воскресенье, 19 апреля 2020 г.

Шевченко Тарас

Шевченко Тарас (1814 ‒ 1861, Петербург) – украинский поэт, художник, мыслитель, революционный демократ. Родился в семье крепостного крестьянина в с. Моринцы Черкасской обл. Рано осиротел; был пастухом, батраком у попа, с 14 лет «казачком» у своего помещика П. Энгельгардта. Грамоте учился у сельского дьячка. С 1829 жил с помещиком в г. Вильнюсе, а с его переездом в Петербург (1831) был отдан (1833) в обучение к «разных живописных дел цеховому мастеру» Ширяеву. Весной 1838 Ш. был выкуплен из крепостной неволи. Первые из дошедших до нас произведений Ш. ‒ баллада «Порченая», стихотворения «Думка» («Течет вода в сине море»), «Вечной памяти Котляревского» и поэма «Катерина» ‒ датируются 1837‒38. В 1840 вышел сборник поэтических произведений Ш. «Кобзарь», где были впервые опубликованы стихотворения «Думы мои», «Перебендя», «Думка» («Нащо менi чорнi брови...»), «К Основьяненко», «Иван Подкова», баллада «Тополь», поэмы «Катерина» и «Тарасова ночь». Раннее творчество Ш., итоги которого были подведены появлением «Кобзаря», развивалось в русле романтизма. В балладах и поэмах реальность тесно сплетается с фантастикой народных легенд и преданий; в основе сюжетов лежит несчастная, трагически обреченная любовь. Однако уже в ранних произведениях Ш. заметна мощная струя реализма: его героини полны неподдельно правдивого чувства, за их страданиями видятся конкретные жизненные обстоятельства. «Катерина», например, ‒ вполне реалистическая поэма о горькой судьбе, отчаянии и самоубийстве простой крестьянской девушки, обманутой офицером и брошенной им с ребенком на руках. С течением времени тема любви и женской доли приобретает в творчестве Ш. все большую историческую определенность. Оправдывается и освящается беспощадная месть угнетателям за поруганное человеческое достоинство (поэмы «Слепая», 1842, «Марина», 1848. «Княжна», 1847). То же движение к реализму и в исторической теме. От ранних произведений «Тарасова ночь» (1838), «Иван Подкова» (1839), проникнутых романтикой старинных преданий, поэт все ближе подходит к теме национально-освободительной борьбы. В самой крупной из его исторических поэм «Гайдамаки» (1841) изображены события великого народного восстания 1768, известного под названием »Колиивщина», против шляхетского польского гнета. Эта поэтическая эпопея исторически правдива и при том вся обращена к современности: воспоминаниями о славе предков Ш. стремился воззвать угнетенный украинский народ к революционной борьбе за свое освобождение. В 1843 Ш. поехал в Украину; вернулся в Петербург в 1844; весной 1845 снова отправился на Украину, намереваясь поселиться в Киеве. Впечатления от поездок по Киевской, Полтавской, Черниговской и Волынской губерниям (в качестве художника Киевской археографической комиссии), в особенности от тяжелого положения закрепощенного крестьянства, заметно усилили революционные устремления Ш. Во время поездок он писал антикрепостнические стихи, занося их в альбом («Три года»), читал их знакомым, давал переписывать. В 1846 Ш. вступил в тайное Кирилло-Мефодиевское общество, где занимал наиболее левые позиции; в апреле 1847 по доносу провокатора был арестован и затем отдан в солдаты в Орскую крепость (в Оренбургскую губернии, а в 1850 ‒ в Новопетровское укрепление на полуострове Мангышлак, ныне г. Форт-Шевченко) за то, что, как сказано в приговоре, «сочинял стихи на малороссийском языке, самого возмутительного содержания». Утверждая приговор о ссылке и «строжайшем наблюдении, дабы от него, ни под каким видом, не могло выходить возмутительных сочинений», Николай I добавил от себя: «под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать».
Стихи и поэмы «Сон» (1844), «Кавказ» (1845), за которые царизм преследовал поэта, знаменовали новый этап в развитии украинской политической лирики и сатиры. В них Ш. поднялся на новую ступень исторического и политического сознания. Здесь он гневно заклеймил самодержавие, призывал народы к общечеловеческому братству, прославлял борьбу народов России против колон. угнетения. Оба произв. знаменовали новый шаг в развитии реализма Ш., в развитии его революционно-демократических взглядов. С этими и последующими его произведениями 40‒50-х  украинская поэзия полноправно вошла в круг развитых европейских литератур и оказала в 19 в. большое влияние на поэзию славянских народов. Выдающуюся роль в этом сыграли стихотворение «Завещание» («Як умру, то поховайте...», 1845), содержавшее открытые призывы к свержению царизма и крепостничества и предвещавшее народам прекрасное будущее, и поэма «Еретик» («Иван Гус») (1845), направленная против церковного мракобесия и политической реакции, проникнутая идеей дружбы народов. В ссылке Ш. пробыл с 1847 по 1857 и был освобожден после смерти Николая I. Ссылка не убила талант Ш. и не сломила его волю и революционные убеждения. Стихотворения и поэмы «невольничьей музы» (так называл поэт свои произведения, созданные в ссылке и тщательно скрываемые при обысках и арестах) отмечены ростом революционных настроений: в цикле стихотворений «Цари» (1848) с новой силой звучит обвинительный приговор коронованным тиранам и призыв к расправе с ними. В цикле «В каземате» (1847) поэт излил горячую, обостренную ссылкой любовь к Украине и ее закрепощенному народу, а в других стихах ‒ чувство братской любви ко всем угнетенным народам (например, к казахам в стихотворении «Топор был за дверью у господа бога...», 1848).
В годы ссылки были написаны реалистические повести на русском языке: «Княгиня» (1853), «Музыкант» (1854‒55), «Несчастный», «Капитанша», «Близнецы» (все ‒ 1855), «Художник» (1856); ранее были написаны повести «Наймичка» (1844) и «Варнак» (1845); после ссылки ‒ «Прогулка с удовольствием и не без морали» (1856‒58); все они проникнуты антикрепостническими настроениями. В центре повестей «Варнак», «Музыкант», «Художник», «Прогулка...» ‒ личность крепостного интеллигента, в судьбе которого много автобиографических черт. Во взглядах героя на искусство звучит голос автора ‒ убежденного сторонника реализма, близкого теории и практике «натуральной школы» в литературе. Возвращение Ш. из ссылки было долгим и трудным. По дороге, в Новгороде, он был задержан, ему запретили въезд в обе столицы. Однако друзья добились для него разрешения жить в Петербурге, куда он прибыл весной 1858. Здесь он сблизился с кругом авторов «Современника» и близко сошелся с Н. Чернышевским, Н. Добролюбовым, Н. Некрасовым, М. Михайловым, бр. Курочкиными и др. В его сатире зазвучали еще более резкие и гневные ноты. «Третье отделение» снова установило за поэтом строгий надзор. Летом 1859, когда Ш. поехал на Украину, его арестовали близ с. Прохоровка, а после ареста обязали покинуть Украину и вернуться в Петербург. В 1860 появилось новое (наиболее полное из трех прижизненных) издание «Кобзаря» (однако поэмы «Сон», «Кавказ», «Еретик», стихотворение «Завещание» и подобные им произведения не могли войти в него). Добролюбов откликнулся на «Кобзарь» рецензией в «Современнике», назвав Ш. «поэтом совершенно народным». Ряд стихотворений, не вошедших по цензурным условиям в «Кобзарь», друзья поэта опубликовали в 1859 в Лейпциге (сб. «Новые стихотворения Пушкина и Шевченки»). Произведения 1857‒61 ‒ вершина поэзии Ш., теперь еще более богатой и разнообразной по темам (общественно-политическим, философским), настроениям, палитре красок в стихах о природе, глубокой мудрости размышлений о поэзии (триптих «Доля», «Муза», «Слава», 1858, и др.), по ритмике и высокой культуре выразительных средств и мастерству художественной образности. К самым большим достижениям этого периода относятся поэмы «Неофиты», «Юродивый» (обе ‒ 1857), «Мария» (1859) и лирика 50-х ‒ начала 60-х  В «Неофитах» Ш. прославлял революционеров, декабристов (в аллегорических образах первых христиан); в образе Нерона легко угадывается Николай I, в патрициях ‒ помещики и вельможи. Подражания псалмам и библейским мотивам («Подражание 11 псалму», «Осии, глава XIV», поэма «Мария») тоже использованы Ш. для выражения революционно-демократических идей. В шедеврах его лирики «О, люди, бедные, слепые...», «И Архимед и Галилей», «Нигде ни в чем отрады нету», «Хотя лежачего не бьют» (все ‒ 1860) революционные призывы сопровождаются уверенностью, что «будет кара! царям, царятам на земле». В этих и других стихах (особенно «Свете тихий! Свете ясный!...») Ш. прозревал будущее в свете социалистических идеалов. Поэтика Ш., близкая к народной традиции, эволюционировала (не порывая с нею) к все большей и неповторимой оригинальности. Ритмико-интонационная структура поэзии Ш. опирается на украинский народный стих, но ей свойственно богатейшее разнообразие форм и вариантов, ритмики и строфики силлабического (12‒11- и 14- сложного) и силлаботонического стихосложений (например, 28 видов строфики только в стихах, написанных четырехстопным ямбом). Ш. внес в украинскую поэзию невиданное богатство тем, радикально расширил ее культурные и интеллектуальные горизонты, включив в нее исторические и современные мотивы из жизни многих европейских народов, идеи и образы европейских литератур. Многие произведения Ш. положены на музыку Н. Лысенко и другими украинскими (К. Стеценко, Я. Степовый, С. Людкевич и др.) и русскими (М. Мусоргский, П. Чайковский, С. Рахманинов) композиторами. Стихотворения «Думы мои, думы мои», «Завещание», начало баллады «Порченая» («Реве та стогне Днiпр широкий») стали народными песнями; «Завещание» вошло в круг революционных песен. Смерть Ш. была воспринята как большая потеря для литературы и освободительного движения. На его похоронах присутствовали многие литературные и общественные деятели, среди них М. Салтыков-Щедрин, И. Тургенев, Ф. Достоевский, Н. Лесков и др. Н. Некрасов написал стихотворение «На смерть Шевченко». А. Герцен поместил в «Колоколе» проникновенный некролог.

Ш. известен также как художник. В 1838‒45 он учился в петербургской АХ у К. П. Брюллова. Реалистическая направленность его творчества проявилась в ранних работах («Катерина», 1842, Киевский музей Т. Шевченко, серия офортов «Живописная Украина», изд. 1844) и достигла острой обличительной силы в сериях акварелей и рисунков, созданных в ссылке (серия «Притча о блудном сыне», «Наказание шпицрутенами» ‒ тушь, бистр, 1856‒1857, и др.). По возвращении из ссылки Ш. много работал как гравер, видя в гравюре средство распространения искусства в народе (в 1860 получил звание академика по гравированию на меди). Создал ряд глубоких, психологических портретов («Автопортрет», 1840 ‒ 1841, Киевский музей Т. Г. Шевченко), эмоциональных пейзажей Украины и Казахстана.

Ш. ‒ основоположник новой украинской литературы, зачинатель критического реализма и революционно-демократического направления в украинской литературе и живописи. С его творчеством связаны лучшие традиции украинской литературы. Произведения Ш. переведены на многие языки мира. В сов. времяшевченковедение выделилось в специальную отрасль литературной науки. Музеи Ш. существуют в Киеве, Каневе (где похоронен Ш.), с. Шевченко, с. Моринцы, Ленинграде, Орске и других городах и селах. Его имя носят институт литературы АН Украины и Киевский университет; в республике учреждена премия им. Ш.

В Москве:

В 1858 г. Москву посетил поэт Т. Шевченко (1814-1861). Он приехал поздно вечером 10 марта и, проведя ночь в гостинице, поселился у своего друга М. Щепкина в Воротниковском переулке (дом неизвестен). Дружеские отношения их возникли еще в начале 1840-х годов. Шевченко посвятил М. Щепкину свою знаменитую поэму «Неофита» и стихотворение «Чигирин». Когда поэт освободился от солдатчины и ссылки и был поселен в Нижнем Новгороде, М. Щепкин, несмотря на преклонный возраст и слабое здоровье, поспешил повидать его. В день его приезда, 24 декабря 1857 г., Шевченко записал в дневнике: «Праздникам праздник и торжество есть из торжеств! В три часа ночи приехал Михайло Семенович Щепкин». С не меньшей радостью встретил артист своего друга в Москве. Он ввел его в московскую литературную среду, показывал Москву и древний Кремль. Несколько раз Шевченко был в книжном м-не Н. Щепкина, где 24 марта присутствовал на торжественном обеде с московскими писателями. В школе живописи на Мясницкой, 21 поэт посетил своего старого приятеля - художника А. Н. Мокрицкого, учителя В. Перова и И. Шишкина. Бывал он также у историка И. Забелина (Новая Басманная ул., 2, дом перестроен) и артиста С. Шуйского (Б. Дмитровка, 26). 18 марта Шевченко провел вечер у О. Бодянского (Газетный пер., 3, дом не сохранился) - «наговорились досыта». Из ссылки поэт тайно послал ему через близких знакомых несколько писем, в которых горько сетовал на свою участь. Из писем Шевченко явствует, что в 1847 г., проезжая перед арестом из Петербурга на Украину, он также виделся в Москве со своим «друже единым». В это время О. Бодянский жил на Малой Никитской дом № 10 (не сохранился). 22 марта Шевченко занес в дневник: «Радостнейший из радостных дней! Сегодня я видел человека, которого не надеялся увидеть в теперешнее мое пребывание в Москве. Человек этот - Сергей Тимофеевич Аксаков». 24 марта поэт «еще раз виделся» с ним «и еще раз счастлив». В эту зиму С. Аксаков жил в доме № 24 на Тверском бульваре. 25 марта Шевченко и вернувшийся из ссылки декабрист С. Г. Волконский провели вечер у славянофила А. И. Кошелева (Поварская ул., 31). На следующий день, рано утром поэт, «закупоренный в вагоне, оставил... гостеприимную Москву. В Москве более всего радовало меня то, что я встретил в просвещенных москвичах самое теплое радушие лично ко мне и непритворное сочувствие к моей поэзии».

Комментариев нет:

Отправить комментарий