в ЛИИ для проведения испытаний самолета «302», одного из первых истребителей-перехватчиков с ЖРД (самолет был испытан лишь в планерном варианте). С сентября 1943 переведен в Москву в опытный летный отряд, проводил испытания планера А-40, предназначенного для десантирования по воздуху легкого танка Т-60 методом буксировки за самолетом (танк с приделанными крыльями). С 14 октября 1943 года – летчик-испытатель п/я 12 (ЛИИ им. Громова). В марте 1944 года присвоена квалификация «летчик-испытатель 3-го класса», в июле 1945 года – «летчик-испытатель 2-го класса». 15 мая 1944 года выполнил первый полет и потом провел испытания самолета Як-7Б. В это же время проводил летные исследования по влиянию перегрузки на организм и работоспособность летчика в полете: выполнил ряд испытательных полетов на высотном самолете-перехватчике Як-3ПД на высотах более 13000 м (сложность полетов заключалась в отсутствии герметичной кабины на самолете). 15 мая 1945 года при контрольных испытаниях истребителя Як-3 на прочность произошло разрушение самолета, Анохин получил тяжелые ранения и потерял левый глаз. После усиленных тренировок разработал глубинное зрение (зрительное восприятие трехмерности пространства). Уже в декабре 1945 возвратился к летно-испытательной работе в ЛИИ. В 1947–1948 годах совместно с С. Амет-Ханом и Н. С. Рыбко проводил испытания летающих лабораторий ЛЛ-1 (с прямым крылом) и ЛЛ-2 (с крылом обратной стреловидности в 30°) конструкции П. В. Цыбина. В полетах на ЛЛ-2 была достигнута максимальная скорость, равная М=0,87. Во время испытаний был получен большой экспериментальный материал по измерению аэродинамических характеристик, распределению давления по крылу и оперению на ок.звуковых скоростях, перемещению скачков уплотнения по крылу. С 8 мая 1947 года летчик-испытатель 1-го класса, с 1949 – полковник. С 1947 года прикомандирован к ОКБ А. С. Яковлева. С ноября 1947 года выполнил первые полеты и провел испытания Як-25 и Як-16. В 1948 г. летал на Як-30 , И-215, Ла-174. С 1949 года испытал Як-23УТИ, Як-50 (реактивный), Як-19 и Як-20. В 1950 году участвовал в испытаниях самолета И-320 («Р-2»). 22 марта 1950 года на реактивном самолете Як-50 Анохиным была достигнута рекордная в стране скорость у земли – 1170 км/час (М=0,98). Принимал участие в испытаниях Як-11У и Як-18У (1951 г.). Одновременно с работой в ОКБ А. С. Яковлева проводил испытания 2-го и 3-го экземпляров МиГ-15 (в 1948 г.), а также Су-11, Су-15 (в 1949). Летом 1949 года провел скоростные рулежки первого отечественного сверхзвукового (по расчетам) самолета Су-17 («Р»). В 1951 году принял участие в испытаниях системы «Бурлаки». Эта система была разработана для увеличения дальности полета истребителей сопровождения стратегических бомбардировщиков (пилот МиГ-15бис в полете производил сцепку со специальным тросом, который выпускал Ту-4, затем выключал двигатель и продолжал полет в безмоторном режиме). В 1951–1953 годах совместно с С. Амет-Ханом, Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым проводил испытания пилотируемого аналога крылатой ракеты КС («Комета»). Руководил планерной секцией Совета ДОСААФ. В 1953 году провел испытания самолетов МиГ-21Ф на штопор и МиГ-19 на динамический потолок, в 1956 – Ту-104 и Як-26, в 1958 – Як-28. В 1957 году совместно с Г. М. Шияновым провел испытания СМ-30 (системы запуска самолета МиГ-19 с наземной катапульты). В 1958 году – испытания Ту-104 на устойчивость и управляемость, в 1959 году – испытания Ту-16 на срыв и сваливание. У Анохина на Ту-16 тоже было приключение. При испытаниях с имитацией невесомости требовалось проверить возможность запуска двигателя блока «Л» перед нашими очередными пусками по Венере. Блок «Л» не запустился, но загорелся. Анохин приказал экипажу покинуть самолет: авария была неизбежной. Фонари на штатных местах почему-то не открывались. Люди бросились в хвост и прыгали из хвостовой точки. Анохин пытался спасти горящий самолет, но, убедившись, что это невозможно, ухитрился его отогнать «куда подальше» и тоже покинул. Его искали неск. суток. Сочли уже погибшим если не от увечий при аварии, то от 30-градусного мороза. Но он не замерз, а отыскал в лесу избушку, в которой зимовал лесник, имевший большие запасы крепких напитков. В этой избушке Анохин провел неск. суток. Только отдохнув и отоспавшись, он распрощался со своим гостеприимным собутыльником, добрался до большой дороги и вернулся «с того света» к постоянному месту службы. В феврале 1959 года проводил работу по определению возможности вывода самолета из перевернутого штопора вслепую (испытания проводились на самолете МиГ-15УТИ). В 1960 году выполнил неск. десятков полетов на летающей лаборатории Ту-104АК, созданной для исследования режима невесомости. Параллельно с испытаниями самолетов проводил испытания планеров А-13 (1958 г.), А-15 (первый вылет – 26.03.1960), «Амур» (1961 г.), принимает участие в испытаниях планера КАИ-17 (1962 г.). В августе 1962 г. по здоровью списан с летно-испытательной работы в транспортную авиацию. После этого работал заместителем начальника летно-испытательного комплекса ЛИИ по методическим вопросам. В феврале 1964 вышел в отставку, в марте уволился из ЛИИ. С 5 мая 1964 года и. о. начальника методического отдела в ОКБ-1 (НПО Энергия). 23 мая 1966 года включен в группу кандидатов в космонавты по программе «Союз», командир группы. Прошел курс подготовки к космическим полетам, в августе 1967 включен в группу кандидатов в космонавты (ЦКБЭМ) по программе Н1–Л3 (высадка на Луну), в 1967-68 проходил подготовку в составе группы. В сентябре 1968 года прекратил подготовку, но остался командиром отряда гражданских космонавтов. С октября 1973 года – начальник отдела ЦКБЭМ, с марта 1974 года – начальник сектора, с 27 ноября 1978 года – зам. командира отряда космонавтов-испытателей, с марта 1982 года – ведущий инженер в ЦКБЭМ. Последний раз поднялся в небо в 1983 году в возрасте 73 лет на мотодельтаплане в Коктебеле, на торжествах, посвященных 60-летию советского планеризма. Анохин, обычно молчаливый, казавшийся замкнутым, после первых стопок становился интереснейшим собеседником и бесхитростным рассказчиком необычайных летных происшествий. Рассказывал Анохин с удивительной простотой, доходчиво и без всякой рисовки. У неискушенного слушателя, не знающего Анохина, создавалось впечатление, что работа летчика-испытателя – дело простое, отнюдь не героическое и совсем непонятно, почему в мирное время погибают летчики-испытатели. За время своей летной деятельности освоил ок. 200 типов самолетов и планеров, провел испытания 30 типов самолетов, выполнил 308 парашютных прыжков. Жена – планеристка Маргарита Раценская (в свое время она была его ученицей в ВЛПШ), 1913 г.р. Сын – Анохин Сергей, 1937 г.р., ст. лаборант и курьер ЛИИ имени Громова Дочери – Анохина Мария и Анохина Наталия. Умер в Москве от рака желудка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий