Максарев Юрий (1903–1982) – директор Уральского танкового з-да имени Коминтерна Народного комиссариата танковой промышленности СССР (Нижний Тагил).
Родился 10 августа (по старому стилю 28 июля) 1903 года в Порт-Артуре, ныне город Люйшунь Китайской Народной Республики. Сын русского офицера. Окончил кадетский корпус в 1917 году. С 1917 работал электромонтером в одной из петроградских артелей, с 1919 - кладовщиком в Петроградском фотоинституте. В 1920 вступил в Красную Армию, телефонист. Участник подавления Кронштадтского восстания (1921). В 1921 году вступил в РКП(б). В 1921 году уволен по сокращению из РККА и поступил в Петроградский политехнический институт. Был вынужден прервать учебу из-за материального положения и в 1922 - 1923 годах плавал кочегаром на транспорте «Трансбалт». В 1923 году восстановился в политехническом институте, откуда в 1924 году перевелся в Ленинградский технологический институт. Окончил его в 1930 по специальности «инженер-технолог». Еще во время учебы стал трудиться техником на з-дах «Большевик» (1926-1927) и «Гипромез» (1927-1929) в Ленинграде. В 1929 году пришел на з-д «Красный путиловец» (с 1934 Кировский з-д), где произошло его становление как крупного специалиста и организатора оборонной промышленности. С 1929 года был мастером, механиком цеха, с 1932 года заместителем начальника цеха, затем начальником кузнечного цеха и начальником танкового отдела з-да. В 1938 назначен директором Харьковского паровозостроительного з-да имени Коминтерна № 183 на место арестованного и расстрелянного предшественника. По существу з-д являлся танковым и выпускал легкие танки Т-35 и БТ, а конструкторы з-да во главе с М.Кошкиным и А.Морозовым совершили трудовой и человеческий подвиг. Работая на энтузиазме, при явном и скрытом противодействии большинства московских руководителей промышленности и Наркомата обороны они создали и всесторонне испытали новый танк, ставший легендой. Исключительно много для создания Т-34 сделал и директор з-да Максарев. В 1940 году Харьковскому з-ду было поручено первому в СССР спешно осваивать массовый выпуск Т-34, и эта задача была успешно выполнена. К началу войны выпущено свыше 1 тысячи танков Т-34. В годы ВОВ Максарев руководил работой з-да в условиях приближающего фронта. З-д не эвакуировали до последней возможности, так как тогда остальные предприятия танковой промышленности были либо на пути в эвакуацию, либо только начинали воссоздание на новых местах, и поступление новых танков в действующую армию почти отсутствовало. Когда партийное бюро з-да постановило при налетах вражеской авиации не останавливать работу и не спускаться в бомбоубежища, Максарев сам стал при каждом налете переходить в цеха, находясь вместе с рабочими. В сентябре 1941 года, когда Харьков был оставлен Красной Армией, сумел за считанные дни произвести демонтаж и полный вывоз оборудования и производственных запасов на Урал. Там в такие же кратчайшие сроки Максарев организовал восстановление производства танков. Однако в феврале 1942 года по распоряжению Сталина Максарев был снят с должности за невыполнение плана выпуска танков, его намеревались отдать под суд. Спас его заместитель Народного комиссара танковой промышленности И.М.Зальцман, прибывш. на з-д для разбора ситуации и повышения выпуска танков. В 1942 году Максарев неск. месяцев был главным инженером Кировского з-да в Челябинске. В том же 1942 году вернулся в Нижний Тагил главным инженером, а с 1942 по 1946 годы был директором Уральского танкового з-да № 183 им.И.В.Сталина (Нижний Тагил). Организовал поточное производство танков, широко внедрял новые сварочные технологии академика Е.О. Патона, также работавшего тогда в Нижнем Тагиле. З-д в годы войны выпустил ок. 35 тысяч танков Т-34. При этом была решена казалось бы невыполнимая задача по повышению жизнеспособности танка (пробег танка, ресурс двигателей и узлов, движение без ремонта). В результате советские танки постоянно манервировали, ходили в глубокие дерзкие рейды по тылам врага, целые танковые армии совершали марши своим ходом, появляясь на участках фронта в сотнях килом от прежнего места пребывания внезапно для врага. Выдающиеся заслуги в деле освоении производства, конструирования и усовершенствования танков и умелое руководство з-дом. Воспоминания ветеранов оборонной промышленности военных лет практически единодушно сходятся в оценке Максарева как исключительно грамотного и талантливого инженера, требовательного, но тактичного руководителя. Сам отличный новатор производства, Максарев всегда поддерживал новаторство подчиненных. Так, на его з-де с 1942 по 1945 год внедрено в производство свыше 3 тысяч новаторских предложений, давших экономию на 110 миллионов рублей. С марта 1946 года был первым заместителем Министра транспортного машиностроения СССР, одновременно - начальник Главного управления танкового производства Министерства. С марта 1949 года - заместитель председателя Бюро по машиностроению и судостроению при Совете Министров СССР. С января 1950 года - Министр транспортного машиностроения СССР. В 1952 - 1961 года - кандидат в члены ЦК КПСС. После смерти И.В. Сталина 5 марта 1953 года при реорганизации правительства Министерство транспортного машиностроения включено в состав Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР, а сам Максарев стал заместителем министра в новом объединенном Министерстве. В отличие от большинства сталинских наркомов и руководителей, снятых или пониженных в должностях при Н.С. Хрущеве, Максарев оставался на высоких государственных постах. Был заместителем председателя Бюро по машиностроению в 1954 - 1955 годах, первым заместителем председателя Государственного комитета по новой технике в 1955 - 1957 годах. С 1957 года - председатель, а с 1959 года - первый заместитель председателя Государственного научно-технического комитета. С 1961 года возглавлял Комитет по делам изобретений СССР, который в 1963 году переименован в Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий. В 1965 году этот комитет вновь переименован в Комитет по делам изобретений СССР, а в 1973 году опять произошло обратное переименование в Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий. Все эти году Комитет возглавлял Ю.Е. Максарев. За годы руководства комитетом Максареву удалось поднять дело изобретательства в стране на мировой уровень. Была создана хорошая законодательная база, переработано патентное и авторское право, СССР подписал и неукоснительно соблюдал все важнейшие международные конвенции и соглашения по делам изобретений и открытий. В 2003 году в Российском Агентстве по товарным знакам учреждена ежегодная премия имени Ю.Е. Максарева за лучшую диссертационную работу, внесшую существенный вклад в решение проблем правовой охраной интеллектуальной собственности в России.
Родился 10 августа (по старому стилю 28 июля) 1903 года в Порт-Артуре, ныне город Люйшунь Китайской Народной Республики. Сын русского офицера. Окончил кадетский корпус в 1917 году. С 1917 работал электромонтером в одной из петроградских артелей, с 1919 - кладовщиком в Петроградском фотоинституте. В 1920 вступил в Красную Армию, телефонист. Участник подавления Кронштадтского восстания (1921). В 1921 году вступил в РКП(б). В 1921 году уволен по сокращению из РККА и поступил в Петроградский политехнический институт. Был вынужден прервать учебу из-за материального положения и в 1922 - 1923 годах плавал кочегаром на транспорте «Трансбалт». В 1923 году восстановился в политехническом институте, откуда в 1924 году перевелся в Ленинградский технологический институт. Окончил его в 1930 по специальности «инженер-технолог». Еще во время учебы стал трудиться техником на з-дах «Большевик» (1926-1927) и «Гипромез» (1927-1929) в Ленинграде. В 1929 году пришел на з-д «Красный путиловец» (с 1934 Кировский з-д), где произошло его становление как крупного специалиста и организатора оборонной промышленности. С 1929 года был мастером, механиком цеха, с 1932 года заместителем начальника цеха, затем начальником кузнечного цеха и начальником танкового отдела з-да. В 1938 назначен директором Харьковского паровозостроительного з-да имени Коминтерна № 183 на место арестованного и расстрелянного предшественника. По существу з-д являлся танковым и выпускал легкие танки Т-35 и БТ, а конструкторы з-да во главе с М.Кошкиным и А.Морозовым совершили трудовой и человеческий подвиг. Работая на энтузиазме, при явном и скрытом противодействии большинства московских руководителей промышленности и Наркомата обороны они создали и всесторонне испытали новый танк, ставший легендой. Исключительно много для создания Т-34 сделал и директор з-да Максарев. В 1940 году Харьковскому з-ду было поручено первому в СССР спешно осваивать массовый выпуск Т-34, и эта задача была успешно выполнена. К началу войны выпущено свыше 1 тысячи танков Т-34. В годы ВОВ Максарев руководил работой з-да в условиях приближающего фронта. З-д не эвакуировали до последней возможности, так как тогда остальные предприятия танковой промышленности были либо на пути в эвакуацию, либо только начинали воссоздание на новых местах, и поступление новых танков в действующую армию почти отсутствовало. Когда партийное бюро з-да постановило при налетах вражеской авиации не останавливать работу и не спускаться в бомбоубежища, Максарев сам стал при каждом налете переходить в цеха, находясь вместе с рабочими. В сентябре 1941 года, когда Харьков был оставлен Красной Армией, сумел за считанные дни произвести демонтаж и полный вывоз оборудования и производственных запасов на Урал. Там в такие же кратчайшие сроки Максарев организовал восстановление производства танков. Однако в феврале 1942 года по распоряжению Сталина Максарев был снят с должности за невыполнение плана выпуска танков, его намеревались отдать под суд. Спас его заместитель Народного комиссара танковой промышленности И.М.Зальцман, прибывш. на з-д для разбора ситуации и повышения выпуска танков. В 1942 году Максарев неск. месяцев был главным инженером Кировского з-да в Челябинске. В том же 1942 году вернулся в Нижний Тагил главным инженером, а с 1942 по 1946 годы был директором Уральского танкового з-да № 183 им.И.В.Сталина (Нижний Тагил). Организовал поточное производство танков, широко внедрял новые сварочные технологии академика Е.О. Патона, также работавшего тогда в Нижнем Тагиле. З-д в годы войны выпустил ок. 35 тысяч танков Т-34. При этом была решена казалось бы невыполнимая задача по повышению жизнеспособности танка (пробег танка, ресурс двигателей и узлов, движение без ремонта). В результате советские танки постоянно манервировали, ходили в глубокие дерзкие рейды по тылам врага, целые танковые армии совершали марши своим ходом, появляясь на участках фронта в сотнях килом от прежнего места пребывания внезапно для врага. Выдающиеся заслуги в деле освоении производства, конструирования и усовершенствования танков и умелое руководство з-дом. Воспоминания ветеранов оборонной промышленности военных лет практически единодушно сходятся в оценке Максарева как исключительно грамотного и талантливого инженера, требовательного, но тактичного руководителя. Сам отличный новатор производства, Максарев всегда поддерживал новаторство подчиненных. Так, на его з-де с 1942 по 1945 год внедрено в производство свыше 3 тысяч новаторских предложений, давших экономию на 110 миллионов рублей. С марта 1946 года был первым заместителем Министра транспортного машиностроения СССР, одновременно - начальник Главного управления танкового производства Министерства. С марта 1949 года - заместитель председателя Бюро по машиностроению и судостроению при Совете Министров СССР. С января 1950 года - Министр транспортного машиностроения СССР. В 1952 - 1961 года - кандидат в члены ЦК КПСС. После смерти И.В. Сталина 5 марта 1953 года при реорганизации правительства Министерство транспортного машиностроения включено в состав Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР, а сам Максарев стал заместителем министра в новом объединенном Министерстве. В отличие от большинства сталинских наркомов и руководителей, снятых или пониженных в должностях при Н.С. Хрущеве, Максарев оставался на высоких государственных постах. Был заместителем председателя Бюро по машиностроению в 1954 - 1955 годах, первым заместителем председателя Государственного комитета по новой технике в 1955 - 1957 годах. С 1957 года - председатель, а с 1959 года - первый заместитель председателя Государственного научно-технического комитета. С 1961 года возглавлял Комитет по делам изобретений СССР, который в 1963 году переименован в Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий. В 1965 году этот комитет вновь переименован в Комитет по делам изобретений СССР, а в 1973 году опять произошло обратное переименование в Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий. Все эти году Комитет возглавлял Ю.Е. Максарев. За годы руководства комитетом Максареву удалось поднять дело изобретательства в стране на мировой уровень. Была создана хорошая законодательная база, переработано патентное и авторское право, СССР подписал и неукоснительно соблюдал все важнейшие международные конвенции и соглашения по делам изобретений и открытий. В 2003 году в Российском Агентстве по товарным знакам учреждена ежегодная премия имени Ю.Е. Максарева за лучшую диссертационную работу, внесшую существенный вклад в решение проблем правовой охраной интеллектуальной собственности в России.
Комментариев нет:
Отправить комментарий