четверг, 16 апреля 2020 г.

Одоевский Владимир

Глубоким знатоком музыки был Владимир Одоевский (1804-1869) – писатель, критик, композитор и общественный деятель, друг А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и М. И. Глинки. Всесторонне образованный человек, Одоевский с интересом изучал химию и анатомию, философию и физику. Но наибольшей его любовью пользовалась музыка. Одоевский был одним из первых ее теоретиков в России, положившим начало классическому периоду русского музыкознания.

Отцу писателя принадлежало большое владение в М. Козловском переулке (на месте домов №№ 1, 3 и 5). После его смерти в 1808 г. Одоевский жил в доме своих родственников в Камергерском переулке. Дом этот неузнаваемо перестроен в 1902 г. Ныне в нем помещается Московский Художественный академический театр. Широкий круг интересов Одоевского своеобразно отразился на обстановке его квартиры. Современник вспоминает: «Две тесные каморки молодого Фауста под подъездом были завалены книгами - фолиантами, квартантами и всякими октавами, - на столах, под столами, на стульях, под стульями, во всех углах, - так что пробираться между ними было мудрено и опасно. На окошках, на полках, на скамейках - склянки, бутылки, банки, ступы, реторты и всякие орудия. В переднем углу красовался человеческий костяк с голым черепом... К каким ухищрениям должно было прибегнуть, чтоб поместить в этой тесноте еще фортепиано...». Здесь у Одоевского часто бывали горячо любивший музыку поэт Д. В. Веневитинов и А. С. Грибоедов, с которым он много занимался вопросами теории музыки. В 1824-1825 гг. вместе с другом А. С. Пушкина поэтом-декабристом В. К. Кюхельбекером Одоевский издавал альманах «Мнемозина», в котором некоторое место уделялось и вопросам музыки.

В 1826 г. Одоевский уехал в Петербург. Горячий поборник русской национальной культуры, он чутко следил за развитием русской музыки. Одним из первых он гениально понял значение «Ивана Сусанина» М. И. Глинки. «С оперою Глинки, - писал Одоевский, - является то, чего давно ищут и не находят в Европе - новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки». Связанный с М. И. Глинкой дружественными отношениями, он выступил с рядом статей, защищавших оперу «Иван Сусанин» и пропагандировавших его творчество.

В 1862 г. Одоевский вновь поселился в Москве (Смоленский бульв., 19, во дворе). Дом его становится одним из центров литературной и музыкальной жизни Москвы. Здесь бывали Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, В. И. Даль, Н. Г.Рубинштейн. Один из современников вспоминает, что у Одоевского он «встретил Берлиоза и других иностранных музыкантов, и однажды слушал русского композитора Серова». Многочисленных слушателей собирали устраиваемые Одоевским чтения по теории музыки и музыкальным основам русской народной песни. Он записывает песни у народных исполнителей и призывает изучать их. «Подобного разнообразия, - пишет Одоевский, - нет ни у одного народа - нам недостает лишь науки для разработки этих элементов... Это - Гоголевская степь в нашей песне - даль бесконечная!».

Комментариев нет:

Отправить комментарий