суббота, 4 апреля 2020 г.

Стрелецкий Николай (механик)

Николай Стрелецкий (1885 –1967) – ученый-механик, специалист в области строительных конструкций и мостостроения; член-корреспондент АН СССР.
Родился в Польше. В 1911 году окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. С 1915 г. преподавал (с 1918 г. – профессор) и вел научную работу в Московском высшем техническом училище, с 1933 г. – в Московском инженерно-строительном институте им. В. В. Куйбышева. Основные труды – по теории прочности сооружений и конструкций. Большое значение для практики проектирования и строительства имеют разработанные под его руководством теоретические основы расчета строительных конструкций по предельным состояниям. Им также разработаны основы типизации транспортных и промышленных сооружений. По его проектам постр. ряд крупных металлических железнодорожных мостов, в том числе мосты через реки: Ока, Волга, Днепр, канал им. Москвы.

Николай Стрелецкий родился 2 (14) сентября 1885 года в крепости Осовец Белостокского воеводства (ныне Польша). Его отец, видный военный инженер С. А. Стрелецкий, строил оборонительные сооружения в Вильнюсе, Риге, Хабаровске, Владивостоке. В 1904 году Николай окончил гимназию во Владивостоке и поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, который с отличием закончил в 1911 году. Для совершенствования знаний по мостостроению молодой инженер был направлен в двухгодичную командировку в Германию, где он слушал лекции в Шарлоттенбургской высшей технической школе, работал в проектном бюро, участвовал в возведении мостов. Вернувшись из-за границы, Н. С. Стрелецкий устраивается в Общество Московско-Казанской железной дороги, где под его руководством разрабатываются проекты мостов через Оку, тоннеля под Волгой в Нижнем Новгороде. Глубоко проанализировав и обобщив весь предшествующий опыт проектирования и строительства аналогичных сооружений, Николай Станиславович публикует этот материал, сразу же обративший на себя внимание специалистов. В 1915 году Стрелецкий становится преподавателем инженерно-строительного факультета МВТУ. Педагогическую работу он сочетал с большой научно-исследовательской и инженерной деятельностью. В 1917 году возглавил кафедру мостов и параллельно преподавая в Московском институте инженеров путей сообщения. Звание профессора Николай Станиславович получил в 1918 году. С 1930 по 1935 год Николай Станиславович возглавлял кафедру мостов в Военно-инженерной академии. Кроме мостостроения, Н. С. Стрелецкого занимали металлические конструкции промышленного и гражданского строительства. Еще в 1927 году он стал одним из организаторов Государственного института сооружений, преобразованного через пять лет в ЦНИИПС, где сначала руководил лабораторией, а в 1935–1936 годы директорствовал. Н. С. Стрелецкий создал получивший позднее широкую известность «треугольник развития металлостроительства», в который вошли Проектстальконструкция, отделение металлоконструкций ЦНИИПСа (позднее ЦНИИСК) и соответствующая кафедра МИСИ имени В. В. Куйбышева. Тридцать лет он неизменно осуществлял творческое взаимодействие этих трех организаций. Его детище – и региональные творческие центры развития металлоконструкций в Новосибирске, Ленинграде, Макеевке, Новокузнецке, Горьком, Воронеже и других городах страны. С 1932 года Н. С. Стрелецкий возглавлял кафедру металлоконструкций МИСИ, где углубленно занимался вопросами их расчета, в том числе с учетом развития пластических деформаций. Огромная научная работа, проведенная Н. С. Стрелецким до 1930 года, получила широкое признание. В 1931 году его избирают членом-корреспондентом АН СССР. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, он – кавалер четырех орденов Ленина и дважды Трудового Красного Знамени, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Память о себе Н. С. Стрелецкий оставил и в своих учениках, многие из которых под его руководством стали известными учеными, докторами наук, профессорами и возглавляют сегодня научно-исследовательские, учебные и проектные институты по всей стране.

Комментариев нет:

Отправить комментарий