среда, 22 апреля 2020 г.

Шишкин Иван

художник-пейзажист Иван Шишкин (1832-1898). 

Один из самых значительных пейзажистов-»передвижников», «певец леса». Родился в Елабуге в семье купца, археолога и краеведа. В 1852 г. поступил в МУЖВЗ. Училище сблизило Шишкина со многими художниками-москвичами, в том числе с В. Перовым. Древние памятники Москвы произвели сильное впечатление на юношу, приехавшего из глухой провинции, и в свободное от школьных занятий время он много пишет с натуры на улицах. Одной из первых московских работ художника была «Спасская башня». Вокруг Шишкина группируются художники, целые дни они проводят с этюдниками в Сокольниках и Останкине. Но вскоре его творческие интересы переключаются на изображение природы. В 1856–1860 гг. учился в петербургской Академии художеств. Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 гг. в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе; испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. Жил преимущественно в Петербурге, но не раз приезжал в Москву, чтобы повидаться со старыми товарищами. Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870). Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858) характерна некоторая дробность композиционных и цветовых решений. Позднее пространство картины, зоны неба и земли составляют у него убедительное светотональное единство. Вступив в пору творческой зрелости в 1870-е годы, Шишкин (в таких, к примеру, вещах, как Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии, 1872; и Рожь, 1878) воссоздавал приметы конкретного мотива, ботанически точные детали почвы и растительности, в то же время достигая монументальной эпичности общего эффекта. Он обычно избегает переходных состояний природы, фиксируя ее в состоянии высшего летнего расцвета, и с особой любовью пишет наиболее мощные и стойкие породы деревьев типа дубов и сосен – в их стадии зрелости, старости и смерти в буреломе. Некоторое из его произведений – Рожь, Среди долины ровныя… (начальная строка песни на слова А. Мерзлякова; 1883), Лесные дали (1884) – воспринимаются как романтико-символические образы России. В сюжетах обращается преимущественно к жизни русского леса, лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Художник работает над широкими по размаху, эпическими по строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Наряду с далевыми видами Шишкин часто писал и лесные «интерьеры» (Утро в сосновом лесу, 1889). Мастер рисунка, плодотворно работал также в области офорта (в 1894 г. вышел альбом 60 офортов И. Шишкина). Уже зрелым художником Шишкин вернулся к московской тематике и написал в 1869 г. картину «Полдень. В окрестностях Москвы», приобретенную П. Третьяковым. Первая жена Евгения Шишкина (Васильева). В этом браке у Шишкина было трое детей. Вторая жена Лагода-Шишкина Ольга – художница-пейзажистка, ученица Шишкина в Академии. Дочь Ксения. Умер в Петербурге в 66 лет.
В своих произведениях художник показал могучую красоту русской природы. Богатырской силой дышат его леса, широким раздольем веет от бескрайних равнин и колосящихся нив. «Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой родины Руси, – писал ему В. Васнецов, – если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их ничем и никогда оттуда не выкорчевать!».

Комментариев нет:

Отправить комментарий