вторник, 14 апреля 2020 г.

Саврасов Алексей

Саврасов Алексей (1830, Москва – 1897, там же) учился в МУЖВЗ в перспективном и пейзажном классе К. Рабуса (1844 – 1854), руководил им же в 1857–82 гг. С 1854 г. академик, постоянный участник ученических выставок МУЖВЗ, затем – выставок Московского общества любителей художеств, членом которого стал в 1860 г. Поддерживал тесные творческие и дружеские связи с В. Перовым. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Основоположник московской школы пейзажной живописи (среди учеников – И. Левитан, К. Коровин и др.). Уже в ранних произведениях, отличавшихся романтической напряженностью цветового строя, стремился к реальной передаче конкретных мотивов и состояний природы («Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», 1851, ГТГ). В 1850–60-х гг. много работал на натуре в Москве и ее окрестностях, с большой достоверностью запечатлев их характерные черты («Вид Москвы с Воробьевых гор», рисунок, 1850-е гг., «Вид села Кунцево под Москвой», рисунок, 1855, «Вид на Москву от Мазилова», 1861, все – ГТГ; «Лесистый берег реки Москвы», этюд, частное собрание). Саврасов особенно привлекали простые пейзажные мотивы, в которых он находил созвучие природы с повседневной человеческой жизнью; уголки Подмосковья приобретали в его картинах образную значительность и возвышенность («Лосиный остров в Сокольниках», 1869, ГТГ). В московских пейзажах начала 1870-х гг., близких по настроению к его главному произведению «Грачи прилетели» (1871, ГТГ), изображение города сливается с поэзией природы («Сухарева башня», 1872, ГИМ; «Вид на Московский Кремль. Весна», 1873, ГРМ).
Главой московской пейзажной школы был один из основоположников передвижничества А. Саврасов (1830-1897). Художник глубоко чувствовал красоту русской природы. В его творчестве в ярких, эмоциональных образах запечатлены и широкое русское раздолье, и уходящие вдаль дороги, и мягкий сумрак тенистого леса, и речные взгорья, и колыхающиеся поля ржи, и яркие закаты. «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная лю­бовь к своей родной земле», - писал о художнике его ученик И. И. Левитан.

Саврасов родился в Москве, в р-не Таганской площади, в семье мелкого торговца. Уже в школьные годы его картины привлекли к себе большое внимание. Некоторые из них изображали Москву. Это «Вид Москвы с Воробьевых гор» (1848 г.) и «Вид Кремля при закате луны» (1850 г.). С 1857 г. Саврасов преподает в Училище живописи и ваяния. На его квартире в училище бывали П. М. Третьяков, В. В. Пукирев, В. Г. Перов и другие живописцы. Особенно сблизился Саврасов с Перовым. Современники вспоминают, что в картинах Перова «Птицелов» и «Охотники на привале» пейзаж проработан Саврасовым. Художник переменил в Москве много адресов. В 1860 г. он жил на Петровском бульваре (владение это занимало часть нынешнего дома № 21/23), в 1862-1869 гг. - на ка­зенной квартире в училище, в нач. 1870-х годов - в до­ме № 8 по Александровскому (Институтскому) переулку. Это были годы творческого расцвета художника. В 1871 г. Саврасов написал картину «Грачи прилетели», ставшую эпохой в русской живописи. М. Е. Салтыков-Щедрин и В. В. Стасов считали ее выдающимся произведением. И. Н. Крамской писал: «Пейзаж Саврасова «Грачи прилете­ли» есть лучший... душа есть только в «Грачах»«. Горячую любовь к русской природе воспитывал Саврасов у молодых художников. «Саврасов умел воодушевлять своих учеников... С первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотою пробуждающейся жизни. Расцветал дуб, и Саврасов, взволнованный, вбегал в мастерскую, возвещая об этом, как о целом событии, и уводил с собою молодежь опять туда, в зеленеющие рощи и поля». В живописных Сокольниках художник писал с учениками этюды, вдохновляя их своим трудом, как старший товарищ и друг, и они платили ему заслуженным уважением и любовью. В конце 1870-х годов художник поселился на 3-й Мещанской улице (ул. Щепкина), в доме № 48. Возможно, он жил здесь в одном из сохранившихся флигелей. Это были последние годы рас цвета его творчества. В 1882 г. Саврасов из-за болезни оставляет училище. В большой бедности проводит художник свои последние дни в доме № 6 по 2-му Тишинскому, позже Дорогомилово-Тишинскому, переулку (сейчас не существует).

Комментариев нет:

Отправить комментарий