вторник, 7 апреля 2020 г.

Радищев Александр

Радищев Александр (1749, Москва – 1802, Петербург) – писатель, философ, революционер. Сын богатого помещика, Р. получил общее образование в Пажеском корпусе (1762≈66); для изучения юридических наук был отправлен в Лейпцигский университет (1767≈71), где занимался также естественными науками. Особую роль в формировании его мировоззрения сыграли сочинения французских просветителей, особенно К. А. Гельвеция. По возвращении в Россию Р. был назначен протоколистом в Сенат; с 1773 служил обер-аудитором (юридическим советником) штаба Финляндской дивизии в Петербурге. К этому времени относится начало его литературной деятельности. В 1771≈1773 Р. выполнил ряд переводов; наиболее интересен изданный Н. И. Новиковым в 1773 перевод сочинений Г. Мабли «Размышления о греческой истории» с примечаниями Р.; в одном из них он утверждал, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», и доказывал, что народ имеет право судить монарха-деспота. В 1775 Р. вышел в отставку; в 1777 поступил на службу в Коммерц-коллегию (с 1780 помощью управляющего, с 1790 управляющий Петербургской таможней).

В конце 1750-х – начале 60-х гг. жил в Москве в доме родственника матери – М. Д. Аргамакова. Учился в Пажеском корпусе в Петербурге (1762–66) и Лейпцигском университете (1767–71). Вернувшись в Россию, служил в Петербурге. В 1775–76 жил в Москве, в р-не ул. Сретенки. В 1790 издал антикрепостническое «Путешествие из Петербурга в Москву», за что приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь на 10 лет. Книга Радищева была конфискована, тираж уничтожен. Осенью 1790 по пути в Сибирь Радищев 3 недели пробыл в Москве под стражей в доме Московского губернского правления (проезд Воскресенские ворота, 1; мемориальная доска, 1962, скульптор Г. Г. Сорокин). По возвращении из ссылки Радищев останавливался в Москве в 1797. 
Материалистически решая основной вопрос философии («Бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе»), Р. отстаивал идею беспредельной познаваемости мира. Познание осуществляется чувственным восприятием, опытом и разумом, причем Р. подчеркивал, что при существовании разных видов «силы познания» сама она «едина и неразделима». Главные свойства материи ≈ бытие, движение, пространство и время. Материальный орган мысли ≈ мозг; отличительная особенность человека ≈ речь. Говоря о непрерывной эволюции как результате борьбы противоположностей, доказывая, что «будущее состояние вещи уже начинает существовать в настоящем, и состояния противоположные суть следствия одно другого неминуемые», Р. подходил к диалектике.

Исторический процесс Р. рассматривал как развитие по спирали, в котором эпохи регресса («заблуждения», «рабства») сменяются эпохами прогресса («истины», «вольности»). Из этого он делал вывод о неизбежности революций. Человек ≈ существо не только общественное, но и активное. Поэтому движущей силой исторического процесса в конечном счете являются люди; их эгоистические «страсти» приводили в прошлом к краху «вольности» и торжеству порабощения. Однако если люди познают гибельность эгоистических «страстей» и сумеют их обуздать, то в будущем революция, «вольность» может восторжествовать окончательно. Исходя из этого, Р. огромное внимание уделял проблемам воспитания; он явился основоположником русской революционной педагогики, этики и эстетики. Особую роль в истории он придавал слову (литературе, поэзии, ораторскому искусству). Активной, преобразующей, творящей силе слова посвящена незаконченная аллегорическая оратория Р. «Творение мира» (ок. 1779≈82), «Слово о Ломоносове» (1780) и др. О роли примера, значении выдающейся личности в истории Р. писал в «Слове о Ломоносове», «Письме к другу, жительствующему в Тобольске» (1782). Обобщением исторических и политических концепций Р. стала ода «Вольность» (ок. 1783) ≈первое произведение русской революционной поэзии. Революция в России, на взгляд Р., неизбежна, произойдет она нескоро и ход ее будет особым: в процессе революции и гражданской войны громадное государство распадется на части, которые объединятся в добровольный союз республик и «волка хищного (т. е. самодержавие) задавят». Учение об активном человеке, о праве угнетаемых на восстание и о роли в нем выдающейся личности, вождя составило философско-политическую основу «Жития Ф. В. Ушакова» (1788, опубликовано 1789), сюжетом которого является биография друга юности Р. и рассказ о бунте русских студентов в Лейпциге. Мысль о зависимости человека от среды (прежде всего от политических и социальных условий), изображение формирования характера под воздействием обстоятельств сделали Р. основоположником реалистического метода в русской прозе.

С середины 80-х гг. Р. работал над главным произведением ≈ «Путешествием из Петербурга в Москву», в которое ввел ряд сочинений, написанных ранее. Приобретя печатный стан, Р. напечатал в начале 1790 «Письмо к другу», а в конце мая того же года ≈ «Путешествие...». Свободная форма повествования, которую давал жанр путешествия, позволила Р. реалистически изобразить разные стороны русской жизни, различные сословия, рассмотреть политические, социальные, юридические, экономические, исторические, этические, эстетические, бытовые и др. проблемы действительности. Показав сначала полнейшее беззаконие и бесправие, царящие во всех областях русской жизни, Р. прямо указал на главный источники зла ≈ самодержавие и крепостничество. Далее Р. вскрыл иллюзорность взглядов тех, кто видел способы улучшения жизни в распространении образования и развитии торговли, кто уповал на религию, личную добродетель и строгое соблюдение законов; он показал беспочвенность надежд на «просвещенного монарха» и бесперспективность стихийных крестьянских восстаний; в конечном счете, он подвел читателя к выводу, что единственное средство изменения жизни ≈ полная ломка политических и социальных отношений, разрушение самодержавно-крепостнического строя путем народной революции. При этом Р., понимая, что условий для революции в современной России нет, подчеркивал: «Не мечта сие я зрю сквозь целое столетие». Произведение Р., будучи явлением жанра «просветительского путешествия», сложно в жанровом отношении и соответственно ≈ художественной стилистике. Метод воспроизведения действительности в «Путешествии...» в целом реалистичен; но в воссоздании внутреннего мира самого путешественника есть элементы революционного сентиментализма; включенная же в главу «Тверь» ода ≈ произведения революционного классицизмаСатирическое обличение и эмоциональный самоанализ постоянно перемежаются с бытописью и жанровыми сценками; политическая проповедь и философская публицистика переплетена с драматической исповедью и шуточными признаниями; сарказм и обличительный пафос оттеняются повседневным говорком, издевкой, юмором. В повествование о путешествии и размышления героя введены «чужие» рассказы, рассуждения, письма, теоретические «проекты», исторические и литературные трактаты, стихи, комедийный диалог и т.д. В связи с этим необычайно широк диапазон языковых и стилистических средств Р. ≈ от крестьянского просторечия (но без обычной в литературе эпохи фонетической транскрипции) и литературного языка, построенного на разговорной речи, до публицистических «слов» и политической проповеди, насыщенных архаизмами и славянизмами. Отрицая теорию «трех штилей» и стилистическую регламентацию сентиментализма, Р. создавал принципиальные основы художественной стилистики реализма. Уже через 3 недели после появления книги началось следствие, которым руководила Екатерина II. 30 июня 1790 Р. был заключен в Петропавловскую крепость. Суд приговорил его к смертной казни, которую императрица заменила лишением чинов и дворянства и ссылкой на 10 лет в Илимский острог в Сибири. При Павле I в 1797 Р. был переведен под надзор полиции в одно из имений отца ≈ с. Немцово Калужской губернии. В ссылке Р. создал философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792≈95), ряд экономических и исторических трудов, поэтические произведения. Статья Р. «Памятник дактилохореическому витязю» (1801≈02) заложила основы научного стиховедения в России. После воцарения Александра I Р. был «прощен» и определен на службу в Комиссию составления законов. В юридических трудах и законодательных проектах 1801≈02 он проводил прежние идеи, требуя уничтожения крепостного права и сословных привилегий. В ответ на угрозу новой ссылки, реализуя мысль о праве человека на самоубийство как форму протеста (о чем сам писал в «Путешествии...» и др.), Р. отравился. Основные сочинения Р. находились под запретом до 1905, однако они распространялись в списках (известно ок. 80 списков «Путешествия» и 9 ≈ «Вольности»). Идеи Р. оказали значительное воздействие на А. С. Пушкина, декабристов, А. И. Герцена, на все последующие поколения русских революционеров, на русскую поэзию и развитие реализма в русской литературе. 

В 1919 именем Радищева названы Верхняя и Нижняя Радищевские ул. на Таганке (бывш. Верхняя и Нижняя Болвановские ул.); его имя присвоено библ.м № 10 (улица Бахрушина, 4), № 19 (Тетеринский переулок, 18). В 1918 на Триумфальной площади был установлен гипсовый бюст Радищева (скульптор Л. В. Шервуд, ныне хранится в Музее архитектуры). Мраморный бюст Радищева установлен в сквере на Верхней Радищевской ул. . Музеи Р. находятся в Саратове и в селе Верхнее Аблязово (ныне Радищеве Пензенской области), где Р. провел детские годы.

Радищев Александр (1749-1802) – писатель, просветитель, философ. Из семьи богатого помещика. В конце 1750-х – начале 60-х гг. жил в Москве в доме родственника матери – М. Д. Аргамакова. Учился в Пажеском корпусе в Петербурге (1762–66) и Лейпцигском университете (1767–71). Вернувшись в Россию, служил в Петербурге. В 1775–76 жил в Москве, в р-не ул. Сретенки. В 1790 издал антикрепостническое «Путешествие из Петербурга в Москву», за что приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь на 10 лет. Книга Радищева была конфискована, тираж уничтожен. Осенью 1790 по пути в Сибирь Радищев 3 недели пробыл в Москве под стражей в доме Московского губернского правления (проезд Воскресенские ворота, 1; мемориальная доска, 1962, скульптор Г. Г. Сорокин). По возвращении из ссылки Радищев останавливался в Москве в 1797. В 1919 именем Радищева названы Верхняя и Нижняя Радищевские ул. на Таганке (бывш. Верхняя и Нижняя Болвановские ул.); его имя присвоено библ.м № 10 (улица Бахрушина, 4), № 19 (Тетеринский переулок, 18). В 1918 на Триумфальной площади был установлен гипсовый бюст Радищева (скульптор Л. В. Шервуд, ныне хранится в Музее архитектуры). Мраморный бюст Радищева установлен в сквере на Верхней Радищевской ул.

В Москве:

В нашем городе он родился и жил у дяди Аргамакова (директора МГУ) в 1756-1762 годах, когда слушал обучался гимназическому курсу у француза-гувернера, слушал лекции известных профессоров. Затем уехал в Петербург (в Пажеский корпус), но очевидно впоследствии бывал в Москве. С детских лет был связан с Москвой А. Н. Радищев (1749-1802). Он жил здесь с семи лет у родственника матери - М. Ф. Аргамакова, в доме которого давали уроки профессора и преподаватели Московского университета. Местонахождение дома М. Ф. Аргамакова, где Радищев провел ок. восьми лет, неизвестно. В 1764 г. Радищев поступил в Пажеский корпус и переехал в Петербург. В 1771 г. Радищев вернулся на родину после обучения в Лейпцигском университете. Он неоднократно бывал в Москве по дороге из Петербурга в усадьбу своих родителей Верхнее Аблязово (Пензенская область). 1775 и 1776 гг. Радищев прожил в Москве. Дорога из Петербурга в Москву, постоянные ост. на почтовых станциях, встречи с помещиками, купцами, ямщиками, крепостными крестьянами, отставными солдатами раскрывали перед писателем безрадостную картину жизни. «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала», - пишет он в предисловии к «Путешествию из Петербурга в Москву», которое А. С. Пушкин назвал «воззванием к возмущению». Книга Радищева была конфискована, так как расценивалась как «наполненная самыми вредными умствованиями... стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства, и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской». Писатель-революционер Радищев был приговорен к ссылке в глухой «Илимский острог на десятилетнее безысходное пребывание». «За крепчайшею стражею» его везли через Москву. Тяжело больной, он пробыл здесь ок. трех недель. Здание Московского губернского правления, куда Радищев был доставлен в сентябре 1790 г., помещалось в нынешнем Историческом проезде (сейчас проезд Воскресенских Ворот – прим. ред.), в доме № 1. Смерть Екатерины II освободила Радищева от ссылки. Ему было предписано поселиться в своей усадьбе Немцово (Калужская область). Направляясь туда из Сибири, он пробыл в Москве неск. дней. Его «Дневник путешествия из Сибири» свидетельствует, что писатель приехал в Москву утром 11 июля 1797 г. и остановился «в Рогожской». В память этого именем писателя названы Верхняя и Нижняя Радищевские ул. (бывш. Верхн. и Нижн. Болвановки).

Из жизни:

Отец его был набожным и сам он в детстве обучался грамоте по Псалтири и Часослову. Его жизнь была в основном связана с Петербургом, где он стал дворянином. Обучался праву в Лейпцигском университете и здесь же познакомился с идеями французских просветителей – и воспринял их. 10 лет работал на Петербургской таможне, став в итоге ее руководителем.
Первый раз женился в 26 лет на дочери чиновника Анне Рубановской (4 детей), а всего был женат 2 раза, т. к первая жена умерла при рождении четвертого ребенка – второй раз женился, когда ему уже было за 40, в ссылке – на младшей сестре первой жены – Елизавете (3 детей). Вторая жена вскоре умерла при возвращении из ссылки от простуды.
В «Путешествии из Петербурга в Москву» очень неприглядно изобразил российскую действительность, где народ трудится в поте лица, чтобы не умереть, дороги грязные, везде воровство, невежество, ужасное жилье, бесстыжие девки, беззакония помещиков.

Мировоззрение:

Вольнодумец-гуманист.
Смелые рассуждения Радищева о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни в книге «Путешествие» вызвали недовольство Екатерины Второй, которая назвала Радищева бунтовщиком хуже Пугачева. В 1790 году его арестовали и сослали на 10 лет в Сибирь за разжигание недовольства народа и оскорбление царской власти. Но при Павле Первом (1796) его вернули из ссылки и велели жить безвылазно в своем родовом имении в Калужской губернии, при Александре же Первом – дали полную свободу. Он участвовал в составлении либеральных законов (равенстве всех перед законом, свободе печати и т. д.). Тогда председатель комиссии упрекнул его в вольнодумстве и пригрозил новой ссылкой. Радищев этого не выдержал и с горя выпил яд – умер в ужасных мучениях в 53 года. Но есть мнение, что он умер от тяжелой болезни, от чахотки и пр. Он усмотрел для себя невозможность служить добру, возвышенно и бескорыстно. А препятствия увидел в тех же внешних обстоятельствах. В итоге жизнь была факт. прожита зря, да еще и соблазнил многих своими бунтовщическими идеями. Герцен ставил Радищева в ряд святых, пророк, первых сеятелей и борцов с режимом, предтечей революционеров. Ленин вообще назвал его первым русским революционером. Радищев был атеистом с масонскими убеждениями. В мире все материально. Чувственный опыт – главный источник познания мира и его вещей, но в нем обязательно должен участвовать и разум. Человек только телесен (душа тоже телесна), но он имеет высшую телесность (благодаря наличию разума и нравственности), хотя и связан с животными (потому что все – телесно). Хотел облегчить тяжелое социальное положение народа. Он искренне сочувствовал и сострадал простому народу и готов был пожертвовать всем бескорыстно ради улучшения его участи. Однако причину всех социальных бед он видел не поврежденности человека грехом (это он отрицал), а в распространении невежества и внешних обстоятельствах. Про Бога он редко упоминал (а если и случалось, то спрашивал у Бога, почему Он отвернулся от людей?) и счастье народа представлял абстрактно и сентиментально (романтически). Считал, что только тогда будет справедливость, когда люди станут равны. Однако, как ни меняй условия внешние, поврежденная природа человеческая останется все той же, если не будет стремления к внутреннему очищению от греха, о чем он вообще не упоминал. Некая странная мистическая странница, которая Радищеву явилась во время «Путешествия» и объявила себя истиной, на самом деле - от беса и есть бесовское прельщение ума.

Память:

В Москве есть ул. Верхняя и Нижняя Радищевская, на Верхней стоит памятник писателю. Есть также железнодорожная платформа Радищево в Солнечногорском р-не Московской области.

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ 1788

«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».
«Тилемахида», том 2, кн. 18, стих 514
А. М. К. (Алексею Михайловичу Кутузову)
Любезнейшему другу.
«Что бы разум и сердце произвести ни захотели, тебе оно, о! сочувствен-ник мой, посвящено да будет. Хотя мнения мои о многих вещах различествуют с твоими, но сердце твое бьется моему согласно - и ты мой друг.
Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою - и узрел, что бедствия человека происходят от человека. <...> Я человеку нашел утешителя в нем самом. «Отыми завесу с очей природного чувствования - и блажен буду». Воспрянул я от уныния моего, <–> – я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благо действии себе подобных. Мой друг! ты близ моего сердца живешь - и имя твое да озарит сие начало».
ВЫЕЗД
Отужинав и простившись с друзьями, путешественник в кибитке устремился вперед. Во сне он увидел себя одиноким в пустыни и горько ему... Благословенная рытвина разбудила его на почтовом дворе Софии.
СОФИЯ
Комиссар разбуженный путешественником уперся, нет лошадей и все, хотя в конюшнях их до двадцати штук. Но двадцать медных копеек сделали свое дело, ямщики всегда помогут щедрому. Лошади мчат, извозчик затянул заунывную песню. В народных песнях есть «нечто, скорбь душевную означающее». Русский человек в основе задумчив, а захочет разогнать скуку - идет в кабак. Извозчик поет и седока уносит в сон. Сон - отрада многострадальному человеку. Как и смерть. «А есть ли она конец скорби?» Одна надежда на Бога, что не оставит страдальца.
ТОСНА
Дороги, российские дороги! Эта – лучшей считалась. Но время, но дождь и где она - хорошая дорога?! В почтовой избе, измученный дорогой путешественник, разговорился с архивным регистратором, который собрал на работе много материалов и готов многим родам доказать их происхождение от Владимира Мономаха или от Рюрика; Но – поиздержался. Путешественник понял его мысль и дал ему деньги, а также посоветовал в Петербурге продать бумаги на вес разносчикам для обертки, чтобы не возрождать «истребленного в России зла - хвастовства древния породы-».
ЛЮБАНИ
Удивился путешественник видя пашущего в воскресенье мужика, решив, что он раскольник. «Нет, барин, я прямым креслом крещусь, – сказал он, – А Бог милостив, с голоду умирать не велит, когда есть силы и семья». Всю неделю работает он на барщине, вот себе и остается воскресенье, да ночь. Землю свою крестьянин возделывает с тщанием. В семье три сына [I три дочки, да старшему только десять лет. Всех накормить надо.
Хорошо тем, с кого оброк берут. А хуже нет когда отдают деревню в аренду. Уж арендатор-то сдерет шкуру с крестьянина. Задумался путешественник. «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение». Со стыдом и горечью вспомнил он свою пощечину пьяному Петрушке.
ЧУДОВО
В Чудово нагнал путешественника его приятель Челищев, который рассказал как поехал кататься по морю за Кранштатом и попал в бурю. Но возмутило его, что начальника той местности, даже не разбудили, когда дело шло о гибели 20 человек. После спасения Челищев пришел к нему, но тот спокойно ответил: «Не моя то должность». В Петербурге все сочувствовали, но не помышляли укорить начальника в глаза, ибо – не обязан. Челищев поехал вон из города, потому что это «жилище тигров».
СПАССКАЯ ПОЛЕСТЬ
Ливень загнал путешественника в избу, где он услыщал рассказ о любви чиновника к «устерсам» (устрицам). Выбившись в наместники, он на казенный счет посылал курьеров в Петербург за любимым лакомством, а исполнительный курьер, за это еще и повышения по службе получал. Попутчик в дороге рассказал свою историю. Он был купцом и доверился лживому человеку, который его подставил, а сам скрылся. Ему же приписали, Бог знает что, и отдали под суд. От этих тревог любимая жена родила раньше времени и скончалась вместе с ребенком. Друг оторвал его от покойницы и засунул в коляску, когда стража уже входила в дом. И едет он, лишенный чести, не добившись правды, неизвестно куда.
Долго размышлял путешественник о слышанном и уснул. Во сне увидел себя в немыслимой роскоши, как «нечто, сидящее во власти на престоле» и все восторгаются им. Но странница Прямовзора, она же Истина, снимает бельма с его глаз. И страшная открылась ему картина. И сказала ему странница: «ведай, что ты первейший в обществе можешь быть убийца, первейший разбойник, первейший нарушитель об-щия тишины, враг лютейший, устремляющий злость свою на внутрен-. ность слабого» . И увидел я, что «милосердие мое сделалось торговлею, и тому, кто давал больше, стучал молот жалости и великодушия. <...> В народе моем <...> я прослыл обманщиком, ханжою и пагубным комедиантом. <...> Обратил я взор мой на мой сан, познал обширность моея обязанности, познал, откуда проистекает мое право и власть. Вострепетал во внутренности моей, убоялся служения моего». И - проснулся путешественник.
ПОДБЕРЕЗЬЕ
Встретился юноша - новгородский семинарист, направляющийся в Петербург учиться. Тяга к знаниям у многих есть, но науки преподаются на латинском языке. «Как не тужить, – повторил он, – что у нас нет училищ, где пауки преподавались на языке народном».
НОВГОРОД
Великий Новгород. «Известно по летописям, что Новгород имел народное правление. Народ в собрании своем на вече был истинный государь. <...> Какое он (Иван Грозный) имел право присвоить Новгород? <...> Но на что право, когда действует сила? Примеры всех времен свидетельствуют, что право без силы было всегда в исполнении почитаемо пустым словом».
Поужинать зашел к приятелю, Карпу Дементьичу, который по векселям был «пущен по миру» и теперь сын его торгует. А попал путешественник на свадебную пирушку. Перед сном размышлял вексельном плутовстве.
БРОННИЦЫ
Близь села на высокой горе было в древности знаменитое капище. Представив себя в древности, хотел путешественник «познать грядущее». И услышал он глас: «Безумный! почто желаешь познати тайну, которую я сокрыл от смертных непроницаемым Покровом неизвестности? <...> Чего ищеши, чадо безрассудное?» Он огляделся и увидел на месте «великого града» жалкие лачужки. «И все, что зрим прейдет, <...> все будет прах».
ЗАЙЦОВО
Неожиданная встреча с приятелем детства Крестьянкиным. Душевный совестливый человек был он председателем уголовной палаты, мечтал на сем поприще способствовать добру и справедливости. Крестьянкин рассказал о последнем деле. Жил в их губернии некий дворянин оставивший службу. Начинал он истопником при дворе, потом лакеем и т.д. Когда послали его на настоящую службу, то «по неспособности к делам, выпросился в отставку и награжден чином коллежского асессора», с чем и прибыл в губернию и купил деревню. Он «себя почел высшего чина,а крестьян почитал скотами». Крестьяне не выдержали зверств этой семейки и убили их, в чем и признались. Наместник верит «неоспоримой над крестьянами власти» и оправдать деревню (под суд пошли все) - значит порушить устои власти. «Не нашед способов спасти невинных убийц (они защищали свои жизни), в сердце моем оправданных, я не хотел быть сообщником в их казни», и подал в отставку.
Расставшись с другом, путешественник получил письмо, в котором ему сообщают о странной свадьбе богатой сводни 62 лет и 78 летним бароном Дурындиным. Ему нужны деньги, а ей - знатность.
КРЕСТЬЦЫ
Оказавшись свидетелем прощания отца с детьми, путешественник задумался о судьбе всякого младого человека отправляющегося в службу. Ведь из 100 дворянчиков - 98 станут повесами с развращенными нравами. Ведь именно в эти лета легко научиться пресмыкаться и мошенничать ради чинов и наживы. А Крестицкий дворянин призвал гостя в свидетели и дал сынам напутствие: «Не должны вы мне ни за вскормление, ни за наставление, а меньше всего за рождение». Это гражданский долг отца, а их гражданский долг - служить на благо отечества. Для того он их нежил и холил, учил мыслить, чтобы крепко стояли они на стезе добра и нравственности.
ЯЖЕЛБИЦЫ
Проезжая мимо кладбища путешественник увидел отца, бросившегося на гроб сына и обвиняющего себя в его смерти. Предаваясь порокам юности, не думал он, что «томный яд» его болезней отравит сына, с рождения не знавшего счастья быть здоровым. С горечью подумал путешественник и о своей ответственности перед детьми, за грехи молодости.
ВАЛДАЙ
«Сей городок достопамятен в рассуждении любовного расположения его жителей, а особливо незамужних. Кто не знает валдайских баранок и валдайских разрумяненных девок?» Существует легенда о грешном монахе, еженощно переплывавшем озеро ради сладострастных утех. Но раз озеро взбурлило и не смог он добраться ни до одного берега.
ЕДРОВО
Крестьянские девушки на берегу стирали белье и путешественника восхитило их здоровая, естественная красота. Это не городские барышни, у которых «на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности... сажа», а тело искривлено корсетами. По дороге разговорился он с Аннушкой, которая пленила его своей чистотой и открытостью. Отец ее умер, живет она с матерью и младшей сестрой. Есть у нее друг, но его не отпускают в их дом, требуют сто рублей. А ей нельзя из дома уходить, т.к. нет работника. Ваня ее любит и мечтает о дитятке, собирается в город, чтобы за-/ работать эти сто рублей. Тут путешественник советует не пускать Ваню в город, - избалуется, научится пьянствовать, развратится и ее разлюбит. Путешественник предложил деньги, чтоб свадьбу можно было сыграть. Но Мать отказалась, а Ваня сказал - «у меня есть две руки ими дом и заведу»/Путе-шественник подивился их благородству и поехал дальше. Выходя из кибитки, он поднял оброненные бумаги и стал читать... проект устройства процветающего государства, написанный его собратом по мысли.
ХОТИЛОВ
Проект в будущем
«Доведя постепенно любезное отечество наше до цветущего состояния», как можем мы сохранять «зверский обычай порабощать себе подобного человека, возродившийся в знойных полосах Ассии, обычай, диким народам приличный». А меж тем «земледельцы и доднесь между нами рабы; мы в них не познаем сограждан нам равных, забыли в них человека». «Властитель первый в обществе есть закон; ибо он для всех один». Но «две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы». Кто же это? «Земледелец! кормилец... кто житие наше продолжает, не имея права распоряжати ни тем, что обрабатывает, ни тем, что производит». Но от этой несправедливости зреет опасность. «Братия наши, во узах нами содержимые, ждут случая и часа. Колокол ударяет. Смерть и пожигание нам будет посул за нашу суровость и бесчеловечие». Вспомните прежние бунты -ничего так не желая как «освободиться от ига своих властителей». А по невежеству не знали иного средства, кроме убийства. «Не щадили они ни пола, ни возраста».
Дальше путешественник увидел в проекте начертанный автором путь поэтапного уничтожения рабства в России. Но пора ехать дальше.
ВЫШНИЙ ВОЛОЧОК
Впервые проезжая сей город, нельзя не посмотреть здешние шлюзы. Каналы полны гружеными барками с товаром для Петербурга. Зримое земли изобилие восхитило путешественника, но вторая мысль вызвала негодование. Вспомнил он помещика лишившего крестьян и малого удела и сенных покосов и заставившего работать на себя все дни недели, а чтоб не померли - выдавал немного хлеба на месяц. «Год от году умножал он свое имение и слыл как знаменитый земледелец. Варвар! не достоин ты носить имя гражданина. Богатство сего кровопийца нажито грабежом и заслуживает строгого в законе наказания». Надо сокрушить, сжечь орудия его земледелия, а его заклеймить «яко общественного татя», чтобы его гнушались и избегали, «дабы не заразиться» примером.
ВЫДРОПУСК
Нашлось время просмотреть бумаги автора проекта. Попалось положение об уничтожении придворных чинов.
Проект в будущем
«Многие государи возомнили, что они суть боги» и каждый коснувшийся их уже славен. Оттого и получается в государстве, что камердинер и лакей государя оказываются выше, чем государственные мужи, радеющие о благе отечества, или просто воин кровь свою проливавший за родину. «Истинные заслуги и достоинства, рачение о пользе общей да получат награду в трудах своих и едины да отличаются» .'А потому и нужно уничтожить чины, столь оскорбительные для достоинства.
ТОРЖОК
Путешественник встретил человека, желавшего в Петербурге добиться разрешения на свободное книгопечатание. Вот его рассуждения: «Ценсура сделана нянькою рассудка. Для чего не дозволять вся' кому заблуждению быть явному? Явнее оно будет, скорее сокрушится. Вольность мыслителей правительствам страшна. Ценсура печатаемого принадлежит обществу, оно дает сочинителю венец или употребит листы на обертки. Равно как ободрение феатральному сочинению дает публика – ценсор ни славы не даст, ни бесславия. Один несмысленный урядник благочиния может величайший в просвещении сделать вред и на многие лета остановку в шествие разума». На прощание радетель свободного книгопечатания оставил путешественнику КРАТКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЦЕНСУРЫ, в котором она сходна с инквизицией.
МЕДНОЕ
Два раза каждую неделю «Ведомости» сообщают о продажи с публичного торга разных имений и душ мужеского и женского полу при них. Такой торг с ужасом и скорбью увидел путешественник. Старик и старуха, еще отца и мать хозяина нянчили, гадают о своей судьбе - кто купит. Молодая мать с младенцем... Страшно это, сердце рвется...
ТВЕРЬ
В трактире сотрапезник рассуждает о поэзии Ломоносова, Сумарокова и Тредиаковского, обвиняя их в утверждении в поэзии ямба, что останови^ ло развитие российского стихосложения. Он и сам пишет ямбом и сейчас едет пробивать издание своего опуса. С этими словами он подал путешественнику оду «Вольность» Радищева, якобы им написанную.
ГОРОДНЯ
Деревня встретила воплями и плачем - шел рекрутский набор. Тут вопила старая мать - уж не увидеть ей сынка, он не закроет ей глаза в скорбный час... Рядом невеста – уж не быть ей женой и матерью... Вдруг – одно счастливое лицо. Подошел путешественник и рассказал ему Ваня свою повесть. Дворовый доброго барина он рос и учился вместе с барчуком и как товарищ ездил с ним за границу. Через 5 лет вернулись, а барин помер. Молодой вскорости женился, а новая хозяйка в ненависти своей не знала как больней унизить, да посильней избить. Но нашла - приказала женить на обесчещенной ее племянником дворовой девке. А за отказ – был нещадно бит кошками и сдан в рекруты. Рядом - трое в кандалах. Эти проданы казенным крестьянам и вместо них пойдут служить. Путешественник объяснил им их права и они повеселели.
ЗАВИДОВО
Путешественник уже готовился ехать, как появился кричащий на всех гренадер. Он требовал немедленно для его превосходительства подставу из 50 лошадей, а их в конюшне было всего 30. Так сей гренадер схватил старосту за бороду и плетью избил нещадно. Потом бросился распрягать кибитку, но путешественник свое отстоял. А тут в облаке пыли прибыл его превосходительство. Коней сменили за 15 минут, только облако мелькнуло.
КЛИН
Чувствительная песня слепого старца-нищего привлекла внимание путешественника. Душевное пение вызвало желание получить благословение. Но старец отказался от поданного рубля - большие деньги ему не нужны, но могут кого-то ввести в искушение. Но если отказ обидел дающего, то пусть даст ему шейный платок, а то горло на холоду побаливает. Путешественник снял свой платок и повязал старцу.
ПЕШКИ
Путешественник угощает ребенка сахаром, который его мать называет - боярским угощением. «Потому и боярское, что нам купить его не на что, а бояре его употребляют для того, что не сами достают деньги, – она показала на хлеб, что месила - он состоял из трех четвертей мякины и одной части несеянной муки. - Да и то слава Богу при нынешних неурожаях. Ребята мрут, мрут и взрослые». Оглядевшись увидел он в избе страшную нищету. «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? то, чего отнять не можем, – воздух. Да, один воздух. Отъемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет».
ЧЕРНАЯ ГРЯЗЬ
«Проезжала тут свадьба. Но <...> зрелись на челе определенных вступать в супружество печаль и уныние. Они друг друга ненавидят и властию господина своего влекутся на казнь, к олтарю отца всех благ... И сие назовется союзом божественным!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий