воскресенье, 12 апреля 2020 г.

Осипенко Полина

Полина Осипенко (1907–1939). 

Родилась в селе Новоспасовка (ныне носит ее имя) Российской империи, ныне Запорожской области Украины, в семье крестьянина. Была девятым ребенком в семье. Украинка по национальности. Окончила начальную школу, курсы птицеводов. Работала заведующей колхозной птицефермой. Первый муж (1926 г.) –односельчанин Степан Говяз, военный летчик. Он сыграл решающую роль в том, что супруга тоже выбрала авиацию. В апреле 1931 года Полина Говяз уехала из Новоспасовки к своему мужу в Качу, где тот служил. Степан и подготовил жену к поступлению в Качинскую школу военных пилотов. Когда Полину Говяз стали готовить к установлению авиационных рекордов, супругов-летчиков разлучили, отправив Степана на службу в Ростовскую область. Позже его репрессировали. Первая попытка поступить в Качинскую школу летчиков не увенчалась успехом. Училища размещались на неск. площадках, куда к 12 часам на самолете У-2 привозили стартовый завтрак. В этих постоянных полетах летчики-инструкторы разрешали Полине подержаться за управление. Так она научилась управлять У-2. Затем, во время визита на «Качу» К. Е. Ворошилова, она упросила его зачислить ее в училище, которое окончила в 1933 году. Член ВКП(б) с 1932 года. Служила летчиком, командиром звена в истребительной авиации. 2-й муж (с 1935 года) –однополчанин, летчик-истребитель Александр Осипенко (1910–1991), воевавший в Испании. Летом 1937 года Осипенко побила три мировых рекорда высотных полетов с грузом и без нагрузки. В 1938 году она возглавила беспосадочный перелет Севастополь –Архангельск; ее экипаж установил также международный женский рекорд дальности полета по замкнутой кривой. 24-25 сентября 1938 года Гризодубова, Осипенко и Раскова должны были осуществить беспосадочный перелет на Дальний Восток, как предполагалось, из Москвы в Комсомольск-на-Амуре на самолете АНТ-37 «Родина». Однако из-за сложных погодных условий они не смогли найти комсомольский аэродром, а очутились с пустыми баками ближе к побережью Охотского моря. Гризодубова, будучи командиром самолета, приняла решение о жесткой посадке в лесу. Расковой был отдан приказ выпрыгивать из самолета –спустя десять дней ее нашли в лесу. Гризодубова и Осипенко остались в самолете и выжили в аварийной посадке. Несмотря на это, они установили рекорд по дальности перелета среди женщин протяженностью 6450 км (по прямой –5910 км). После перелета Москва –Дальний Восток П. Д. Осипенко –инспектор по технике пилотажа, наставник пилотов-истребителей. Избиралась делегатом 18 съезда ВКП(б). Полина Осипенко погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года, отрабатывая полеты «вслепую», во время учебно-тренировочных сборов вместе с начальником главной летной инспекции ВВС РККА А. К. Серовым.

Именем П. Осипенко была названа улица в Замоскворечье. Прежнее название ул. восстановлено, а имя Осипенко присвоено этой новой ул. в САО. Сорт сирени «Полина Осипенко» выведен московским селекционером Л. Колесниковым.

Комментариев нет:

Отправить комментарий