пятница, 3 апреля 2020 г.

Ломоносов Михаил

Михаил Ломоносов (1711–1765) – первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, профессиональный исследователь природы: физик, химик, географ, металлург, математик и астроном, обновитель русского языка, на котором он написал стихи, оды, драмы и научные сочинения. В 34становится первым русским академиком. Родился в деревне Денисовка, недалеко от села Холмогоры. Отец мальчика занимался рыбным промыслом. Морские путешествия закалили характер мальчика и развили в нем решительность и самостоятельность. Сильным было и влияние рано умершей матери. В 1722она, образованная дочь дьякона, начала учить сына грамоте. К 14 м прочел все книги, которые ему удалось достать: «Арифметику», «Славянскую грамматику» и «Псалтырь». Жажда знаний стала его страстью-мечтой, которая не угасала на протяжении всей жизни. В 19 лет он, бросив родных, тайно отправился в Москву, когда стояли страшные морозы. Беглец специально выбрал эту пору: догонять его поостереглись – боялись замерзнуть. С рыбным обозом в 1731 пришел в Москву. 15 января 1731поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию. Здесь проучился 4, после чего слушал курсы в Киево-Могилянской академии. 12 января 1736его зачислили в Санкт-Петербургский академический университет, а 4 октября 1736отправили в Германию для обучения горному делу и металлургии. Трипровел он в университете города Марбурга и ещеобучался горному делу у профессора И. Генкеля. В этом жеон женился на дочери квартирной хозяйки – Елизавете-Христине Цильх. Вернулся на родину, поскольку разругался с Генкелем, которого считал чел.ом недалеким. Но в мае по пути в Россию под Дюссельдорфом Михаила обманом забрили в прусские рекруты. В октябре бежал и вернулся в Россию через Голландию. Его определили в Академию наук и художеств в Петербурге. Спустя 4он уже профессор химии в этом научном заведении. В 1746он первым прочитал курс физики на русском языке (а не на латыни). После этого события, Ломоносов убедил руководство Академии наук в необходимости построить для него первую в России научно-исследовательскую лабораторию. В 1748лаборатория была готова. Здесь Ломоносов занялся исследованием состава стекла и фарфора. Он раскрыл византийский секрет изготовления смальты и тем самым возродил искусство мозаики. Здесь же, в химической лаборатории, в 1752-1753 х прочитал первый в истории России курс лекций по физической химии. В это же время ученый обосновал принцип сохранения материи и движения, исследовал электричество и силу тяжести. Ему удалось доказать, что на планете Венера есть атмосфера и описать происхождение некоторых полезных ископаемых и минералов. В 1755 Ломоносова был основан Московский университет. Литература и русский язык – еще одна грань интересов Л. В 1755ученый завершил работу над «Российской грамматикой», где впервые различил «гражданский» русский язык и язык церковно-славянский. По мнению Ломоносова, в русском литературном языке из церковно-славянского должно быть сохранено только то, что живет в обиходе и понятно на бытовом уровне. Из книжного словарного запаса может быть полезным только то, что помогает толкованию абстрактных понятий, основной же частью русского литературного языка должна быть письменная и устная речь народа. Ломоносов сам прилагал усилия для написания художественных произведений: «Оды на взятие Хотина» (1739); трагедий «Тамира и Селим» (1750) и «Демофонта» (1752). Главная идея его творческих работ – необходимость развития в России науки и образования. В 1757Ломоносова назначили советником Академической канцелярии. Спустяон – руководитель Исторического собрания, Географического департамента, Академического университета и гимназии при нем. Заниматься экспериментальной наукой становилось все труднее. Но Ломоносов не опустил руки и приступил к гуманитарным предметам, закончил работу над историей Древней Руси. Он доказывал, что норманны, основавшие Русское государство, были не скандинавами, а славянами из Прибалтики. Вел войну против немецких профессоров, которые утверждали, что норманны были выходцами из Швеции. 30 апреля 1760Шведская королевская Академия наук избрала Ломоносова почетным членом. Через 3ученый был избран членом российской Академии трех знатнейших художеств, а в 1764– почетным членом Академии наук Болонского университета. Однако в это время Михаил был тяжело болен. Пытался продолжить научные изыскания, но 4 апреля 1765умер.

Ломоносов Михаил (8(19).11.1711 – 1765) – первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, чел. энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки.

Л. родился в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) ок. села Холмогоры (Архангельской губернии) в семье крестьянина-помора Василия, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Стремясь получить образование, Л. в декабре 1730 покинул дом отца и отправился в Москву. Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре. В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Л. был послан в Петербург для зачисления в Академический университет, а в 1736 командирован в Германию для обучения химии и металлургии. Он учился сначала в Марбургском университете под наблюдением и руководством известного физика и философа Х. Вольфа, а затем во Фрейберге у химика и металлурга И. Генкеля. За границей Л. пробыл до 1741 и вскоре по возвращении (в январе 1742) был назначен адъюнктом АН по физическому классу, а в августе 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии. Деятельность Л. в АН была весьма разносторонней. В 1746 он первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке, тогда же опубликовал перевод краткого изложения «Экспериментальной физики» Х. Вольфа. В 1748 по настоянию Л. для него была постр.первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория.

Научную деятельность Л. можно разделить на три периода: до создания лаборатории он в основном занимался химическими и физическими исследованиями, с 1748 проводил преимущественно химические работы, а с 1753 до конца жизни ≈ в самых различных областях естественных и прикладных наук. Наряду с научными исследованиями Л. занимался литературным творчеством и опубликовал несколько од и трагедий. Движимый высоким патриотизмом, он предпринял детальное изучение ряда источников русской истории. Проявляя заботу о распространении просвещения в России, Л. настаивал на создании университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его хлопоты увенчались успехом: в 1755 по его проекту был организован Московский университет, носящий ныне имя Л. В течение многих лет Л. разрабатывал технологию получения цветного стекла на фабрике, постр. им в Усть-Рудицах (близ Петербурга). Цветные стекла использовались для создания мозаик, в развитие искусства которых Л. внес существенный вклад. Он создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную (ок. 4,8 ` 6,44 м) мозаику «Полтавская баталия» (1762≈64, Ленинградский дом АН СССР). Мозаичные работы Л. были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 своим членом.
На протяжении всей жизни Л. был инициатором самых разнообразных научных, технических и культурных мероприятий, направленных на развитие производительных сил России и имевших первостепенное государственное значение. Однако в условиях феодально-крепостного строя многие его «государственные помыслы» не могли быть осуществлены. В последние ы жизни Л. его научные работы были оценены за пределами России. Он был избран почетным членом Шведской АН (1760), а затем почетным членом Болонской АН (1764). Весной 1765 Л. простудился и 4(15) апреля скончался; он похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Ленинграде. Научные исследования Л. по химии и физике основывались на представлениях об атомно-молекулярном строении вещества и, таким образом, продолжали то направление, которое развивалось в 17 в.е, прежде всего Р. Бойлем Л. задумал написать большую «корпускулярную философию» ≈ трактат, объединяющий в одно стройное целое всю физику и химию на основе атомно-молекулярных представлений. Ему не удалось осуществить свой грандиозный замысел, но большую часть его физических и химических трудов следует рассматривать как подготовительные материалы к этой работе. Первым шагом в этом направлении было развитие учения о «нечувствительных» (то есть неощутимых) частичках материи ≈ «корпускулах» (молекулах). Л. полагал, что всем свойствам вещества можно дать исчерпывающее объяснение с помощью представления о различных чисто механических движениях корпускул, в свою очередь состоящих из атомов. Таким образом, в теории Л. не вводятся материи огня, света, теплоты и другие специфические материи (за исключением заполняющего все пространство эфира). Эта концепция Л. в основном противоречила общепринятым неверным представлениям 18 вв.. Характерно, что молекулярно-кинетическая теория теплоты, успешно развивавшаяся еще в 17 в.е и разрабатывавшаяся в нач. 18 вв. Д. Бернулли, была совершенно оставлена современниками Л. в пользу теории теплорода. В своем произведении «Размышления о причине теплоты и холода» (1744) Л., тщательно проанализировав имевшийся опытный материал, привел веские аргументы против теории теплорода. Он пришел к предположению, что теплота обусловлена вращательными движениями частиц вещества. Эта гипотеза была в 19 в.е использована в первоначальных попытках постр.ия кинетической теории газов ( Дэви, Дж. П. Джоуль). В основу молекулярно-кинетической теории Л. положил свою формулировку философского принципа сохранения материи и движения: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своей силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает». Л. считал законы сохранения вещества и движения основными, не требующими проверки аксиомами естествознания. Чтобы убедиться в несостоятельности господствовавшего в ту эпоху учения об «огненной материи», Л. подверг проверке опыт Бойля, который, прокалив на огне запаянный сосуд, содержавший металл, обнаружил увеличение веса вскрытого сосуда и приписал это проникновению сквозь стекло «огненной материи» (флогистона). Повторив опыт Бойля, но не вскрывая сосуда после нагревания, Л. убедился, что «славного Роберта Бойля мнение ложно, ибо без пропущения внешнего воздуха вес сожженного металла остается в одной мере». И в отличие от химиков своего времени, Л. исключил «огненную материю» из числа химических агентов. Обнаружив далее, что образовавшаяся в запаянном сосуде окалина обладает большим весом, чем исходный металл, Л. попытался прокаливать металл в сосудах, «из которых был вытянут воздух». Но несовершенство насосов того времени не позволило Л. факт. получить вакуум и экспериментально раскрыть природу процессов горения и образования окалин. Теоретическая химия Л. целиком опиралась на достижения физики. «Физическая химия, ≈ писал Л., ≈ есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях. Химия моя физическая». В 1752≈53 Л. прочитал студентам курс «Введение в истинную физическую химию», сопровождавшийся демонстрационными опытами и практическими занятиями. Он составил обширную программу исследований свойств растворов. Сохранились полученные им данные о растворимости солей в воде при различных температурах, об охлаждении растворов с записью хода падения температуры со временем. Л. разработал приборы для физического исследования химических объектов (вискозиметр для измерения вязкости, рефрактометр для определения показателя преломления, прибор для определения твердости образцов). Значительное внимание Л. уделил исследованиям атмосферного электричества, проводившимся им совместно с В. Рихманом Л. и Рихман придали своим экспериментам количественный характер, разработав для этой цели специальную аппаратуру ≈ «громовую машину». После гибели Рихмана от удара молнии (1753) Л. продолжал начатые исследования, несмотря на препятствия духовенства, считавшего гибель Рихмана «божьей карой». Л. полагал, что электрическое поле обусловлено вращательными движениями частиц эфира, полностью отрицая существование электрических зарядов в веществе. Такая концепция приводила, в частности, к неправильной оценке Л. роли молниеотвода. Одним из важных изобретений Л. в области оптики была «ночезрительная труба» (1756≈58), позволявшая в сумерки более отчетливо различать предметы. Кроме того, задолго до В. Гершеля Л. сконструировал отражательный (зеркальный) телескоп без дополнительного плоского зеркала. Л. интересовали также астрономия и геофизика. 26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца Л. открыл существование у нее атмосферы, впервые правильно истолковав размытие солнечного края при двукратном прохождении Венеры через край диска Солнца. С помощью разработанной им конструкции маятника, позволявшей обнаруживать крайне малые изменения направления и амплитуды его качаний, Л. осуществил длительные исследования земного тяготения. Л. уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. В своем «Слове о рождении металлов от трясения Земли» (1757) и в работе «О слоях земных» (кон 1750-х, опубликована в 1763) он последовательно проводил идею о закономерной эволюции природы и факт. применял метод, впоследствии получивший в геологии название актуализма. «Напрасно многие думают, что все, как видим, с начала творцом создано, – писал Л. – Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех наук». В этой же работе Л. приводил доказательства существования материка на Южном полюсе Земли. Придавая важное значение развитию русского металлургического производства, занимавшего в 18 в.е одно из ведущих мест в мире, Л. в 1763 опубликовал руководство «Первые основания металлургии или рудных дел», в котором подробно рассмотрел как свойства разных металлов, так и практически применяемые способы их получения. Вместе с тем Л. впервые здесь разработал физические условия «вольного» движения воздуха в рудниках и прим.л результаты этого анализа к процессам, происходящим в печах, работающих без принудительного дутья. Книга была выпущена огромным для того времени тиражом ≈ 1225 экземпляров. В 1758 Л. было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и Академической гимназией при АН. Основной задачей Географического департамента было составление «Атласа Российского». Л. разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для составления «Атласа» с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны. Тесно связан с этими работами Л. его замечательный трактат «О сохранении и размножении российского народа» (1761), имеющий общественно-политический характер. В нем Л. предложил ряд законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство. В «Рассуждениях о большой точности морского пути» (1759) Л. предложил ряд новых приборов и методов для определения долготы и широты места. В этом сочинении он впервые внес предложение об организации международной Мореплавательской академии для совместного решения наиболее важных научно-технических проблем мореплавания. Л. исследовал морские льды и дал первую их классификацию. Он неоднократно подчеркивал политическую и хозяйственную важность для России освоения Северного морского пути. В 1762 ≈63 написал «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», а в 1764 ≈ «прибавление» к этой работе «О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану», сопроводив его «примерной» инструкцией «морским командующим офицерам». Он предвидел, что «России могущество будет прирастать Сибирью». Русской историей Л. занимался еще в 1749, но систематические исследования в этом направлении он начал с 1751, постепенно собрав по подлинным документам «Древнюю Российскую историю от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 « (1≈2 части), опубликованную в 1766, и «Краткий Российский летописец с родословием» (1760), представляющий собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно. Л. выступал с критикой норманской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Он признавал определенную роль народных масс в историческом процессе, однако, оставаясь в области истории, как и все естествоиспытатели-материалисты того времени, на идеалистических позициях, Л. решающую роль отводил деятельности отдельных исторических личностей.
С начала своей деятельности в АН Л. боролся за расширение и улучшение ее работы как учебно-научного учреждения. Будучи назначен в 1757 советником Канцелярии АН, он разработал план реорганизации управления АН и подробный проект ее устава. Петербургская АН, ставшая крупным научным центром Европы бларя собранным в ней блестящим иностранным ученым, мало заботилась о создании самостоятельной российской науки. Л. предпринимал энергичные меры к устранению этого серьезного недостатка в деятельности АН, уделяя особое внимание академическому университету и гимназии. Однако во всех начинаниях ему приходилось преодолевать препятствия, чинимые придворными и академическими кругами. Многие передовые организационные замыслы Л. остались поэтому неосуществленными или были осуществлены много позднее. Так, Л. долго и безуспешно добивался организации Петербургского университета, который был учрежден лишь более чем через полвв. после смерти Л.
Подлинным преобразователем выступил Л. и в литературно-художественном творчестве; В.Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы». Новаторство Л. как поэта опиралось на глубокие традиции русской культуры, русского народного творчества, что особенно ярко сказалось в смелом преодолении непоследовательности той реформы русского стихосложения, которая была предложена в 1735 В. К. Тредиаковским Силлабо-тоническая система стихосложения, в основных чертах сохранившаяся в русской поэзии до наших дней, теоретически обоснована Л. в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739, опубликовано в 1778) и блестяще подтверждена его собственным поэтическим творчеством. Явившись создателем русской оды (первый образец ее ≈ ода «На взятие Хотина», 1739, опубликована в 1751), Л. придал этому традиционному в мировой литературе жанру высокое гражданственное звучание: «похвальная» по своему назначению, ода стала у Л. средством просветительской пропаганды достижений научной мысли и общественно-патриотических идей. Философские оды Л. высоко ценил А. С. Пушкин. Особое место в поэзии Л. занимает образ Петра I, претерпевающий характерную эволюцию, ≈ от отвлеченно символической фигуры богоравного героя в одах 1740-хк конкретно-историческому изображению просвещенного монарха в незавершенной эпической поэме «Петр Великий» (1760). Важную роль сыграл Л. и в разработке таких поэтических жанров, как послание, идиллия, эпиграмма и других. Ему принадлежат трагедии «Тамира и Селим» (1750), «Демофонт» (1752). Широко распространялась в списках его сатира на реакционное духовенство «Гимн бороде» (1757).
Теоретическим обоснованием поэтической практики Л. были его фундаментальные филологические труды. В «Кратком руководстве к красноречию» (1748) Л. утверждал, что чистота стиля зависит от основательного изучения грамматики русского языка и живой речи. В русском языке он видел «природное изобилие, красоту и силу», не уступающие ни одному из европейских языков. «Российская грамматика» (1755, опубликована в 1757), первая подлинно научная грамматика русского языка, носила нормативный характер. Указывая употребление различных грамматических форм или различных вариантов одной формы, Л. связывал это с разными стилями литературного языка: одни возможны только в книжной речи, другие ≈ в разговорной или в просторечии. Л. отметил также живые формы словоизменения. «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1758) ≈ самая зрелая филологическая работа Л. В ней разрешены три проблемы: сочетание церковно-славянских и русских элементов в составе русского литературного языка; разграничение литературных стилей; классификация жанров. В основу своего трактата Л. положил 3 тезиса: в русском литературном языке из церковно-славянского языка должно остаться только то, что понятно и живет в языке; из книжных источников должно сохраниться только то, что освоено народом в процессе многовв.ой практики и содержит запас слов, который удобен для выражения отвлеченных понятий; основной составной частью русского литературного языка, его первоосновой должна быть письменная и разговорная речь народа. В своих естественнонаучных произведениях и переводах Л. положил начало русской научной терминологии.
Л. был последовательным сторонником естественнонаучного материализма. Он полагал, что все явления природы имеют механический характер и следуют законам механики, однако, в отличие от своих современников, он не придерживался метафизических взглядов о неизменности и постоянстве мира и настаивал на эволюции всех естественных процессов в природе и постепенном изменении Вселенной и земного шара. Л. вел резкую полемику с духовенством, разоблачая его невежество и четко отграничивая науку от религии.
Научное творчество Л. и его жизненный путь служат предметом исследований многих советских и зарубежных ученых. 

Учился в 1731–35 в Славяно-греко-латинской академии ( доска на Никольской ул., 9), в Академическом университете в Петербурге (1735), в университетах Германии (1736–41). В 1755 по инициативе Ломоносова основан Московский университет (в июле 1754 Сенат утвердил представленный графом И.И. Шуваловым проект, в январе 1755 императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении университета), которому в 1940 присвоено имя Ломоносова. Университет был открыт в здании, находившемся на месте Исторического музея ( доска). По словам А.С. Пушкина Ломоносов «сам был первым нашим университетом».
Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Он развил атомно-молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о свете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на планете Венера. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Крупнейший поэт XVIII в., создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания, автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, филологических трудов и научной грамматики русского языка. Ломоносов также возродил искусство мозаики и производство смальты и вместе с учениками создал мозаичные картины. Автор трудов по истории России. В 1757 в типографии Московского университета издано собрание сочинении Ломоносова.
Ломоносов считал Москву великим городом, «первого рангу во всей Европе». Первый в Москве памятник Ломоносову (бронзовый бюст скульптора С.И. Иванова) был установлен в 1876 перед зданием университета на Моховой ул.. В октябре 1941 постамент памятника был разрушен во время воздушного налета (ныне памятник находится в клубе МГУ, Большая Никитская улица, 1). В 1945 был установлен временный памятник (скульптор С.Д. Меркуров), который в 1957 заменен бронзовым (скульптор И.И. Козловский, арх.Лебедев). В 1953 перед высотным зданием МГУ на Ленинских горах также воздвигнут памятник Ломоносову (скульптор Н.В. Томский, арх. Л.В. Руднев); в аллее ученых перед северным входом здания в 1953 установлен бюст Ломоносова (скульптор И.И. Козловский). Именем Ломоносова в 1956 назван проспект; его имя присвоено Ин-ту тонкой химической технологии (ныне Академия тонкой химической технологии), библиотеке № 2 (улица Каретный ряд, 5/10), детской библиотеке № 3 (улица Чехова, 2/4).

«Когда в Советском Союзе по призыву правительства и партии стала бурно расти наша современная наука и техника, это взошли семена ломоносовского посева», - писал президент Академии наук СССР С. И. Вавилов. Ломоносов был воплощением русского народного гения. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, - отмечал А. С. Пушкин, - Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...». Ученый и мыслитель, опередивший на многие ы своих современников, Ломоносов был основоположником русской науки. В дни 225-летия со дня его рождения «Правда» писала: «Необыкновенная страсть к научному познанию жизни и к преобразованию родной страны дала силы Ломоносову. Наука для него была непосредственно связана с опытом, с практикой, с промышленной разработкой естественных богатств страны, с развитием ее производительных сил, ее культуры. Он горячо любил свой народ». Вся жизнь Ломоносова является подвигом, образцом служения Родине. В снежный январь 173119-летний юноша покинул берега Белого моря и отправился пешком в Москву. Лишь скрыв свое крестьянское происхождение, Ломоносов смог поступить в Славяно-греко-латинскую академию (помещалась во дворе дома № 7 на Никольской, во времена Советского Союза, ул. 25 Октября). По собственному признанию, ы его учения сопровождала, «несказанная бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил». «Ломоносов был великий чел...., - писал А. С. Пушкин. - Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». В своей научной деятельности Ломоносов руководился принципом делать то, «что больше отечеству, нежели мне, нужно и полезно». Непоколебима была его вера в то,
что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Пламенный борец за самобытную русскую науку, Ломоносов ратовал за создание в Москве университета. «Главное мое основание, - писал он, - чтобы план университета служил во все будущие роды». Ломоносов боролся за то, чтобы в нем обучались представители всех сословий. По его мысли, университет должен был способствовать «к приращению наук, следовательно, к истинной пользе и славе отечества».
26 апреля 1755университет был открыт. Он помещался на Красной площади (ныне на этом месте Исторический музей). В 1786-1793замечательным русским зодчим М. Ф. Казаковым для университета было возведено здание на Моховой (дом № 11). После пожара в 1812его восстановил с изменениями Д. И. Жилярди. Московский университет был могучим источником знаний и просвещения в стране. В упорной и трудной борьбе с царизмом здесь развивалась передовая демократическая культура, прогрессивная наука. По словам А. И. Герцена, «университет больше и больше становился средоточием русского образования. Все условия для его развития были соединены: историческое значение, географическое положение и отсутствие царя... в него, как в общий резервуар, вливались юные силы России со всех сторон, из всех слоев; в его залах они очищались от предрассудков, захваченных у домашнего очага, приходили к одному уровню, братались между собой и снова разливались во все стороны России, во все слои ее». Имена многих ученых Московского университета являются гордостью и славой русской науки. При ин-те истории естествознания и техники АН СССР организован музей Л. (Ленинград). В 1956 АН СССР учредила присуждение двух золотых медалей Л. ≈ высшей награды АН СССР за выдающиеся работы в области естественных и общественных наук (одна из них присуждается советским ученым, другая ≈ зарубежным). Именем Л. названы город в Ленинградской области, течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген.

Комментариев нет:

Отправить комментарий