понедельник, 20 апреля 2020 г.

Кучеренко Николай (конструктор)

Николай Кучеренко (1908 — 1976) — инженер-конструктор, один из создателей танка Т-34, инженер-полковник. Родился в городе Лозовая Харьковской области в семье машиниста паровоза. В июле 1930 года закончил Харьковский институт инженеров транспорта (он же — Транспортно-тяговый институт Народного комиссариата путей сообщения, Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта НКПС с осени 1933 года, ныне Харьковская государственная академия железнодорожного транспорта). В дни летних каникул работал столяром, литейщиком, кузнецом, токарем, кочегаром и помощником машиниста паровоза. С 1 марта 1931 года, после окончания института, Н. А. Кучеренко работал чертёжником-конструктором на Харьковском паровозостроительном заводе (в 1936 году танковое производство на ХПЗ получило наименование «Завод № 183»). В этом же году Кучеренко перешёл на работу в танковую конструкторскую группу. В 1934 — 1937 годах — заместитель начальника конструкторского бюро, в 1938 — 1939 годах — начальник КБ-100, в 1939 — 1940 годах — заместитель начальника КБ-520, в 1940 — 1947 годах — начальник КБ-520, заместитель главного конструктора завода № 183, эвакуированного в 1941 году в Нижний Тагил и воссозданный на базе Уралвагонзавода. Н. А. Кучеренко участвовал в совершенствовании организации производства советского серийного танка Т-24, в разработке лёгких колесно-гусеничных танков БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1934) и БТ-7М (1938). Совместно с М. И. Кошкиным и А. А. Морозовым участвовал в создании опытных танков А-20 и А-32, а также серийного среднего танка Т-34, принятого на вооружение 19 декабря 1939 года. В годы Великой Отечественной войны и после неё Н. А. Кучеренко работал на Уральском заводе № 183 в Нижнем Тагиле начальником КБ-520, заместителем главного конструктора завода (1941 — 1947), руководил модернизацией танка Т-34, участвовал в разработке танка Т-44 и ряда других опытных образцов. В 1947 — 1949 годах — главный конструктор главного управления Министерства транспортного машиностроения СССР (Москва). В 1949 — 1952 годах — главный инженер Уралвагонзавода (Нижний Тагил). В 1952 — 1967 годах находился на руководящей работе: начальник главного управления танкового производства Министерства транспортного машиностроения СССР (позднее было преобразовано в Комитет оборонной промышленности, а затем в Министерство оборонной промышленности). Председатель государственной экзаменационной комиссии в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана, главный редактор журнала «Вестник танковой промышленности». В 1960-х годах под непосредственным руководством Кучеренко сконструирована самоходная тележка, послужившая в дальнейшем для создания «Лунохода».

Комментариев нет:

Отправить комментарий