воскресенье, 19 апреля 2020 г.

Перов Василий

Перов Василий (1833 или 1834 – 1882, село Кузьминки, ныне Москва) – художник. Родился в Тобольске. Учился в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина (1846–49, с перерывами) и в МУЖВЗ (1853–61). Пенсионер петербургской Академии художеств (1862–69, до 1864 – в Париже). Член Московского общества любителей художеств (с 1862). С 1864 постоянно жил в Москве. С 1871 профессор МУЖВЗ. Один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, его представитель в Москве, член правления и казначей (до 1877). Обратившись к бытовому жанру, Перов внес в него принципиально новые темы и образы, сосредоточив внимание на многих уродливых и трагических сторонах жизни крестоварищества и городской бедноты, характерных для 1860-х  («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861, «Проводы покойника», 1865, обе – в Государственной Третьяковской галерее). Перов неоднократно вводил в композицию приметы московской городской среды (например, Рождественский мон-рь на заднем плане картины «Тройка», 1866, ГТГ), но не стремился к их конкретизации («Последний кабак у заставы», 1868, ГТГ); в картине «Утопленница» (1867, ГТГ) действие происходит на берегу Москвы-реки, на фоне туманного силуэта Кремля и московских церквей. В начале 1870-х  Перов исполнил яркие, психологически точные портреты многих представителей московской интеллигенции, раскрывая духовные особенности каждого в органическом единстве позы, движения, мимики («В.В. Бессонов», 1868, «А.Н. Островский», 1871, «В.И. Даль», «М.П. Погодин», оба – 1872, все – в ГТГ). В 1860-х – начале 1870-х  Перова связывали особенно тесные отношения с П.М. Третьяковым, который приобретал его произведения; Перов был также дружен с А.К. Саврасовым. С 1864 жил на Тверской улице, 30, с 1871 – при МУЖВЗ.
В Москве:
Почти вся творческая жизнь Перова связана с Москвой. В 1853 г. он поступил в Училище живописи и ваяния. Сильно нуждаясь, художник жил в детском приюте на Мещанской, где работала приятельница его матери. В 1855 г. он лишился и этого крова. В судьбе молодого художника принял участие преподаватель Е. Я. Васильев и поселил его на своей квартире при училище. Как вспоминает Перов, «учитель наш Егор Яковлевич Васильев был человек исключительный. Высокой честности, ангельской доброты и кротости, всеми любимый и всеми уважаемый, он, поистине, был человек не от мира сего». Его учеником был Прянишников, с которым Перов быстро подружился. Друзья часто бродят по московским улицам, изучают народный быт. В своей картине «Приезд станового на следствие» (1857 г.) художник изобразил Прянишникова в виде молодого порубщика. Картина имела большой успех. В молодом художнике видели продолжателя дела П. А. Федотова. Широкую известность Перову принесла «Проповедь в селе» (1861 г.). В том же году он написал «Сельский крестный ход на пасхе». До этой картины русская живопись еще не знала столь беспощадного обличения духовенства, поэтому ее поспешно удалили с выставки в Петербурге. П. М. Третьякову писали: «...слухи носятся, что будто бы вам от Св. Синода скоро сделают запрос: на каком основании вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично?». Вплоть до революции 1905 г. «Сельский крестный ход на пасхе» было запрещено воспроизводить в печати и экспонировать на публичных выставках. К этому же циклу перовских картин примыкает «Чаепитие в Мытищах» (1862 г.), дающее острую сатирическую характеристику духовенства. С осени 1864 г. Перов жил в доме № 30 на Тверской. Эти годы для него были чрезвычайно плодотворными. В 1865 г. художник создал свое замечательное полотно «Похороны крестьянина». В нем, по словам М. В. Нестерова, он «горячим сердцем достигал неотразимого впечатления». Темы картин художник нередко черпал из московского быта. Трудно не узнать обстановку московского трактира в его полном горечи «Гитаристе-бобыле» (1865 г.). Туманное осеннее утро на Москве-реке изображено в его «Утопленнице» (1867 г.), нищая окраина города - в безрадостном «Последнем кабаке у заставы» (1868 г.). В 1871 г. Перов стал преподавателем училища и посе­лился в его помещении. Один из учеников вспоминает, что Перов «вошел в нашу жизнь и наши интересы. Двери его были открыты всегда для каждого, кто нуждался в его помощи и его совете... Не раз целыми часами беседовал Перов с приходившими к нему учениками, забывая даже при этом свою работу, а ученики после этих бесед чувствовали, как перед ними шире раскрывался горизонт и как в душе их загоралась новая вера и в искусство и в самого себя». По словам М. В. Нестерова, «в Московской школе живописи... все жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний». В эти годы Перов, помимо таких блестящих произведений, как «Охотники на привале» (1871 г.) и «Старики-родители на могиле сына» (1873 г.), создал замечательную галерею портретов русских писателей - В. И. Даля, Ф. М. Достоевского, А. Н. Майкова, А. Н. Островского, А. Ф. Писемского, И. С. Тургенева. Его картины были суровым обвинительным актом против самодержавного строя. Сопоставляя имена Перова и Мусоргского, Стасов говорил, что «оба художника будут дороги будущим поколениям, это именно - их народностью и реальностью». 

Комментариев нет:

Отправить комментарий