суббота, 4 апреля 2020 г.

Маяковский Владимир

Владимир Маяковский (Багдати, Кутаисская губерния – 14 апреля 1930, Москва) – один из крупнейших поэтов XX века.
Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссер, киноактер, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт»), «Новый ЛЕФ».
Владимир Маяковский родился в селе Багдати Кутаисской губернии (В сов. время поселок назывался Маяковский) в Грузии, в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857–1906), служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии, с 1889 в Багдатском лесничестве. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко (1867–1954), из рода кубанских казаков, родилась на Кубани, в станице Терновская. В поэме «Владикавказ – Тифлис» 1924 г. Маяковский называет себя «грузином». Одна из бабушек, Ефросинья Осиповна Данилевская, – двоюродная сестра автора исторических романов Г. П. Данилевского. У будущего поэта было две сестры: Людмила (1884–1972) и Ольга (1890–1949), и два брата: Константин (умер в трехлетнем возрасте от скарлатины) и Александр (умер в младенчестве). В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. Как и его родители, он свободно владел грузинским языком. Участвовал в революционной демонстрации, читал агитационные брошюры. В феврале 1906 года от заражения крови умер его отец после того, как уколол палец иголкой, сшивая бумаги. С тех пор Маяковский терпеть не мог булавок и заколок, бактериофобия осталась пожизненной. Ростом будущий поэт был ок. двух м. В июле того же года Маяковский вместе с мамой и сестрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-й классической гимназии (ныне московская школа № 91 на Поварской ул., здание не сохранилось), где учился в одном классе с братом Б. Л. Пастернака Шурой. Семья жила в бедности. В марте 1908 года был исключен из 5 класса из-за неуплаты за обучение. Первое «полустихотворение» Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв», который издавался Третьей гимназией. По его словам, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно». В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП. Был пропагандистом в торгово-промышленном подр-не, в 1908–1909 годах трижды арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов, по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы). По первому делу был освобожден с передачей под надзор родителей по приговору суда как несовершеннолетний, действовавший «без разумения», по 2-му и третьему делу был освобожден за недостатком улик. В тюрьме Маяковский «скандалил», поэтому его часто переводили из части в часть: Басманная, Мещанская, Мясницкая и, након., Бутырская тюрьма, где он провел 11 месяцев в одиночной камере № 103. В тюрьме в 1909 году Маяковский снова стал писать стихи, но был недоволен написанным. В воспоминаниях он пишет: Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:
    В золото, в пурпур леса одевались,     Солнце играло на главах церквей.     Ждал я: но в месяцах дни потерялись,     Сотни томительных дней.
Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям – при выходе отобрали. А то б еще напечатал!
– «Я сам» (1922–1928)
Несмотря на столь критичное отношение, Маяковский именно с этой тетрадки исчислял нач. своего творчества. Из тюрьмы после третьего ареста он был освобожден в январе 1910 года. После освобождения он вышел из партии. В 1918 году писал в автобиографии: «Отчего не в партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока соглашатели. Меня послали б ловить рыбу в Астрахань». В 1911 году подруга поэта богемная художница Евгения Ланг вдохновила поэта на занятия живописью. Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошел в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь» (1912), оно вошло в футуристический сборник «Пощечина общественному вкусу». 30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского в артистическом подвале «Бродячая собака». В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырех стихотворений). Он был написан от руки, снабжен рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошел в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916). Также его стихи появлялись на страницах футуристских альманахов «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др., начали печататься в периодических изданиях. В этом же году поэт обратился к драматургии. Была написана и поставлена программная трагедия «Владимир Маяковский». Декорации для нее писали художники из «Союза молодежи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссером и исполнителем главной роли. В феврале 1914 года Маяковский и Бурлюк были исключены из училища за публичные выступления. В 1914–1915 годах Маяковский работал над поэмой «Облако в штанах». После начала Первой мировой войны вышло стихотворение «Война объявлена». В августе Маяковский решил записаться в добровольцы, но ему не позволили, объяснив это политической неблагонадежностью. Вскоре свое отношение к службе в царской армии Маяковский выразил в стихотворении «Вам!», которое впоследствии стало песней. 29 марта 1914 года Маяковский вместе с Бурлюком и Каменским прибыл с гастролями в Баку – в составе «знаменитых московских футуристов». Вечером того же дня в театре братьев Маиловых Маяковский читал доклад о футуризме, иллюстрируя его стихами. В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками. В 1915–1917 годах Маяковский по протекции Максима Горького проходил военную службу в Петрограде в Учебной автомобильной школе. Солдатам печататься не разрешали, но его спас Осип Брик, который выкупил поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах» по 50 копеек за строку и напечатал. Антивоенная лирика: «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», поэма «Война и мир» (1915). Обращение к сатире. Цикл «Гимны» для журнала «Новый Сатирикон» (1915). В 1916 году вышел первый большой сборник «Простое как мычание». 1917 год – «Революция. Поэтохроника». 3 марта 1917 года Маяковский возглавил отряд из 7 солдат, который арестовал командира Учебной автомобильной школы генерала П. И. Секретева. Любопытно, что незадолго до этого, 31 января, Маяковский получил из рук Секретева серебряную медаль «За усердие». В течение лета 1917 года Маяковский энергично хлопотал о признании его негодным к военной службе и осенью был освобожден от нее. Маяковский в 1918 году снимался в трех фильмах по собственным сценариям. В августе 1917 года задумал написать «Мистерию Буфф», которая была закончена 25 октября 1918 года и поставлена к годовщине революции (реж. Вс. Мейерхольд, худ. К. Малевич). 17 декабря 1918 года поэт впервые прочел со сцены атросского театра стихи «Левый марш». В марте 1919 года он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (1919–1921), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»). В 1919 году вышло первое собрание сочинений поэта – «Все сочиненное Владимиром Маяковским. 1909–1919». В 1918–1919 годах выступает в газете «Искусство коммуны». Пропаганда мировой революции и революции духа. В 1920 году закончил писать поэму «150 000 000», в которой отражена тема мировой революции. В 1918 году Маяковский организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1922 году – издательство МАФ (Московская ассоциация футуристов), в котором вышло неск. его книг. В 1923 году организовал группу ЛЕФ (Левый фронт искусств), толстый журнал «ЛЕФ» (в 1923–1925 годах вышло семь номеров). Активно печатались Асеев, Пастернак, Осип Брик, Б. Арватов, Н. Чужак, Третьяков, Левидов, Шкловский и др. Пропагандировал лефовские теории производственного искусства, социального заказа, литературы факта. В это время издаются поэмы «Про это» (1923), «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924). При чтении а2-м поэмы о Ленине в Большом театре, сопровождавшемся 20-минутной овацией, присутствовал Сталин. О самом «вожде народов» Маяковский упоминал в стихах только дважды. Годы гражданской войны Маяковский считает лучшим временем в жизни, в поэме «Хорошо!», написанной в благополучном 1927 году, есть ностальгические главы. В 1922–1923 годах в ряде произведений продолжал настаивать на необходимости мировой революции и революции духа – «IV интернационал», «Пятый интернационал», «Моя речь на генуэзской конференции» и др. В 1922–1924 годах Маяковский совершил неск. поездок за границу – Латвия, Франция, Германия; писал очерки и стихи о европейских впечатлениях: «Как работает республика демократическая?» (1922); «Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)» (1923) и ряд других. В 1925 году состоялось самое длительное его путешествие: поездка по Америке. Маяковский посетил Гавану, Мехико и в течение трех месяцев выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов. Позже были написаны стихи (сборник «Испания. – Океан. – Гавана. – Мексика. – Америка») и очерк «Мое открытие Америки». В 1925–1928 годах он много ездил по Советскому Союзу, выступал в самых разных аудиториях. В эти годы поэт опубликовал такие произведения, как «Товарищу Нетте, пароходу и чел.у» (1926); «По городам Союза» (1927); «Рассказ литейщика Ивана Козырева…» (1928). С 17 до 24 февраля 1926 года Маяковский побывал в Баку, выступал в оперном и драматическом театрах, перед рабочими-нефтяниками в Балаханы. В 1922–1926 годах активно сотрудничал с «Известиями», в 1926–1929 годах – с «Комсомольской правдой». Печатался в журналах: «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонек», «Крокодил», «Красная нива» и др. Работал в агитке и рекламе, за что подвергался критике Пастернака, Катаева, Светлова. В 1926–1927 годах написал девять киносценариев. В 1927 году восстановил журнал ЛЕФ под названием «Новый ЛЕФ». Всего вышло 24 номера. Летом 1928 года Маяковский разочаровался в ЛЕФе и ушел из организации и журнала. В этом же году он начал писать свою личную биографию «Я сам». С 8 октября по 8 декабря – поездка за границу, по маршруту Берлин – Париж. В ноябре вышел в свет I и II том собрания сочинений. Сатирические пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) были поставлены Мейерхольдом. Сатира поэта, особенно «Баня», вызвала травлю со стороны рапповской критики. В 1929 году поэт организовал группу «РЕФ», но уже в феврале 1930 года ушел из нее, вступив в РАПП. Многие исследователи [кто?] творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия «Владимир Маяковский» (1913), первым актом стали поэмы «Облако в штанах» (1914–1915) и «Флейта-позвоночник» (1915), вторым актом – поэмы «Война и мир» (1915–1916) и «Чел.» (1916–1917), третьим актом – пьеса «Мистерия-буфф» (первый вариант – 1918, 2-й – 1920–1921) и поэма «150 000 000» (1919–1920), четвертым актом – поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924), пятым актом – поэма «Хорошо!» (1927) и пьесы «Клоп» (1928–1929) и «Баня» (1929–1930), эпилогом – первое и второе вступления в поэму «Во весь голос» (1928–1930) и предсмертное письмо поэта «Всем» (12 апреля 1930 года). Остальные произведения Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные произведения поэта. В своих произведениях Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В произведениях, написанных им в конце 1920-х годов, стали возникать трагические мотивы. Критики называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть. В 1930 году он организовал выставку, посвященную 20-летию его творчества, но ему всячески мешали, а саму экспозицию никто из писателей и руководителей государства не посетил. Весной 1930 года в Цирке на Цветном бульваре готовилось грандиозное представление «Москва горит» по пьесе Маяковского, генеральная репетиция намечалась на 21 апреля, но поэт до нее не дожил. Маяковский стоял у истоков советской рекламы. За рекламную и агитационную деятельность поэт подвергался критике со стороны Б. Пастернака, В. Катаева и М. Светлова. На протяжении длительного периода творческой жизни Маяковского его музой была Лиля Брик. Маяковский и Лиля Брик познакомились в июле 1915 года на даче ее родителей в Малаховке под Москвой. В конце июля сестра Лили Эльза Триоле, у которой с поэтом был поверхностный роман, привела недавно прибывш. из Финляндии Маяковского в петроградскую квартиру Бриков на ул. Жуковского, 7. Брики, далекие от литературы люди, занимались предпринимательством, унаследовав от родителей небольшой, но дох. коралловый бизнес. Маяковский прочитал у них дома еще не опубликованную поэму «Облако в штанах» и после восторженного восприятия посвятил ее хозяйке – «Тебе, Лиля». Этот день поэт позднее назвал «радостнейшей датой». Осип Брик, муж Лили, в сентябре 1915 года издал поэму небольшим тиражом. Увлекшись Лилей, поэт поселился в отеле «Пале Рояль» на Пушкинской ул. в Петрограде, так и не вернувшись в Финляндию и оставив там «даму сердца». В ноябре футурист переехал еще ближе к квартире Бриков – на Надеждинскую ул., 52. Вскоре Маяковский познакомил новых друзей с друзьями, поэтами-футуристами – Д. Бурлюком, В. Каменским, Б. Пастернаком, В. Хлебниковым и др. Квартира Бриков на ул. Жуковского становится богемным салоном, который посещали не только футуристы, но и М. Кузмин, М. Горький, В. Шкловский, Р. Якобсон, а также другие литераторы, филологи и художники. Вскоре между Маяковским и Лилей Брик при очевидном попустительстве Осипа вспыхнул бурный роман. Этот роман нашел свое отражение в поэмах «Флейта-позвоночник» (1915) и «Чел.» (1916) и в стихотворениях «Ко всему» (1916), «Лиличка! Вместо письма» (1916). После этого Маяковский все свои произведения (кроме поэмы «Владимир Ильич Ленин») стал посвящать Лиле Брик. В 1928 году, при публикации его первого собрания сочинений, Маяковский посвятил ей и все произведения, созданные до их знакомства. В 1918 году Лиля и Владимир снялись в киноленте «Закованная фильмой» по сценарию Маяковского. К настоящему времени фильм сохр. фрагментарно. Уцелели также фотографии и большой плакат, где нарисована Лиля, опутанная пленкой. С лета 1918 Маяковский и Брики жили совместно, втроем, что вполне укладывалось в популярную после революции брачно-любовную концепцию, известную как «Теория стакана воды». В это время все трое окончательно перешли на большевистские позиции. В начале марта 1919 года они переехали из Петрограда в Москву в коммуналку в Полуэктовом пер., 5, а затем, с сентября 1920-го обосновались в двух комнатах в доме на углу Мясницкой ул. в Водопьяном пер., 3. Затем все трое переехали в квартиру в Гендриковом пер. на Таганке. Маяковский и Лиля работали в «Окнах РОСТА», а Осип некоторое время служил в ЧК и состоял в партии большевиков. Несмотря на тесное общение с Лилей Брик, личная жизнь Маяковского ею не ограничивалась. Согласно свидетельствам и материалам, собранным в документальном фильме Первого канала «Третий лишний», премьера которого показана к 120-летию поэта 20 июля 2013 года, Маяковский является родным отцом советского скульптора Глеба-Никиты Лавинского (1921–1986). С матерью Глеба-Никиты художницей Лилей Лавинской поэт близко познакомился в 1920 году, работая в Окнах сатиры РОСТА.
По воспоминаниям А. А. Вознесенского: уже в старости Лиля Брик потрясла меня таким признанием: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал» … «Она казалась мне монстром, – признавался Вознесенский. – Но Маяковский любил такую. С хлыстом…» Однако по свидетельствам, приведенным в документальном фильме Первого канала «Третий лишний» (2013), дело обстояло как раз наоборот: в период совместного проживания Бриков и Маяковского в квартире на Таганке именно Осип по ряду причин, связанных в том числе и со здоровьем, уступил свою жену Маяковскому – как более сильному и молодому партнеру, который, к тому же, после революции и до гибели материально содержал все семейство. Так как с 1922 года Маяковского стали много печатать в «Известиях» и других крупнейших изданиях, он мог себе позволить вместе с семейством Бриков часто и подолгу проживать за границей. В 1922 году Лиля опубликовала в рижской газете «Новый путь» большую статью о футуристах и о Маяковском. Она же организовала ему выступления. Все девять дней они жили в отеле «Бельвю», и там же была закончена поэма «Люблю». В конце 1922 года Брик одновременно с Маяковским имела длительный и серьезный роман с руководителем Промбанка А. Краснощековым. Этот роман едва не привел к разрыву отношений с Маяковским. Два месяца Маяковский и Брики жили отдельно. Эта история нашла свое отражение в поэме «Про это». В узком кругу Лиля позволяла себе такие высказывания о Маяковском: «Вы себе представляете, Володя такой скучный, он даже устраивает сцены ревности»; «Какая разница между Володей и извозчиком? Один управляет лошадью, другой – рифмой». Что касается его переживаний, то они, видимо, мало трогали Лилю Юрьевну, наоборот – она видела в них своеобразную «пользу»: «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи». В 1923 году, после написания поэмы «Про это», страсти понемногу улеглись, и их отношения вступили в спокойный, стабильный период. Летом 1923 года Маяковский и Брики вылетели в Германию. Это был один из первых полетов «Дерулюфта» из СССР. Первые три недели они провели под Геттингеном, потом отправились на север страны, на остров Нордерней, где отдыхали вместе с Виктором Шкловским и Романом Якобсоном. В 1924 году в стихотворении «Юбилейное» Маяковский писал: «Я теперь свободен от любви и от плакатов», и еще: «..вот и любви пришел каюк, дорогой Владим Владимыч». Как полагает литературовед К.Карчевский, эти произведения знаменуют «непоправимый перелом» в отношениях поэта с Лилей Брик, после которого к прежней близости они уже не возвращались. В 1926 году Маяковский получил квартиру в Гендриковом пер., в которой они втроем с Бриками жили до 1930 года (ныне пер. Маяковского, 15/13). В этой квартире еженедельно проходили собрания участников «ЛЕФ». Лиля, формально не числясь в сотрудниках, принимала самое деятельное участие в создании журнала. В 1927 году вышел фильм «Третья Мещанская» («Любовь втроем») режиссера Абрама Роома. Сценарий написал Виктор Шкловский, взяв за основу хорошо ему известную «любовь втроем» Маяковского с Бриками. В это время Лиля занимается также писательской, переводческой деятельностью (переводит с немецкого Гросса и Виттфогеля) и издательскими делами Маяковского. В 1927 году в 13–14 главах поэмы «Хорошо!» в последний раз в творчестве Маяковского возникает тема любви к Лиле Брик. Несмотря на длительные отношения с Лилей Брик, у Маяковского было немало иных романов и увлечений, как на родине, так и за границей – в США и Франции. В 1926 году от русской эмигрантки Элли Джонс (Елизаветы Зиберт) в Нью-Йорке родилась его дочь Элен-Патрисия, ее Маяковский единственный раз увидел в 1928 году в Ницце. Другие возлюбленные – Софья Шамардина, Наталья Брюханенко. С ними Лиля Брик до конца своих дней сохранит дружеские отношения. В Париже Маяковский знакомится с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, в которую влюбляется и посвящает ей два стихотворения: «Письмо из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой» (опубликовано через 26 лет). Вместе с Татьяной Маяковский выбрал Лиле в Париже подарок – автомобиль Рено. Брик станет 2-й женщиной-москвичкой за рулем. По приезде в Москву Маяковский пытается уговорить Татьяну Яковлеву вернуться в Россию, но эти попытки не увенчались успехом. В конце 1929 года поэт должен был приехать за ней, но не смог этого сделать из-за визовых проблем. Последним романом Маяковского стала молодая и красивая актриса МХАТа Вероника Полонская (1908–1994). В пору их первой встречи ей было 21, ему – 36. Полонская была замужем за актером Михаилом Яншиным, но не уходила от мужа, понимая, что роман с Маяковским, характер которого Вероника оценивала как сложный, неровный, с перепадами настроений, в любой момент может прерваться. Так и случилось: спустя год точку в их отношениях и в жизни поэта поставил товарищ Маузер. В 1940 году Л. К. Чуковская вспоминала, как ездила в Москву к Брикам по поводу издания однотомника В. Маяковского: «Общаться с ними было мне трудно, весь стиль дома – не по душе. Мне показалось к тому же, что Лиля Юрьевна безо всякого интереса относится к стихам Маяковского. Не понравились мне и рябчики на столе, и анекдоты за столом…». Маяковский не состоял ни в одном зарегистрированном браке. Известно о двух его детях: сын Глеб-Никита Лавинский (1921–1986) и дочь Патрисия Томпсон (Елена Маяковская) (1926–2016). 1930 год начался неудачно для Маяковского. Он много болел. В феврале Лиля и Осип Брик уехали в Европу. Маяковского жестко прорабатывали в газетах как «попутчика советской власти» – в то время как он сам видел себя пролетарским писателем. Произошел конфуз с его долгожданной выставкой «20 лет работы», которую не посетил никто из видных литераторов и руководителей государства, на что надеялся поэт. Без успеха в марте прошла премьера пьесы «Баня», провал ожидал и спектакль «Клоп». В начале апреля 1930-го из сверстанного журнала «Печать и революция» изъяли приветствие «великому пролетарскому поэту по случаю 20-летия работы и общественной деятельности». В литературных кругах циркулировали разговоры о том, что Маяковский исписался. Поэту отказали в визе для заграничной поездки. За два дня до самоубийства, 12 апреля, у Маяковского состоялась встреча с читателями в Политехническом институте, на которой собрались, в основном, комсомольцы; прозвучало много хамских выкриков с мест. Поэта повсюду преследовали ссоры и скандалы. Его душевное состояние становилось все более тревожным и угнетающим. С весны 1919 года Маяковский, несмотря на то, что постоянно жил с Бриками, располагал для работы маленькой комнатой-лодочкой на четвертом эт. в коммунальной квартире на Лубянке (ныне это Государственный музей В. В. Маяковского, Лубянский проезд, д. 3/6 стр.4). В этой комнате и произошло самоубийство. Утром 14 апреля у Маяковского было назначено свидание с Вероникой (Норой) Полонской. С Полонской поэт встречался уже 2-й год, настаивал на ее разводе и даже записался в писательский кооператив в проезде Художественного театра, куда вместе с Норой собирался переехать жить. Как в 1990-м году вспоминала 82-летняя Полонская в интервью журналу «Советский экран» (№ 13 – 1990), в то роковое утро поэт заехал за ней в восемь часов, потому что в 10.30 у нее в театре была назначена репетиция с Немировичем-Данченко. Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал. Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет», – сказал он, но обещал позвонить. И еще спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела еще не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?..» Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету «Скорой помощи»… Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер».
– Вероника Полонская
Предсмертное письмо, заготовленное двумя днями ранее, внятное и подробное (что, по мнению исследователей, исключает версию о спонтанности выстрела), начинается словами: «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил…». Поэт называет Лилю Брик (а также Веронику Полонскую), мать и сестер членами своей семьи и просит все стихи и архивы передать Брикам. На похороны Брики успели прибыть, срочно прервав европейское турне; Полонская же, напротив, не решилась присутствовать, поскольку мать и сестры Маяковского считали ее виновницей гибели поэта. Три дня при нескончаемом людском потоке прощание шло в Доме писателей. К Донскому кладбищу поэта в железном гробу под пение «Интернационала» провожали десятки тысяч поклонников его таланта. По иронии судьбы, «футуристический» железный гроб Маяковскому сделал скульптор-авангардист Антон Лавинский, муж художницы Лили Лавинской, родившей от связи с Маяковским сына. Поэт был кремирован в открытом тремя годами ранее первом московском крематории близ Донского мон-ря. Мозг был изъят для исследований Институтом мозга. Первоначально прах находился там же, в колумбарии Нового Донского кладбища, но в результате настойчивых действий Лилии Брик и старшей сестры поэта Людмилы урна с прахом Маяковского 22 мая 1952 года была перенесена и захоронена на Новодевичьем кладбище. В 1928–1929 годах произошли серьезные изменения во внутренней политике СССР: был свернут НЭП, началась коллективизация сельского хозяйства, в газетах появились материалы показательных судебных процессов над «вредителями». В 1929 году вышло Постановление ВЦИК «О религиозных объединениях», ухудшавшее положение верующих. В том же году была отредактирована ст. 4 Конституции РСФСР: вместо «свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды» в республике признавалась «свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды». В результате в государстве возникла потребность в антирелигиозных художественных произведениях, отвечающих идеологическим изменениям. На эту потребность откликнулся ряд ведущих советских поэтов, писателей, журналистов и кинематографистов. В их числе был и Маяковский. В 1929 году он написал стихотворение «Надо бороться», в котором заклеймил верующих и призвал к богоборчеству. В 1929 году он вместе с Максимом Горьким и Демьяном Бедным принял участие во II съезде Союза воинствующих безбожников. В своем выступлении на съезде Маяковский призвал писателей и поэтов к участию в борьбе с религией. «Мы можем уже безошибочно различать за католической сутаной маузер фашиста. Мы можем уже безошибочно за поповской рясой различать обрез кулака, но тысячи других хитросплетений через искусство опутывают нас той же самой проклятой мистикой. <…> Если еще можно так или иначе понять безмозглых из паствы, вбивающих в себя религиозное чувство в течение целых десятков лет, так называемых верующих, то писателя-религиозника, который работает сознательно и работает все же религиозничая, мы должны квалифицировать или как шарлатана, или как дурака. Товарищи, обычно дореволюционные ихние собрания и съезды кончались призывом «с богом», – сегодня съезд кончится словами «на бога». Вот лозунг сегодняшнего писателя».
Выдержка из книги «Маяковский едет по Союзу»: в воскресенье, на розвальнях отправились смотреть могилу последнего русского царя. Но мне важно дать ощущение того, что ушла от нас вот здесь лежащая последняя гадина последней династии, столько крови выпившей в течение столетий.
Маяковский любил азартные игры и увлекался игрой на бильярде. Играл он для уровня любителя очень хорошо, у него был поразительно точный и сильный удар. С профессиональными игроками он играл редко, так как ему претили ухищрения профессиональной игры. Но и игры «пустой», то есть без всякой ставки, он тоже не любил. По его мнению, какой-то, пусть хоть маленький «интерес» (то есть какая-то материальная заинтересованность) у игроков должен быть. Исключения он делал только для партнеров заведомо слабых, так он играл, например, с Луначарским, который игру очень любил, пользовался любой свободной минутой, чтобы «покатать шарики», но играл чрезвычайно слабо. На стихи и отрывки из поэмы «Хорошо!» Владимира Маяковского Георгий Свиридов написал «Патетическую ораторию» для баса, меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра (1959).
Творчество
Раннее творчество Маяковского было экспрессивно и метафорично («Пойду рыдать, что перекрестком распяты городовые», «А вы могли бы?»), сочетало энергию митинга и демонстрации с лиричнейшей камерностью («Скрипка издергалась упрашивая»), ницшеанское богоборчество и тщательно замаскированное в душе религиозное чувство («Я, воспевающий машину и Англию / Может быть просто / В самом обыкновенном Евангелии / Тринадцатый апостол»). По признанию поэта, все нач.сь со строки Андрея Белого «В небеса запустил ананасом». Давид Бурлюк познакомил молодого поэта с поэзией Рембо, Бодлера, Верлена, Верхарна, но решающее воздействие оказал свободный стих Уитмена. Маяковский не признавал традиционные стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм; полиметрические композиции объединяются стилем и единой синтаксической интонацией, которая задается графической подачей стиха: сперва разделением стиха на неск. строк, записываемых в столбик, а с 1923 года знаменитой «лесенкой», которая стала «визитной карточкой» Маяковского. Лесенка помогала Маяковскому заставить читать его стихи с правильной интонацией, так как запятых иногда было недостаточно. После 1917 года Маяковский стал много писать, за пять предреволюционных лет им написан один том стихов и прозы, за двенадцать послереволюционных лет – одиннадцать томов. Например, в 1928 году он написал 125 стихотворений и пьесу. Много времени он проводил в разъездах по Союзу и за рубежом. В поездках порою проводил по 2-3 выступления в день (не считая участия в диспутах, собраниях, конференциях и т. д.) Однако впоследствии в работах Маяковского стали появляться тревожные и беспокойные мысли, он изобличает пороки и недостатки нового строя (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929). Считается, что в середине 1920-х годов он начал разочаровываться в социалистическом строе, так называемые его заграничные поездки воспринимают как попытки убежать от себя, в поэме «Во весь голос» присутствует строчка «роясь в сегодняшнем окаменевшем говне» (в подкорректированном цензурой варианте – «дерьме»). Хотя стихи, проникнутые официальной бодростью, в том числе посвященные коллективизации, продолжал создавать до последних дней. Еще одна особенность поэта – сочетание пафосности и лиричности с ядовитейшей щедринской сатирой. Лирическая сторона Маяковского раскрылась в «Неоконченном» (1928–1930).
пускай седины обнаруживает стрижка и бритье Пусть серебро годов вызванивает                                 уймою надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие
– Неоконченное. I. «Любит? не любит? Я руки ломаю…»
Ты посм. какая в мире тишь Ночь обложила небо звездной данью в такие вот часы встаешь и говоришь векам истории и мирозданию
– Неоконченное. IV. «Уже 2-й должно быть ты легла…»
Лирические строчки из американского цикла, написанные еще в 1925 году:
Я хочу быть понят родной страной, а не буду понят –         что ж?! По родной стране         пройду стороной, как проходит         косой дождь.
автор тогда не решился включить в текст стихотворения, но в 1928 году опубликовал их в составе критической статьи, хотя и с пояснением: «Несмотря на всю романсовую чувствительность (публика хватается за платки), я эти красивые, подмоченные дождем перышки вырвал». Существует мнение, что даже в панегирической поэме «Хорошо» Маяковский издевается над парадным официозом: «Жезлом правит, чтоб вправо шел. / Пойду направо. / Очень хорошо».
Маяковский оказал большое влияние на поэзию XX века. Особенно на Кирсанова, Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Кедрова, а также внес немалый вклад в детскую поэзию. Маяковский бесстрашно обратился к потомкам, в далекое будущее, уверенный, что его будут помнить через сотни лет:
Мой стих         трудом               громаду лет прорвет и явится         весомо,
грубо,                      зримо, как в наши дни               вошел водопровод,
сработанный            еще рабами Рима.
– Во весь голос
В развитии советской и мировой прогрессивной поэзии велика роль В. В. Маяковского (1893-1930). Маяковский писал о Великой Октябрьской социалистической революции: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал». Пламенный трибун Октября, Маяковский отдал все свое творче­ство, все «сто томов партийных книжек» победившему народу, чтобы помогать «словом строительству коммуны». В июле 1906 г., после смерти отца поэта, Маяковские поселились в Москве - «сняли квартиренку на Бронной» (Спиридоньевский пер., 12, корпус во дворе). В августе юноша поступил в 5-ю московскую гимназию (Поварская ул., 3), но через год оставил ее. Подлинной школой для поэта стала жизнь, в которой еще не смолкли раскаты декабрьских боев 1905 г. Зимой 1907/08 г. он вступает в ряды РСДРП (б) и работает пропагандистом в Лефортовском р-не. 29 марта 1908 г. Маяковского арестовывают в подпольной типографии Московского Комитета РСДРП (б) в Ново-Чухинском пер. (Зоологическая ул., 7). «Нарвался на засаду в Грузинах. Наша нелегальная типография. Ел блокнот. С адресами и в переплете», - рассказывает поэт в своей автобиографии. Некоторое время он пробыл в заключении в Пресненской полицейской части (Кудринская (сейчас Баррикадная – прим. ред.) ул., 4, дом перестроен), в Сущевской (Селезневская ул., 11), а затем выпущен до суда под особый надзор полиции. Осенью 1908 г. Маяковские переехали из дома № 28 (корпус во дворе) по 3-й Тверской-Ямской ул. на Долгоруковскую ул., 33, (деревянное строение в глубине двора). 18 января 1909 г. поэта вторично арестовали и вновь заключили в Сущевскую часть, откуда 27 февраля он был освобожден без предъявления обвинения. В революционной деятельности участвовала и семья поэта. В 1909 г. на квартире Маяковских проводилась подготовка к побегу политических каторжанок из Новинской женской тюрьмы, осуществленному 1 июля. Забравшись на расположенную вблизи тюрьмы колокольню, Маяковский подавал сигналы беглянкам. Вместе с организатором побега И. И. Морчадзе он был арестован в доме № 47 (внешний вид изменен) на 1-й Мещанской ул. (сейчас проспект Мира – прим. ред.). За «буйное поведение» Маяковский был переведен 14 июля из Басманной части в Мясницкую (М. Трехсвятительский, пер., 8, дом частично перестроен). 18 августа, ввиду того что он «своим поведением возмущает политических арестованных к неповиновению», его заключили в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Лишь 9 января 1910 г. Маяковский, как несовершеннолетний, был освобожден под надзор полиции. В 1910 г. Маяковские поселились в доме № 3 на Новой Божедомке (Достоевского – прим. ред.), откуда в мае 1911 г. переехали в дом № 12 в 1-м Марьинском пер. (пер. Достоевского). В августе Маяковский поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Датой его поэтического рождения можно считать осень 1912 г. «Днем у меня вышло стихотворение... – рассказывает он. - Ночь. Сретенский бульвар. Читаю строки Бурдюку». В этом же году стихи поэта впервые появляются в печати. В это время он жил в доме № 12 на Владимиро-Долгоруковской (ул. Красина). В 1914 г. Маяковский переселился в дом № 36 на Большой Пресненской ул. (Красная Пресня). С упоминания этого адреса он начинает свое стихотворение «Я и Наполеон».
Я живу на Большой Пресне, 36, 24.
В январе 1915 г. Маяковский переехал в Петроград, но в марте вернулся в Москву и прожил здесь до середины мая. По данным охранного отделения, поэт останавливался у художника Д. Д. Бурлюка (Б. Гнездниковский пер., 10). С декабря 1917 г. по июнь 1918 г. он жил в меблированных комнатах «Сан-Ремо» (Салтыковский, ныне Дмитровский, пер., 9.). В начале марта 1919 г. Маяковский вновь поселился в Москве, в квартире 12 во дворе дома № 3 по Лубянскому проезду. Эта комната до конца дней поэта служила ему рабочим кабинетом. Здесь Маяковский работал над знаменитыми «окнами сатиры РОСТА». «Вспоминаю, - расска­зывает он, - отдыхов не было. Работали в огромной нетопленой, сводящей морозом (впоследствии - выедающая глаза дымом буржуйка) мастерской Роста (М. Лубянка, 16). Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности клал под голову, ложась спать, полено... особенно не заспишься». Дом, где жил поэт, неск. раз упоминается в поэме «Хорошо!». Здесь им написана поэма «Про это». В годы гражданской войны Маяковский жил некоторое время в Полуэктовом (Сеченовском) пер., в доме № 5 (корпус во дворе). В конце апреля 1926 г. он поселился в доме № 13/15 по Гендрикову переулку. Ныне этот пер. носит имя поэта, а в доме помещается Государственная библиотека-музей В. В. Маяковского. Комнаты, которые занимал поэт, сохранены в том виде, как были при его жизни. В других помещениях развернута экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве талантливейшего поэта нашей советской эпохи. В 1937 году была открыта Библиотека-музей Маяковского в Москве (бывш. Гендриков пер., ныне пер. Маяковского). В январе 1974 года в Москве открыт Государственный музей Маяковского (на Большой Лубянке). В 2013 году главное здание музея закрылось на реконструкцию, но выставки по-прежнему проходят. Посетить их можно по адресу: Малая Дмитровка, 29, стр. 4 («Домик Чехова»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий