пятница, 10 апреля 2020 г.

Эрьзя Степан

Эрьзя (Нефедов) Степан (27.10.1876 – 1956) – скульптор. Из Мордовии. Дет. годы провел в д. Баевские Выселки (ныне пос. Баевка Алатыр. р-на). С 1890 вместе с семьей жил в г. Алатырь, где у мест. учителей-иконописцев постигал азы изобразител. искусства. С 1893 в г. Казань, в иконопис. мастерской П.А. Ковалинского, вместе с наставниками из иконопис. мастерских Алатыря и Казани участвовал в росписях поволж. церквей. В 1898 возвратился в Алатырь. Выполнил декорации к сценам «У мельницы» и «У фонтана» по произведениям «Русалка» и «Борис Годунов» А.С. Пушкина в благотворител. любител. спектакле, посвященном 100-летию со дня рождения поэта. Художествен. образование завершил в Моск. училище живописи, ваяния и зодчества (1902–06), где внач. занимался у живописца Н.А. Касаткина, потом перешел в мастерскую скульптора С.М. Волнухина. В 1906–14 жил и работал в Италии и во Франции. Используя достижения мировой скульптуры и народ. искусства мордвы, искал новые выразител. средства пластики, постепенно вырабатывал свой уникал. творческий стиль. Участвовал в международ. выставках в Венеции, Милане (1909), Ницце (1910) и «Осеннем салоне» в Париже (1911–13), к-рые принесли ему мировое признание. Огромный успех имела персонал. выставка скульптуры и графики Э. (1913), состоявшаяся в Париже. В 1914 художник решил вернуться в Россию и обосноваться в Алатыре. В нач. 1914, будучи в Италии, он получил официал. приглашение Алатыр. город. думы приехать и наблюдать за постройкой здания, предназначенного для размещения его скульптур. произведений. Однако намерение Э. не осуществилось. В 1914–18 жил и работал в Москве, в 1918 навестил алатыр. родственников. Много ездил по стране: жил на Урале (1918–21), в Геленджике и Новороссийске (1921–22), Батуми (1922), Баку (1923–25). Работал над произведениями монументал. и станковой скульптуры: создал памятники «Освобожденному труду», Уральским коммунарам, К. Марксу в г. Екатеринбург, В.И. Ленину в Батуми, оформил Дом союза горняков в Баку и т.д. С кон. 1925 жил в Москве, принял участие в Первой выставке Общества рус. скульпторов (1926). В 1925 посетил Алатырь, привез часть своих скульптур. работ и живопис. произведений для хранения у родственников. Осенью 1926 переехал в Париж, где состоялась его персонал. выставка. Последующая жизнь и творчество мастера связаны с Аргентиной (1927–50). Там он открыл новый для себя скульптур. материал – южноамериканские породы деревьев квебрахо и альгарробо. Работая с ними, ввел в искусство мировой пластики оригинал. технику обработки дерева, выявляя его естествен. красоту и добиваясь уникал. композицион. завершенности. Проводил персонал. выставки в столице Аргентины Буэнос-Айресе. В 1950 вернулся в СССР и обосновался в Москве. Привез с собой более 200 произведений и безвозмездно передал их государству. В 1954 в Москве проведена персонал. выставка его работ.

Основные скульптур. произведения Э., выполненные в разных материалах (гипс, цемент, железобетон, бронза, мрамор, гранит, кавказский дуб, кавказский орех, квебрахо, альгарробо и др.): «Тоска» (1908), «Последняя ночь» (1909), «Каменный век» (1911), «Марта» (1912), «Агриппина» (1913), «Монголка» (1914), «Эрзянка», «Автопортрет» (1915), «Ева» (1919), «Узник» (1920), «Жертвы революции 1905 года» (1926), «Карл Маркс» (1927), «Иоанн Креститель» (1928), «Бетховен» (1929), «Лев Толстой», «Александр Невский» (1931), «Моисей», «Француженка», «Мужество» (1932), «Отчаяние» (1936), «Крестьянин-мордвин» (1937), «Микеланджело», «Сократ», «Портрет матери» (1940), «Парагвайка», «Монахиня» (1941), «Испанка» (1942), «Чилийка» (1943), «Каприз», «Старик-мордвин» (1944), «Христос», «Аргентинка» (1945), «Москвичка» (1953), «Студентка» (1954), «В.И. Ленин» (1956). Произведения Э. находятся в музеях Москвы, С.-Петербурга, Ярославля, Пензы, в музеях и частных собраниях за рубежом. Самое крупное собрание его работ сосредоточено в Мордов. республикан. музее изобразител. искусств, с 2005 носящем его имя (г. Саранск).

Комментариев нет:

Отправить комментарий