пятница, 3 апреля 2020 г.

Бернес Марк

Марк Бернес (настоящая фамилия – Нейман; 1911 – 1969) – актер кино и исполнитель песен. Один из наиболее любимых артистов советской эстрады, выдающийся русский шансонье. Во многом благодаря Бернесу сложился золотой фонд отечественной песенной классики.

Родился в городе Нежин (в Черниговской области Украины). Его отец Наум был служащим в артели по сбору утильсырья, мать Фаня – домохозяйкой. В 1916 году, когда Марку было пять лет, семья переехала в Харьков. По окончании семилетней школы начал посещать занятия в театральном техникуме, одновременно поступил статистом в харьковский театр «Муссури». Там же, заменив заболевшего артиста, сыграл свою первую роль и удостоился похвалы знаменитого русского режиссера Н. Н. Синельникова. К этому периоду относится появление его сценического псевдонима – Бернес. В 1929 году 17-летний Марк приехал в Москву, где стал работать статистом в нескольких театрах, в том числе Малом и Большом. В 1930–1933 годах в Московском драматическом театре играл небольшие роли, впоследствии считал своим учителем артиста Николая Радина. С 1935 года снимался в кино. После эпизодических ролей («Заключенные», 1936 и «Шахтеры», 1937) последовали заметные работы в фильмах «Чел. с ружьем» (1938), «Истребители» (1939), «Большая жизнь» (1939). Игра актера отличалась обаянием и мягким юмором. Большую популярность Марку Бернесу принесли роли в лентах о Великой Отечественной войне. В фильме «Два бойца» он с поразительной задушевностью и простотой спел песню «Темная ночь» (музыка Н. Богословского, слова В. Агатова), а также стилизованную «под одесские песни» «Шаланды». Песни Богословского из фильмов («Любимый город», «Спят курганы темные», «Шаланды, полные кефали», знаменитая «Темная ночь») в исполнении Бернеса зазвучали по радио, были записаны на пластинки. Сотрудничество актера и композитора продолжалось до 1956 года. Первый публичный концерт Марка Бернеса как певца состоялся в Свердловске в Доме офицеров 30 декабря 1943 года, после чего последовало концертное турне по Уралу. В Москве он начал выступать как исполнитель песен с конца 1940-х гг., сперва на вечерах в Домах творческих союзов. По радио в передаче «Клуб веселых артистов» от лица своего персонажа шофера Минутки («Великий перелом», 1945) исполнял «Песенку фронтового шофера» («Путь-дорожка фронтовая») Мокроусова, «В жизни так случается» Соловьева-Седого и др. Продолжая сниматься в кино, Бернес все больше внимания уделял эстраде, которая давала широкий простор для реализации его творческих замыслов. Он стал активно работать над созданием собственного репертуара. Предъявляя высокие требования и к музыке, и к стихам, артист долго и придирчиво работал с поэтами и композиторами. Из 82 песен репертуара Бернеса более 40 создано по его заказу или при его непосредственном участии. В 1950-х–1960-х годах Марк Бернес создал в кино сложные характеры людей с нелегкой судьбой – таких, как Умар Магомет («Далеко от Москвы»), Чубук («Школа мужества»), Родионов («Они были первыми»), Огонек («Ночной патруль»). В этот период песенный репертуар Бернеса пополнился такими произведениями, как «Москвичи» (А. Эшпай – Е. Винокуров), «Если бы парни всей земли» (В. Соловьев-Седой – Е. Долматовский), «Я люблю тебя, жизнь» (Э. Колмановский – К. Ваншенкин). 17 сентября 1958 года одновременно две центральные газеты начали травлю Бернеса. В «Правде» Георгий Свиридов в статье «Искоренять пошлость в музыке» подверг артиста несправедливым и тенденциозным нападкам. В «Комсомольской правде» в фельетоне А. Суконцева и И. Шатуновского «Звезда на «Волге»« рядовое нарушение Бернесом правил дорожного движения в максимально мрачных тонах подавалось как «поведение, недостойное советского артиста». Следствием этих и нескольких последующих публикаций стало фактическое отлучение Бернеса от съемок и записей на радио и грампластинки. Но с 1960 года голос Бернеса снова зазвучал по радио (заглавная песня популярной воскресной передачи «С добрым утром!» (О. Фельцман, стихи О. Фадеевой) и на эстраде. В том же 1960 году на стадионе в Лужниках в программе Московского мюзик-холла Бернес впервые исполнил песню «Враги сожгли родную хату» М. Блантера на стихи М. Исаковского. Написанная за 15 лет до того, в 1945 году, и лишь однажды прозвучавшая тогда по радио, она обрела в лице Бернеса интерпретатора, раскрывшего весь трагизм произведения и сделавшего песню широко популярной. В 1961 году режиссер Павел Арманд первым нарушил запрет на приглашение актера в кино, сняв его в небольшой роли в своем фильме «Чертова дюжина». В последующие годы Бернес снова успешно работал, гастролировал в Польше, Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, получая множество восторженных откликов СМИ; выступал на английском телевидении. Появились и новые «бернесовские» песни: «Хотят ли русские войны» (Э. Колмановский – Е. Евтушенко), «Я спешу, извините меня» (Я. Френкель – К. Ваншенкин), «Я работаю волшебником» (Э. Колмановский – Л. Ошанин) и мн. др. В четырехсерийном фильме «Щит и меч» (1968) за кадром в исполнении Бернеса прозвучала песня «С чего начинается Родина» (В. Баснер – М. Матусовский). 8 июля 1969 года артист с одного дубля записал песню «Журавли» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева. Это была последняя запись Бернеса. Умер от рака легких.

Комментариев нет:

Отправить комментарий