понедельник, 6 апреля 2020 г.

Гиршман Владимир (коллекционер)

Гиршман Владимир (1867–1936, Париж) – предприниматель и коллекционер. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Унаследовал от отца небольшую иголочную фабрику (под фирмой «Гиршман С. и Сын») в селе Колюбакино Рузского уезда Московской губернии, превратил ее в крупное предприятие по производству иголок всех систем, чулочных спиц, стальных булавок, рыболовных крючков и пр. В 1890-е гг. увлекся коллекционированием. Основу собрания составляла современная ему русская живопись. Картины и рисунки (ок. 200 в начале 1900-х гг.) Гиршман приобретал преимущественно на выставках в Москве и Петербурге, а также непосредственно у художников. Среди них работы М. Врубеля («Демон»), В. Борисова-Мусатова («Гобелен»), А. Бенуа («Прогулка короля»), А. Васнецова («На берегах Днепра»), М. Добужинского («Двор», «Уголок Петербурга», «Кукла», «Окно в парикмахерской»), К. Коровина («На Кавказе. Сидящие горцы», «На Оке», «В мастерской художника», «Бумажные фонари»), Б. Кустодиева («Праздник в деревне»). Особенно высоко Гиршман ценил творчество В. Серова и К. Сомова, которые были представлены в коллекции наиболее полно. Среди работ Серова были «Крестьянский дворик», «Портрет итальянского певца Франческо Таманьо» и др. Произведений Сомова насчитывалось свыше 80, в том числе «Портрет Н.Ф. Обер», «Поэты», «Пейзаж», «Заросший пруд», «На балконе», «Дама в розовом платье», «Спящая молодая женщина», «Портрет М.А. Кузмина». К жемчужинам собрания относились портреты самого Гиршмана и его жены Г. Гиршман, написанные Добужинским, Серовым, Сомовым. В коллекции находились и некоторые произведения В. Сурикова и И. Шишкина, миниатюры, портреты конца 18 – начала 19 вв. работы А. Антропова, Н. Аргунова, В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Тропинина, П. Федотова, рисунки русских художников, силуэтные изображения. Гиршман собирал также антикварную мебель (наиболее ранние вещи относились к 16 в.). Эта коллекция к 1917 г. насчитывала 373 предмета; наиболее полно была представлена мебель российских мастеров. Собрание Гиршмана располагалось в его особняке в Мясницком проезде, 6 (не сохр.; ныне на этом месте вестибюль метро «Красные ворота»). Дом Гиршмана был одним из центров художественной и артистической Москвы. Здесь бывали многие представители отечественной культуры «серебряного века». В 1906 г. избран почетным пожизненным членом парижского «Осеннего салона». Субсидировал «Общество свободной эстетики» (существовало в Москве в 1906–17 гг., объединяло поклонников «нового искусства»). Входил в состав комитетов по устройству посмертной выставки произведений Серова (1915, Москва). После Февральской революции Гиршман вошел в «Союз деятелей московских художественных хранилищ» (товарищ председателя, в 1918 г. председатель), который стремился способствовать развитию музейного дела, созданию институтов музееведения. В 1918 г. в особняке Гиршмана было создано хранилище Музейного фонда. В 1919 г. его коллекция национализирована. В октябре 1919 г. в особняке открыт музей мебели, затем экспонаты переведены в Александринский дворец в Нескучном саду (там, где сегодня находится Президиум РАН), где 2 мая 1921 г. открыт музей декоративного искусства, художественной промышленности и быта, ликвидированный в 1926 г. (мебель передана в ГИМ и Музей изящных искусств, частично – разными учреждениям и культурно-просветительскими организациям). Картины из дома Гиршмана в 1920 г. переданы в Румянцевский музей, при его ликвидации (1924) в основном в Третьяковскую галерею. После 1922 г. Гиршман эмигрировал во Францию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий