пятница, 17 апреля 2020 г.

Дзержинская Ксения (певица)

Ксения Держинская (1889 – 1951) – оперная певица (сопрано), педагог, публицист. Одна из ведущих оперных певиц своего времени.

Ксения Держинская родилась 25 января (6 февраля) 1889 года в Киеве (ныне в Украине). Училась в Киеве и в Санкт-Петербурге. В 1907 году окончила педагогические курсы Фундуклеевской женской гимназии, преподавала общеобразовательные предметы. С 1905 по 1909 годы брала уроки пения у Флоры Паш (Пашковской). Впервые выступила в 1911 как камерная певица в авторском концерте С. В. Рахманинова, высоко оценившего артистическое и вокальное дарование певицы. С 1911 до осени 1912 года обучалась пению в Санкт-Петербурге у Е. И. Териан-Коргановой. С 1913 по 1914 год – солистка оперной труппы антрепризы Сергиевского народного дома в Москве. Дебютировала в партии Марии в опере «Мазепа» П. И. Чайковского. Летом 1913 года готовила оперные партии в Киеве под руководством дирижера Л. П. Штейнберга. В феврале-июле 1914 года совершенствовалась в вокальном искусстве в Берлине у певицы и педагога Матильды Маллингер. С 1915 по 1948 год – солистка Большого театра в Москве. Исполнила 25 партий в 1044 оперных спектаклях. Значительное влияние на формирование творческих взглядов певицы оказали режиссер К. С. Станиславский и дирижер В. Сук. Под управлением последнего спела наиболее выдающиеся партии своего репертуара – Лизу («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Настасью («Чародейка» того же автора), Февронию («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова), Ярославну («Князь Игорь») А. П. Бородина и многие другие. 10 февраля 1917 года, в постановке Большого театра оперы Дж. Верди «Дон Карлос», пела партию Елизаветы вместе с Ф. И. Шаляпиным (партия Филиппа). Эта постановка примечательна тем, что Ф. И. Шаляпин выступал не только в своем обычном амплуа певца-солиста, но и как режиссер. В 1926 году исполняла партию Февронии в Париже на сцене «Гранд-Опера». Выступала как камерная певица. Вела концертно-исполнительскую деятельность. В ее обширный репертуар входили произведения П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. Шуберта, Р. Шумана, старинные романсы. Обладала широким диапазоном, силой и красотой тембра голоса, большим драматическим мастерством. Искусство певицы отличалось большой музыкальной культурой и высокой вокальной техникой». Педагогическую деятельность начала в Государственном оперном театре им. К. С. Станиславского (ныне Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) (1935–1936 и 1943–1947). В 1941–1943 годах занималась с солистами Ташкентского оперного театра. В 1947–1951 годах – преподаватель вокального класса в Московской консерватории им. П. И. Чайковского (с 1947 – профессор кафедры сольного пения, до 1949 – также декан вокального факультета). Автор статей, посвященных вокальному искусству, а также воспоминаний.

Комментариев нет:

Отправить комментарий